2.2 Особенности формирования навыков общения у дошкольников с нарушением интеллекта
Принципиально важным для педагогики и психологии является выдвинутое Л.С. Выготским положение об общности закономерностей развития нормального и аномального ребёнка. В связи с этим в психическом развитии ребёнка с интеллектуальной недостаточностью присутствуют те же стадии, что и в развитии нормального ребёнка.
Ребёнок развивается в процессе общения со взрослым, в основе которого лежит эмоциональный контакт взрослого и ребёнка.
Эмоциональное общение взрослого и ребёнка при нормальном развитии возникает очень рано, оно начинается с "заражения эмоциями" (Э. Сеген, А. Валлон) в ответ на приветливый взгляд и ласковый голос взрослого а в дальнейшем перерастает в "комплекс оживления". В процессе эмоционального контакта у ребёнка возникает потребность в общении со взрослым [13].
Детям с нарушением интеллекта свойственна патологическая инертность, отсутствие интереса к окружающему, и поэтому, в отличие от нормально развивающихся сверстников, эмоциональный контакт со взрослым, а следовательно и потребность в общении с ним у них, как правило, не возникает, "комплекс оживления" либо отсутствует, либо чрезвычайно угнетён и выражен в рудиментарной форме.
Ребёнок с нарушением интеллекта к раннему возрасту уже имеет существенные вторичные отклонения в психическом и речевом развитии.
Дети не обращают внимания на многие предметы, а, значит, не запоминают их названий, ещё хуже овладевают названиями действий. Но потребность в общении так или иначе появляется - этого требует социальная среда, однако речь ребёнка не может служить ни средством общения, ни средством передачи ребёнку общественного опыта. Недоразвитие коммуникативной функции речи не компенсируется другими средствами общения, в частности мимико-жестикуляторными; амимичное лицо, плохое понимание жеста, употребление лишь примитивных стандартных жестов отличают детей с нарушениями интеллекта от безречевых детей и от детей с другими нарушениями.
Более половины детей 4-5 лет с нарушением интеллекта при поступлении в специальные дошкольные учреждения либо совершенно лишены речи, либо находятся на уровне произнесения отдельных (чаще всего лепетных) слов.
Совсем по-иному, чем в норме, складывается общение как со взрослыми, так и с коллективом сверстников. Отсутствие средств общения (как речевых, так и неречевых), непонимание ситуации, отображаемой в игре, ведут к тому, что умственно отсталые дети в большинстве случаев оказываются отверженными во дворе, в общеобразовательном дошкольном учреждении и вынуждены играть с детьми младшего возраста. В результате, лишённые возможности полноправно участвовать в играх, такие дети не могут удовлетворить потребность в игре, что приводит к глубокому психологическому конфликту. Желание самоутвердиться, характерное для детей этого возраста, приобретает патологические формы, они становятся озлобленными и могут вести себя жестоко по отношению к более слабым. Такое поведение может представлять собой и своеобразные, искажённые формы общения.
Одним из основных направлений коррекционной работы с аномальными дошкольниками является формирование у них положительного отношения к контактам со взрослыми и сверстниками. Надо дать ребёнку почувствовать, что его любят, ему рады, он не одинок. Родители должны быть ласковы со своим ребёнком, доброжелательны, терпеливы и, вместе с тем, требовательны и строги. Зная о том, что ведущим видом деятельности у дошкольников является игра, родители должны стараться вызвать у ребёнка интерес к ней или просто к игровым действиям. Надо показать малышу заинтересованность взрослых в игре с ним [16].
Современный этап развития общества выдвигает новые задачи воспитания детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Большое значение придается проблеме психологической подготовки детей к школе, в решении которой ведущую роль играет общение с взрослым как центральное звено когнитивного волевого развития ребенка. В последние годы отечественные исследователи уделяли большое внимание проблеме общения нормально развивающихся дошкольников (З.М. Богуславская, Л.Н. Галигузова, М.И. Лисина, Е.О. Смирнова и др.). Однако до сих пор, несмотря на значимость проблемы, недостаточно изучены особенности общения детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта (Д.И. Аугене, Ж.Н. Головина, Е.С. Слепович), не разработана система работы по развитию общения.
На сегодняшний день в воспитании детей с нарушениями интеллекта при определенной несформированности у них навыков коммуникации, является обучение их умению эффективно общаться, снижение агрессивных тенденций в поведении, снятие защитных реакций, обособленности включение в жизнь группы, накопление опыта положительного взаимодействия.
Делая вывод по второй главе данной работы, мы можем утверждать, что общение имеет огромное значение для развития ребенка. В ходе коммуникации ребенок усваивает общественно-исторический опыт, накопленный предыдущими поколениями человечества, поэтому взаимодействие со взрослыми представляет собой важный источник усвоения и приобретения детьми опыта предыдущих поколений. Для такого усвоения необходимо общение со взрослыми людьми. Общение является обязательным условием существования человека. Общение играет решающую роль не только в обогащении содержания детского сознания, но в приобретении ребенком новых знаний. В ходе общения со взрослыми дети впервые обучаются пониманию сложных задач, пытаются их решать.
Общение самый важный фактор психического развития. Благодаря общению человек поддерживает свою жизнедеятельность, без общения невозможно само существование человеческих индивидуальностей. Для всех групп аномальных детей характерно изменение способов коммуникации, которое проявляется в том, что у них нарушено речевое общение, у многих коммуникация осуществляется при активизации невербальных средств. Многим детям присущи дефекты звукопроизношения, затруднен процесс восприятия и осмысления содержания рассказов, сказок и т.д. Связная речь не соответствует возрасту. Все это приводит к тому, что у детей с нарушениями интеллекта нарушено речевое общение. Отклонение в развитии личности ребенка в зависимости от дефекта, выражаются по-разному, но почти во всех случаях наблюдается некоторая изолированность проблемного ребенка от группы нормально развивающихся сверстников. Изучение особенностей общения со взрослыми имеет огромное значение для понимания своеобразия, формирования психики ребенка с нарушениями интеллекта. У таких детей наблюдается недостаточность коммуникативной способности. Следовательно, проблема формирования коммуникативной способности очень важна для педагогики. Изучение специфики развития коммуникативной деятельности у детей с нарушениями интеллекта необходимо так же для определения своеобразия их отставания в личностном развитии. В настоящий момент целостность представлений о закономерностях становления у аномальных детей навыков общения не достаточно освещены: условия, способствующие полноценному формированию основных компонентов их коммуникативного акта.
Проблема обучения дошкольника с нарушениями интеллекта общению имеет огромное значение, а речь ребенка это самое главное в общении с воспитателем и его сверстниками.
- Глава I. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с умственной отсталостью
- 1.1 Умственная отсталость как форма нарушения интеллекта: классификация, виды и причины формирования
- 1.2 Особенности развития детей с умственной отсталостью: клинико-психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста
- Глава II. Особенности формирования навыков речевого общения у дошкольников с нарушением интеллекта
- 2.1 Навыки общения: понятие, факторы и этапы формирования
- 2.2 Особенности формирования навыков общения у дошкольников с нарушением интеллекта
- Глава III. Педагогическая работа по формированию навыков речевого общения у дошкольников с нарушением интеллекта
- 3.1 Диагностика уровня формирования навыков речевого общения у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта
- § 2. Особенности психического развития дошкольников с нарушениями интеллекта
- Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с недоразвитием интеллекта
- 1.4 Формирование речевой деятельности в онтогенезе
- § 7. Особенности дошкольников с речевыми нарушениями Игровая деятельность
- Особенности формирования диалогической речи старших дошкольников с нарушениями зрения в процессе сюжетно-ролевой игры
- 3.8. Особенности формирования предпосылок к развитию личности ребенка с нарушениями интеллекта
- Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта
- §4. Методика физического воспитания дошкольников с нарушением интеллекта