1.2 Особенности развития детей с умственной отсталостью: клинико-психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста
Дети с нарушением интеллекта называются умственно отсталыми.
Умственно отсталые - это дети, у которых в результате органических поражений головного мозга наблюдается нарушение нормального развития психических, особенно высших познавательных, процессов (активного восприятия, произвольной памяти словесно-логического мышления, речи и др.) [33].
К особенностям высшей нервной деятельности умственно отсталых детей относится то, что у данных детей новые условные связи, особенно сложные, формируются значительно медленнее, чем у нормальных детей. Сформировавшись, они оказываются непрочными, хрупкими. Эта слабость замыкательной функции коры головного мозга, проявляющаяся в затрудненном формировании новых, особенно сложных условных связей, является важнейшей особенностью нервной высшей деятельности умственно отсталых детей. Именно этим объясняется крайне замедленный темп их обучения [38].
Среди особенностей высшей нервной деятельности умственно отсталых детей многие исследователи (М.С. Певзнер, В.И. Лубовский) отмечают и выраженную инертность. Выработка новых условных связей резко замедлена. В.И. Лубовский говорит, что особенно инертными оказываются упроченные словесные связи [44].
Также ярко выраженной особенностью высшей нервной деятельности всех умственно отсталых детей является нарушение взаимодействия первой и второй сигнальных систем. Это нарушение связано с недоразвитием второй сигнальной системы. Сотрудниками и учениками профессора А.Р. Лурия была проведена серия интересных экспериментальных исследований, посвященных анализу роли второй сигнальной системы при замыкании новых условных связей у нормальных и умственно отсталых детей. Детям предлагали выполнять различные по сложности задания, их обучали различным навыкам и умениям по словесной инструкции и по наглядному показу. Оказалось, что умственно отсталые дети в большей мере руководствуются наглядными восприятиями, чем словесной инструкцией, и что последняя недостаточно помогает им ориентироваться в новой сложной обстановке опыта. (У нормальных детей слово начинает играть регулирующую, определяющую роль очень рано.)
При нарушении умственного развития главными и ведущими неблагоприятными факторами оказываются слабая любознательность (ориентировка) и замедленная обучаемость ребенка, т.е. его плохая восприимчивость к новому [44].
Восприятие, мышление и речь у детей этой категории оказываются при спонтанном развитии на очень низком уровне.
Умственно отсталым детям свойственны: слабость процессов возбуждения и торможения, их инертность, склонность к частому охранительному торможению и недоразвитие второй сигнальной системы.
Таким образом, можно говорить о том, что в дошкольном возрасте умственно отсталый ребенок без специальной коррекционной работы минует два важных этапа в психическом развитии: развитие предметных действий и развитие общения с другими людьми. Этот ребенок мало контактен как со взрослыми, так и со своими сверстниками, он не вступает в ролевую игру и в какую-либо совместную деятельность с другими людьми. Все это отражается на накоплении социального опыта детей и на развитии высших психических функций - мышления, произвольной памяти, речи, воображения, самосознания, воли [45].
Тенденции развития ребенка с нарушениями интеллекта те же, что и нормально развивающегося. Некоторые нарушения - отставание в овладении предметными действиями, отставание и отклонение в развитии речи и познавательных процессов - в значительной мере носят вторичный характер. При своевременной правильной организации воспитания, возможно более раннем начале коррекционно-педагогического воздействия многие отклонения развития у детей могут быть скорригированы и даже предупреждены [28].
Заканчивая первую главу данной квалификационной работы, можно сделать следующие выводы.
Под умственной отсталостью отечественные специалисты понимают стойкое нарушение психического развития определенной качественной структуры. При умственной отсталости имеет место ведущая недостаточность познавательной деятельности и в первую очередь стойкая выраженная неразвитость абстрактного мышления, процессов обобщения и отвлечения в сочетании с инертностью психических процессов.
У многих умственно отсталых детей наблюдаются нарушения в физическом развитии: дисплазии, деформации формы черепа и размеров конечностей, нарушение общей, мелкой и артикуляционной моторики, трудности формирования двигательных автоматизмов.
Умственно отсталым детям свойственны: слабость процессов возбуждения и торможения, их инертность, склонность к частому охранительному торможению и недоразвитие второй сигнальной системы. Характерно также наличие патологических черт в эмоциональной сфере: повышенной возбудимости или, наоборот, инертности; трудностей формирования интересов и социальной мотивации деятельности.
- Глава I. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с умственной отсталостью
- 1.1 Умственная отсталость как форма нарушения интеллекта: классификация, виды и причины формирования
- 1.2 Особенности развития детей с умственной отсталостью: клинико-психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста
- Глава II. Особенности формирования навыков речевого общения у дошкольников с нарушением интеллекта
- 2.1 Навыки общения: понятие, факторы и этапы формирования
- 2.2 Особенности формирования навыков общения у дошкольников с нарушением интеллекта
- Глава III. Педагогическая работа по формированию навыков речевого общения у дошкольников с нарушением интеллекта
- 3.1 Диагностика уровня формирования навыков речевого общения у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта
- § 2. Особенности психического развития дошкольников с нарушениями интеллекта
- Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с недоразвитием интеллекта
- 1.4 Формирование речевой деятельности в онтогенезе
- § 7. Особенности дошкольников с речевыми нарушениями Игровая деятельность
- Особенности формирования диалогической речи старших дошкольников с нарушениями зрения в процессе сюжетно-ролевой игры
- 3.8. Особенности формирования предпосылок к развитию личности ребенка с нарушениями интеллекта
- Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта
- §4. Методика физического воспитания дошкольников с нарушением интеллекта