Требования к организации педагогического процесса в ДОУ

реферат

Введение

Ценность объективно присуща вещам и явлениям реального мира. Понятие целостности характеризует явления, процессы, системы с точки зрения наличия в них основных компонентов, обеспечивающих в единстве и взаимосвязи полноценное функционирование. Общество как сложная социальная система представляет собой органическую целостность, состоящую из множества отдельных систем и подсистем. Педагогическая система как целостность представляет собой организованную совокупность целей, содержания, условий, форм, методов, направляющих и преобразующих детскую жизнь.

Сложность педагогического процесса, неоднозначность его результатов, заключается в том, что ребенок воспитывается целостно в целостном жизненном потоке отношений, в то время как в организованной учебно-воспитательной работе внимание акцентируется на отдельных специализированных подсистемах.

Основным и главным компонентом педагогического процесса, его объектом и субъектом является ребенок. Вместе с воспитателем он образует динамичную систему «педагог - ребенок» при ведущей роли педагога. Ребенок как объект педагогического процесса представляет собой индивидуальность, развиваемую и преобразуемую в соответствии с педагогическими целями. Ребенок как субъект педагогического процесса есть развивающаяся личность, наделенная естественными потребностями задатками, стремящаяся к творческому самопроявлению, удовлетворению своих потребностей, интересов и стремлений, способная к активному усвоению педагогических воздействий или сопротивлению им.

Третьим компонентом педагогического процесса является его содержание. Содержание педагогического процесса тщательно отбирается, подвергается педагогическому анализу: обобщается, оценивается с позиций мировоззрения, структурируется, проводится в соответствие с возрастными возможностями детей.

Педагогический процесс всегда строился как целесообразная, управляемая система отношений, взаимодействий взрослых и детей, передачи и усвоения знаний, умений и навыков. Эта система способна функционировать эффективно при условии регулярного обмена информацией. Прямая информация поступает от педагога к детям, а обратная информация о степени усвоения знаний, умений и навыков от детей к учителю. В самом факте обмена прямой и обратной информацией кроется один из главных механизмов осуществления управляемого педагогического процесса.

Управленческая система педагогического процесса органически связана со всеми его компонентами. Она включает в себя организационные формы, методы обучения и воспитания, способы и приемы педагогической диагностики, осуществления обратной связи, критерии эффективности педагогического взаимодействия и воздействия, формы педагогической организации детской деятельности рождаются в общественной жизни.

Эффективность педагогического процесса зависит от: степени соответствия его содержания и организации, основным требованиям объективных законов воспитания, потребностям общественной жизни; своевременного обнаружения и разрешения назревающих в педагогическом процессе противоречий, его систематического совершенствования4 широкого привлечения к педагогической организации детской жизни общественности и вовлечения детей в общественную жизнь; тщательного учета возрастных и индивидуальных возможностей детей в процессе организации разнообразной деятельности; степени мастерства и искусства взаимодействия педагога с детьми, полноты педагогического контроля над жизненной ситуацией.

Делись добром ;)