2. Виды взаимоотношений
Отношение в семье - это специфический вид взаимодействий между членами семьи. Всю нашу жизнь мы вступаем в различные отношения с чужими людьми, но самыми главными являются отношения в семье, все отношения родственников фокусируются на небольшом пространстве, что и вызывает их специфичность.
Психология, как наука готова и может охарактеризовать отношения между членами семьи так социальная психология приводит несколько видов взаимоотношений:
Сотрудничество -- из названия становится понятно, что такое взаимоотношение может сулить семье только продуктивные взаимоотношения. Сотрудничество связывает всех членов семьи дружественными и духовными узами, члены семьи в которой прослеживаются такие взаимоотношения готовы прийти на помощь, понять, и уважать выбор друг друга. Члены такой семь всегда связанны тесными узами дружбы, доверия, отзывчивости не смотря на различие в принадлежности к разным поколения. Именно духовная связь позволяет таким семьям поддерживать тесное сотрудничество.
Соревнование - ещё один не плохой тип взаимоотношений. Но такой тип таит в себе множество подвохов, поэтому только в нравственно устоявшейся семье такой тип сможет помочь молодому поколению овладеть всеми необходимыми навыками, при этом активизируя его активность и желание саморазвиваться путём соперничества внутри семьи. Такие семьи можно часто встретить в парках во время активного отдыха, но это далеко не все грани где здоровая семья может шуточно соперничать. Мытьё посуды на перегонки, кто вкуснее накормит маму, кто нарисует самый красивый портрет семьи, и т.д. такое здоровое соперничество поможет семье наладить взаимопонимание и научить ребёнка правильно реагировать на победы и поражения, которые будут ждать его в взрослой жизни.
Конкуренция - тоже может иметь здоровый оттенок если опят как в случае с соревнованием в семье царит нравственность и доброжелательность. Такой тип взаимоотношений поможет ребёнку понять свои возможности и главное определить вектор их направления для дальнейшего саморазвития. Так же я считаю, что конкуренция поможет ребёнку адекватно понимать свои амбиции и понимать разницу между здоровой и нездоровой конкуренцией. Но если такой тип выйдет из-под контроля, то ребёнок подавит авторитет родителей и станет угнетателем не взирая на свою несостоятельность.
Антагонизм - этот тип отношения я считаю резко неприемлемым для воспитания нормального духовно и нравственно развитого ребёнка. Антагонизм здесь рассматривается, как неблагоприятное для ребёнка, конфликтное состояние между членами семьи. Семья подразумевает под собой проживание разных людей, объединённых родственными и чувственными узами, поэтому некоторым домочадцам приходится мириться с некими неудобствами причиняемыми членами семьи. Но такая атмосфера вредна для ребёнка ведь у него может сформироваться резкая неприязнь к своим родным, а такая неприязнь оказывает губительное влияние на будущее ребёнка как самостоятельного семьянина.
Каждый член в семье выполняет свою роль. Определяемую положением этого человека в системе семейных отношений. Меня же волнует место ребёнка в этих семьях и ошибки, возникающие при воспитание семьи.
Ошибки, совершаемые при не правильном отношение родителей к ребёнку.
"Ребенок-сберкнижка" -- это, пожалуй, самое распространённое ошибка которую совершают родители при построение своих отношений с ребёнком. Каждый из нас хоть раз в жизни слышал такие слова "Ты должен своим родителям". Так нам может сказать любой человек, но самое страшное, когда так начинают говорить сами родители. Эта ошибка заключается в том, что родители начинают думать, что их ребёнок -- это залог их светлой и безбедной жизни в будущем, но они пренебрегают своей собственной отдачей в настоящем. Родители перестают задумываться о чувствах и желаниях своего ребёнка, они начинают контролировать его и выбирать для него то что в будущем сможет осуществить их мечты. Ребёнок из такой семьи будет считать, что дом -- это не то место куда он может прийти и укрыться от бед и несчастий или на оборот поделиться своими победами, такой ребёнок будет считать дом местом где от него чего-то требуют или хотят.
"Ребенок-собственность" -- ещё одна ошибка, но более страшная. Родители в таких семьях считают ребёнка своей собственностью, ребёнок -- это некий предмет который не имеет своего мнения или своих желаний. Ребёнок принадлежит одному из родителей, но вид такой ошибки может рассматриваться в разных типах семей, в одних ребёнка очень сильно опекают и не дают решать свои проблемы самому поэтому безвольность ребёнка покупается чрезмерной опекой. В других семьях ребёнка унижают и даже избивают не давая ребёнку выбора. Из таких семей вырастают либо новые тираны или забитые люди овощи.
"Ребенок-обуза" -- такой тип отношений, пожалуй, не самый популярный, но безусловно очень оскорбительный для ребёнка. В таких семьях, как правило, сами родители ещё не сформированы, они находятся на стадии поиска себя, формирования и выражения своего собственного "Я". Поэтому они ещё не готовы к рождению ребёнка. В силу своей занятости, имеющей разные причины, родители не готовы воспитывать ребёнка, уделять ему свое "драгоценные" время. Но бывают исключения, когда родители не могут проводит со своим ребёнком время не нарочно, а по причине сильной занятости на работе. Такие родители оправдывают свое отсутствие тем, что они пытаются обеспечить ребёнка, дать ему всё самое лучшее и дорогое. Я вынужден категорично ответить "Всех денег не заработать." неужели такие родители думают, очередная новая модель телефона сможет заменить их внимания, или поездка в летний лагерь на море заменить выходных на даче в кругу семьи. Ответ, нет, дети которые ещё не потеряны в силу такого отношения, стремятся, тянутся к родителям, они ловят каждое их слово, каждый взгляд. Но те дети, которые перестают верить в дом, в семью, подвержены суициду, влиянию разных маргинальных групп, такие дети часто сбегают из дома в поисках общества, которое смогло бы понять их. Родителям всегда нужно помнить, что для детей важно не материальное состояние, а духовная составляющая царящая в семье и внимание родителей.
"Ребенок-неудачник" - что может быть печальней чем вид того что твой ребёнок не может оправдать твоих ожиданий. Такие мысли посещают родителей из группы с этой ошибкой. Такое отношение губительно для ребёнка. "Неудачник" таким словом можно охарактеризовать состояние ребёнка в глазах родителей. "Он не должен этим заниматься…", "Хватит играть в игрушки займись взрослыми делами", "Когда ты уже повзрослеешь!" Такие слова можно услышать от родителей считающих своего ребёнка неудачником. Что может заставить родителя так относиться к своему ребёнку? Ответ есть, собственная не успешность, не состоятельность, отсутствие собственных достижений. Родители проецируют свою неудачливость на своего ребёнка тем самым отыгрываясь на нём. Они не позволяют своему ребёнку самостоятельно действовать, не доверяют ему, и не дают делать ошибки чтобы он смог научится на них. Дети в таких семьях вырастают соответственно не готовыми к жизни, каждая их ошибка заставит прятаться и убегать от трудностей.
"Ребенок-божество". Эта ошибка умиляет и заставляет ужаснутся в один и тот же момент. большое количество внимания родителей устремляется к ребёнку. "Ребёнок-божество" такое определение говорит само за себя. Родители взращивают такого ребёнка в воображаемом куполе, как растение, не позволяя ему взаимодействовать с окружающей миром. В том числе они уделяют, как бы это парадоксально не звучало, слишком много внимания. Они своим поведением взращивают у ребёнка ощущение всемогущества и вседозволенности, ребёнок чувствует себя "пупом земли". Мир создан только для него. Такое огромное самомнение сыграет с ребёнком злую шутку. В силу своей психологической неподготовленности первый же отказ во всеобщем угождение его хотениям, травмирует ребёнка. Позиция лучшего в мире заставит ребёнка возненавидеть весь мир, как только окажется, что окружающие его незнакомые люди не готовы мириться с его титулом. Семья будет следить за каждым его движением и "стелить солому". Но если ребёнок будет оправданно восхвалён своими родителями, то есть если ребёнок будет в действительности неординарно умён или успешен в спорте и музыке. То такой ребёнок станет лучшим лидером для общества, который будет подготовлен к лаврам лучшего. Но как показывает практика такие дети не редко сворачивают на дурную дорожку, становятся наркоманами, клептоманами, и очень инфантильными личностями, которые не будут сходить с экранов телевизоров и со страниц "Жёлтых газет".
Теперь я опишу самый по моему мнению подходящий вид отношения для воспитания ребёнка.
"Ребенок -- маленький друг". Это по моему мнению самая лучшая позиция отношений родителей с ребёнком. Основой такого типа отношений является сотрудничество. Такой вид наиболее благоприятный для воспитания ребёнка. Родители являются носителями опыта и знаний, а ребёнок чистым листом на который и вносятся эти знания и опыт. Семья с элементами сотрудничества лучший способ для такой работы, ребёнок и родители не только родственники, но и лучшие друзья что позволяет ребёнку открыто вести себя с ними. Ведь все мы знаем, что ребёнок расскажет о своих проблема и переживаниях скорее своему близкому другу, чем собственным родителям. Открытость позволит семье взаимодействовать на всех уровнях бытовой и духовной жизни. В приделах такого типа отношений родители могут вложить в ребёнка чувства долго, дружбы, а самое главное это любовь.
Любовь к ближнему поможет ребёнку сориентироваться в жизни и найти свою нишу, также любовь научит ребёнка самопожертвованию, и помощи ближнему не имея с этого никакой выгоды кроме духовного равновесия, и возвышения. Опять же в силу открытости и доброжелательности таких отношений ребёнок сможет вырастить в себе чувство собственного достоинства, научится правильно принимать решения исходя из совести. Причем родители не обязательно должны присутствовать в жизни ребёнка каждую минут они могут работать и уделять себе время, при условии, что в семье уже сформированы дружественные отношения и обговорено определённое время для семейного совета или дружеских посиделок. Так родителям достаточно проводить ребёнка в школу с утра дав несколько советов по решению проблем, о которых ребёнок им расскажет. Важным в таких отношениях является способность родителей найти ту чёткую грань где они контролируют жизнь ребёнка, но не вмешиваются в его личное пространство, совет лучший способ помочь ребёнку самому решить свою проблему. Очень важно дать своему ребёнку решать свои проблемы индивидуально, но и он должен чувствовать поддержу родителей. Для ребёнка нет ничего приятнее чем чувствовать, что его родители доверяют его выбору, и готовы встать на его защиту. Такой ребёнок вырастит достойным человек которым его родители смогут гордиться, и он никогда не забудет про своих друзей-родителей и будет готов самостоятельно помогать им достойно встретить старость.
- ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА 1. ВОСПИТАНИЕ
- 1. Научные работы на тему воспитания
- 2. Основные теории и подходы к воспитанию
- 3. Методы воспитания: понятие и классификация
- Глава 2 ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ
- 1. Понятия воспитания детей
- 2. Виды взаимоотношений
- 3. Проблемы воспитания подростков
- ГЛАВА 3. СОВЕТЫ ПО ВОСПИТАНИЮ И НАЛАЖИВАНИЮ ОТНОШЕЙ С РЕБЁНКОМ
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ