logo
Воспитание в семье

3. Методы воспитания: понятие и классификация

"Методы воспитания - это конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение школьников для решения педагогических задач в совместной деятельности (общении) последних с учителем-воспитателем. Методы воспитания следует отличать от средств воспитания, с которыми они связаны.

Средствами воспитания являются, прежде всего, предметы материальной и духовной культуры, которые используются для решения педагогических задач. Метод воспитания реализуется через деятельность педагога-воспитателя, средство же (книга, кинофильм и пр.) может влиять и вне деятельности педагога, без педагога."

Сколько методов воспитания, точно сказать нельзя, самая популярная классификация методов является деление их на источник, из которых передаётся содержание. Такими являются наглядные методы, словесные и практические. (см. таблицу). Такая классификация самая простейшая и доступная.

Группы методов

Виды методов

Источники передачи содержания

I Группа

Словесные методы

Рассказ, беседа, инструктаж и др.

II Группа

Практические методы

Упражнения, тренировка, самоуправление и др.

III Группа

Наглядные методы

Иллюстрирование, показ, предъявление материала и др.

Другая классификация методов построена на основе простейшей структуры личности:

1. Методы формирования сознания

Этот метод предназначен для того, чтобы наладить обмен информации между учителем и учащимся. Сознание является основой для поведения, отношений и мировоззрения.

2. Методы организации деятельности и формирования поведения

Человек является деятелем, так даже во время познания человек не только созерцает, но и проявляет деятельность. Такой подход основан на выполнении ребёнком разных поручений, просьб и заданий. Таким образом при выполнении ребёнком заданий он совершает деятельность и при этом формирует у себя поведение.

3. Методы формирования чувств и отношений

Такой метод используется вместе с двумя предыдущими, этот метод помогает создать стимул для развития ребёнка путём включения чувств и отношений.

Ребёнок начинает наполнять смыслом все познавательные процессы, которые он совершает, теперь он не бездумно совершает какие-то действия, а намеренно выполняет их и при этом испытывает разные чувства. Для этого используется поощрение, наказание, порицание и т.д.