3. Методы воспитания: понятие и классификация
"Методы воспитания - это конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение школьников для решения педагогических задач в совместной деятельности (общении) последних с учителем-воспитателем. Методы воспитания следует отличать от средств воспитания, с которыми они связаны.
Средствами воспитания являются, прежде всего, предметы материальной и духовной культуры, которые используются для решения педагогических задач. Метод воспитания реализуется через деятельность педагога-воспитателя, средство же (книга, кинофильм и пр.) может влиять и вне деятельности педагога, без педагога."
Сколько методов воспитания, точно сказать нельзя, самая популярная классификация методов является деление их на источник, из которых передаётся содержание. Такими являются наглядные методы, словесные и практические. (см. таблицу). Такая классификация самая простейшая и доступная.
Группы методов |
Виды методов |
Источники передачи содержания |
|
I Группа |
Словесные методы |
Рассказ, беседа, инструктаж и др. |
|
II Группа |
Практические методы |
Упражнения, тренировка, самоуправление и др. |
|
III Группа |
Наглядные методы |
Иллюстрирование, показ, предъявление материала и др. |
Другая классификация методов построена на основе простейшей структуры личности:
1. Методы формирования сознания
Этот метод предназначен для того, чтобы наладить обмен информации между учителем и учащимся. Сознание является основой для поведения, отношений и мировоззрения.
2. Методы организации деятельности и формирования поведения
Человек является деятелем, так даже во время познания человек не только созерцает, но и проявляет деятельность. Такой подход основан на выполнении ребёнком разных поручений, просьб и заданий. Таким образом при выполнении ребёнком заданий он совершает деятельность и при этом формирует у себя поведение.
3. Методы формирования чувств и отношений
Такой метод используется вместе с двумя предыдущими, этот метод помогает создать стимул для развития ребёнка путём включения чувств и отношений.
Ребёнок начинает наполнять смыслом все познавательные процессы, которые он совершает, теперь он не бездумно совершает какие-то действия, а намеренно выполняет их и при этом испытывает разные чувства. Для этого используется поощрение, наказание, порицание и т.д.
- ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА 1. ВОСПИТАНИЕ
- 1. Научные работы на тему воспитания
- 2. Основные теории и подходы к воспитанию
- 3. Методы воспитания: понятие и классификация
- Глава 2 ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ
- 1. Понятия воспитания детей
- 2. Виды взаимоотношений
- 3. Проблемы воспитания подростков
- ГЛАВА 3. СОВЕТЫ ПО ВОСПИТАНИЮ И НАЛАЖИВАНИЮ ОТНОШЕЙ С РЕБЁНКОМ
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ