logo
Социальная адаптация детей дошкольного возраста с глубоким нарушением слуха

2.1 Выявление особенностей социальной адаптации детей с нарушением слуха

Ребенок с нарушением слуха обязательно должен принимать самое активное участие в концертах для родителей, праздничных утренниках и прочих подобных мероприятиях. Он может читать стихотворения, танцевать, играть на каком-нибудь музыкальном инструменте. Это тоже важный шаг в социализации детей с нарушением слуха -- публичность учит детей преодолевать стеснительность и страх перед большой аудиторией [13,с.64].Очень полезны для социализации глухих детей экскурсии и походы, организацию которых берет на себя детский сад, в которых участвуют семейные знакомые и товарищи ребёнка. В этих условиях он учится действовать в группе, в команде; учится подчинять свои интересы и желания желаниям и интересам других. Расширяются представления об окружающем мире, совершенствуется речь ребёнка, потому что он общается с большим количеством говорящих и слышащих людей разного возраста. В жизни ребенка с нарушенным слухом роль игры не менее важна, чем для слышащего дошкольника, для которого она является основой для развития воображения, образного мышления, речевого общения. Большую пользу приносит детям с нарушением слуха участие в играх, это одно из наиболее эффективных средств формирования культуры поведения. Она, как способ познания окружающего мира, дает ребенку в яркой, доступной и интересной форме представления о том, как принято себя вести в той или иной ситуации, заставляет задуматься над своими поведенческими манерами. Это позволяет ребенку формировать бесконфликтное поведение. Нельзя забывать о дисциплинирующем значении игры, так как соблюдение установленной дисциплины является важным условием выполнения этикетного правила. Для этих целей используют самые разнообразные виды игр [13,с.69]. При правильном и последовательном руководстве взрослых игра становится важным средством нравственного, умственного и речевого развития глухих и слабослышащих детей. Через формирование и обогащение предметной и игровой деятельности можно влиять на те стороны развития не слышащего ребенка, которые страдают из-за снижения слуха. В процессе игры дети вступают в контакт по поводу игрушек, поэтому здесь наиболее мотивированно и естественно может быть организовано их общение. Дети стремятся в играх отразить те впечатления, которые получают благодаря наблюдениям за окружающей жизнью и участию в ней. В процессе действий с предметами и игрушками наиболее полно познаются их назначение, свойства и отношения. Задача педагогов состоит в том, чтобы научить детей некоторым правилам жизни среди других людей, в которые входит умение выразить своё желание, выслушать желание другого, договориться. При этом ребёнок с нарушением слуха должен быть равноправным участником этого процесса, а не просто подчиняться требованиям педагога или более сильного партнёра[13,с.72]. Реализация описанных моделей обучения и включения детей с нарушением слуха в социум поможет им вырасти раскрепощёнными, открытыми к контактам, самостоятельными. Таким образом, при соблюдении определённых условий дети с нарушением слуха становятся полноценными членами общества. Главное - помочь им преодолеть трудности общения и сформировать общепринятые нормы поведения, нравственные привычки.

Но при социализации сталкиваешься с определёнными трудностями. Причины возникновения трудностей вхождения ребенка в систему социальных отношений могут быть самые различные. Критериями преодоления этих трудностей могут быть:

1. Готовность к адекватному восприятию возникающих социальных проблем и решение этих проблем в соответствии с нормами отношений, сложившихся в социуме (социальная адаптированность), т.е. способность адаптироваться к существующей системе отношений, овладеть соответствующим социально-ролевым поведением и мобилизировать не только свой потенциал для решения социальной проблемы, но и использовать те условия, в которых складываются отношения ребенка;

2. Устойчивость к неблагоприятным социальным воздействиям, сохранение своих индивидуальных качеств, сформированных установок и ценностей;

3. Активная позиция в решении социальных проблем, реализуемая готовность к социальным действиям, саморазвитие и самореализация в возникающих трудных ситуациях (социальная активность), способность к самоопределению и расширению границ пространственной жизнедеятельности.

Каждый из перечисленных критериев не свидетельствует о подготовленности ребенка к преодолению трудностей социализации. Они могут рассматриваться только в комплексе.

Наиболее значимыми способностями, позволяющими ребенку преодолевать трудности социализации являются:

1. способность к расширению границ пространства жизнедеятельности;

2. способность к самоопределению;

3. способность к овладению социально ролевым поведением через систему дифференцированных отношений.

Для того, чтобы обеспечить возможность расширения границ пространства жизнедеятельности ребенка, необходимо учитывать логику его естественного развития, опирающегося на удовлетворение базовых потребностей. В противном случае у ребенка не формируется способность, позволяющая контролировать происходящие с ним события, что может привести к "выученной беспомощности", блокирующей социальную адаптацию. Естественная линия развития ребенка предполагает последовательное удовлетворение потребностей по мере их возникновения. В условиях интернатного учреждения эти способности могут длительное время оставаться в скрытом состоянии и требуются особые педагогические воздействия для их актуализации, "взращивания". Методическими средствами для этого могут быть специальные спортивные занятия, которые направлены на развитие координации движений, включающие передвижения и вращение тела в пространстве с преодолением ряда препятствий, например: прыжки, кувырки, пролезание в обручи, эстафета с препятствиями и т.п. Для развития и поддержания не обходимо предоставление ребенку больших возможностей в удовлетворении естественных потребностей по мере из возникновения (в частности, это может быть разрешение на наличие, пусть ограниченного, запаса собственной еды, к чему спонтанно всегда прибегают дети в условиях коллективного существования, сто известно любому работнику летних лагерей). Необходимо также выделение личного пространства для ребенка. Это обеспечивается наличием собственных игрушек, фотографий, писем, подарков, а также местом для хранения всех этих личных вещей. Свое место ребенок может оформить самостоятельно или с помощью воспитателя по собственному замыслу.

С точки зрения возможности широкого общения со сверстниками жизнь в интернате могла бы рассматриваться как более подходящая подростку, чем жизнь в семье, но при одном существенном условии: он должен иметь возможность выбирать группы общения, менять их, пытаясь осуществлять какие- то реакции: словесные, эмоциональные или поведенческие, подросток приобретает способность к самоидентификации, отслеживанию последствий своего поведения, а затем и их предвиденья, т.е. способность к рефлексии. Реально же подросток из интерната оказывается постоянно включенным в какую-то группу, где его социометрический статус и мнение о нем давно сложились и закреплены. Способность к самоопределению позволяет ребенку вступать в разнообразные отношения с окружающим его миром, оставаясь при этом самим собой, сохраняя собственные границы. Характерная особенность этой способности в том, что потребности в самоопределении первично у ребенка нет. Эта потребность формируется взрослым только при условии, что ребенок уже способен владеть границами собственного пространства. Таким образом, запускается иждивенческий сценарий, заставляющий ребенка в будущем надеяться на покровительство и пожизненную опеку. Решение задачи преодоления трудностей социализации детей зависит от подготовленности педагогов, сформированности их профессиональной позиции. Таким образом, психолого-педагогическими условиями успешной социализации детей с нарушениями слуха являются вовлечение их в различные виды деятельности как со слышащими, так и не слышащими сверстниками.

Преобразования, происходящие в общественной жизни нашей страны, существенно меняют объективные условия социализации детей. В связи с этим переосмысливаются цели, задачи, содержание и технологии обучения и воспитания детей с психофизическими недостатками, идёт поиск эффективных средств обеспечения усвоения детьми социально значимого опыта поведения, норм общения с окружающими людьми, нравственной и трудовой культуры. Нарастающий характер интеграционных процессов в обществе, делает вопросы воспитания взаимоотношений нормально развивающихся детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов весьма актуальными. Cоциальное развитие обучающихся школы-интеранат I и II вида отличается рядом специфических черт, характеризующих незрелость социальных умений и навыков, низкий уровень освоенности социальных знаний, не сформированность компонентов социального развития. В дошкольном и школьном возрасте у детей с нарушением слуха навыки нравственного поведения постепенно переходят в привычку, становятся естественной потребностью, потому что дети овладели элементарными представлениями о нравственности, гуманном отношении к людям.

Очень часто дети с нарушением слуха испытывают трудности в общении. Помимо того, что у них страдают высшие психические функции: память, внимание, мышление, задета и эмоционально-личностная сфера: недостаточная сформированность дифференциации эмоциональны состояний и саморегуляции; небольшой объем мимических средств (выразительных движений мышц лица) и пантомимических средств(выразительных движений всего тела), слабость артикуляционной и тонкой моторики, - все это снижает коммуникативные возможности детей. Дети осознают свой дефект, и поэтому у них появляется негативное отношение к речевому общению, невозможность высказать своё пожелание; повышенная ранимость и обидчивость. А ведь общение со сверстниками становится все более привлекательным для старшего дошкольника, поскольку именно этот период сензитивен для формирования ситуативно-деловой формы общения с другими детьми. Когда дело касается ребенка с нарушением слуха, нельзя рассчитывать на моментальный и постоянный результат. Следует терпеливо повторять уже использованные методы и подбирать новые, с пониманием относиться к тому, что результат будет, достигнут не сразу и, может быть, не совсем в той форме и в том качестве, каких мы ожидаем. Как бы хороши ни были методы социализации, эффективный результат они дают лишь при определенных условиях:

-любой метод (группа методов) должен быть гуманным, не унижающим ребенка, не нарушающим его прав. Это относится к детям любого возраста - и младенческого, и дошкольного, и школьного;

-метод должен быть реальным, осуществимым, он требует логического завершения.

Проблема взаимоотношений детей с ограниченными возможностями здоровья с нормально развивающимися сверстниками в общеобразовательной школе актуальна в настоящее время. Основная проблема социализации детей с нарушением слуха - это отклонения от нормального становления личности. Это проявляется в эмоционально-волевой сфере, нарушении социального взаимодействия, неуверенности в себе, снижении самоорганизованности и целеустремленности, что приводит к значительному ослаблению «силы личности». Личностная депривация воспитанников детских домов и интернатов заключается в нарушении отношения к самому себе, в формировании своего «Я». Негативные тенденции развития личности проявляются в нарушении совместной деятельности, трудностях социального взаимодействия, в повышении конфликтности и отклонениях в формировании общепринятых норм поведения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью данного исследования было определение условий для успешной социальной адаптации детей с нарушением слуха в условиях образовательного учреждения. В ходе работы выявлены проблемы социализации детей с нарушениями слуха, дано определение понятию "социальная адаптация детей с нарушением слуха", а так же сделан ряд выводов:

1)Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями заключается в интеграции таких детей в общество, чтобы они могли приобрести и усвоить определённые ценности и общепринятые нормы поведения необходимые для жизни в обществе. Одним из условий успешной социализации детей с ограниченными возможностями является подготовка их к самостоятельной жизни, поддержка и оказание им помощи при вступлении во "взрослую жизнь", для чего прежде всего необходимо создать педагогические условия в семье и образовательных учреждениях для социальной адаптации детей;

2)Основная проблема социализации это нарушение социального взаимодействия, неуверенности в себе, снижении самоорганизованности и целеустремленности, в формировании общепринятых норм поведения;

3)в процессе социализации ребенок приобретает качества, необходимые для жизни в обществе, усваивает определённые ценности и формы поведения. При этом сам активно участвует в освоении норм социального поведения и межличностных отношений, в приобретении умений и навыков, необходимых для успешной реализации соответствующих социальных ролей и функций;

4)Процессы развития личности и познавательной деятельности детей с нарушением слуха отличаются от развития данных процессов в норме и имеют свои психологические особенности, которые так же необходимо учитывать при социальной интеграции в общество;

5)У детей с нарушением слуха, в процессе социальной адаптации необходимо формировать целый ряд личностных особенностей, при соблюдении определённых условий дети с нарушением слуха становятся полноценными членами общества;

6)Основные задачи социальной адаптации заключаются в формировании ценностей и общепринятых норм поведения, необходимых для жизни в обществе, коммуникативной и социальной компетентности и самый эффективный метод для успешной социализации - игра.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреева, Г.М. Социальная Психология/ Г.М.Андреева. - 2002. - 17с.

2.Алексеевских, Д.Ю. Развитие детей с нарушениями слуха во внеурочное время / Д.Ю. Алексеевских. - М.: Владос. - 2005. - 225 с.

3.Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Антонова. - М.: Аспект-пресс - 1997. - 178 с.

4. Антонова, А. И. Социология семьи: Учебник / А. И. Антонова.-2-е изд. - М., 2005 - 330 с.

5. Богданова, Т.Г. Диагностика познавательной сферы ребенка / Т.Г. Богданова, Т.В. Корнилова. -- М.: Владос - 2004 - 189 с.

6. Богданова, Т.Г. Сурдопсихология/ Т.Г.Богданова - М.: Академия- 2002. - 85с.

7. Боскис, Р.М. Глухие и слабослышащие дети/ Р.М. Боскис - М.:АРКТИ. - 2003. - 75с

8. Боскис, Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха/Р.М. Боскис - М. Просвещение. - 2001 - 215 с.

9. Боскис, Р.М. Изучение слабослышащих детей в процессе обучения / Р.М. Боскис. - М.: Педагогика.- 2001 - 91с.

10. Боскис, Р.М. Изучение слабослышащих детей в процессе обучения/ Р. М. Боскис. - М.: Педагогика. - 2001 - 132 с.

11. Выгодский, Г. Л. Обучение глухих детей сюжетно-ролевым играм/ Г.Л. Выгодский. - М.: Просвещение. - 2001 - 187 с.

12. Гальперин, П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов/ П.Я.Гальперин.- М.: Книжный дом «Университет». - 1999 - 332с.

13. Головчиц,Л.А. Возможности дифференциации обучения и воспитания слабослышащих детей.// Дефектология/Л.А. Головчиц. - 1991. - № 2. -45 - 52 с.

14. Головчиц, Л.А. Коррекционное воспитание слабослышащих детей с трудностями в обучении. //Дефектология/Л.А. Головчиц. - 1993. - № 4. -49 - 56 с.

15. Гонеев, А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Уч.пособие для студентов высш. уч. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия. - 2001 - 280 с.

16.Гордон, Л.А. Социальная адаптация в современных условиях/Л.Л.Гордон. - СОЦИС-1994.-№8-9.- 3-16 с.

17. Гуровец, Г.В., Ленок, Я.Я. Коррекционно-развивающиеигры как метод обучения в специальной педагогике.//Дефектология - 2001- №2- 77-83 с.

18. Дьячков, А.И. Дефектологический словарь/ А.И. Дьячков.-2-е изд., доп. - М.: Педагогика. - 1990.-504с.

19. Дьячкова, А.И. Основы обучения и воспитания аномальных детей / А.И. Дьячкова; Академия пед. Наук. - М.: Просвещение, - 2002 - 387 с.

20. Ермолаева, М.В. Психологические рекомендации и методы развивающей и коррекционной работы с детьми/М.В.Ермолаева -- М.: Издательство "Институт практической психологии"; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК". -2001 - 138 с..

21. Зайцева, Г.Л. Зачем учить глухих жестовому языку /Дефектология . - 1995. №2.- З-7 с.

22. Зыкова В.К. Социально-бытовая ориентировка /В.К. Зыкова - М.:ВЛАДОС. - 2007 - 198 с.

23.Зыкова, Т.С. Обучение глухих школьников планированию речевой деятельности на уроках развития речи.//Дефектология. 1990. № 1. - 45 с.

24.Зыкеева,А.Г., Марциновский Е.Н. Предметно-практическое обучение в школе для глухих детей. / А.Г. Зыкеева и Е.Н. Марциновский. - М.: Просвещение. - 1998. - 153 с.

25. Исенина И.Е. Родителям о психическом развитии и поведении глухих детей первых лет жизни/ И.Е. Исенина - М.: Академия. - 1999 - 78с.

26. Кон, И.С., Фельдштейн, Д.И. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста/ И.С. Кон, Д.И. Фельдштейн. - М.: Институт практической психологии. - 1996. - 304с.

27. Конвенция о правах ребенка. ООН. Нью-Йорк. - 1989. -107с.

28.Концепция специального обучения и воспитания детей с нарушением* умственного и физического развития. Проект. // Дефектология. - 1998. №2.- 3с.

29. Леонгард, Э.И., Самсонова Е.Г., Иванова Е.А. Я не хочу молчать: Из опыта работы по организации обучения глухих и слабослышащих детей/Э.И. Леонгард, Е.Г. Самсонова, Е.А. Иванова - М.: Просвещение. - 2000 - 93 - 192 с.

30. Малофеев, Н.Н. Современное состояние современной коррекционной педагогики.// Дефектология/ Н.Н. Малофеев. -1996. №1. 3-6 с.