1.1 Понятие социализации и социальной адаптации детей с нарушениями слуха
Понятие «социальная адаптация», несмотря на его широкую распространённость, не имеет однозначного толкования среди различных представителей психологической науки (Кон, 1988). В системе отечественной психологии употребляются ещё два термина, которые порой предлагают рассматривать как синоним слова «социальная адаптация», «развитие личности» и «воспитание». Не давая пока точной дефиниции понятия социализации, скажем, что интуитивно угадываемое содержание этого понятия состоит в том, что это процесс «вхождения индивида в социальную среду», «усвоение им социальных влияний», «приобщения его к системе социальных связей» и т.д. (Бронфенбреннер, 1976). Как считает И.С. Кон, социализация - это усвоение индивидом социального опыта, определенной системы социальных ролей и культуры, входе которого создается конкретная личность. По определению В.И. Шевандрина, социализация - процесс и результат включения индивида в социальные отношения. В процессе социализации индивид становится личностью и приобретает необходимые для жизни среди людей знания, умения, навыки, т.е. способность общаться и взаимодействовать с другими людьми." Социализация - это развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества" [20,с.56] Под социализацией понимают процесс усвоения человеком социального опыта, приобщения его к общественным отношениям. В процессе социализации личность приобретает качества, необходимые для жизни в обществе, усваивает определённые ценности и формы поведения. При этом человек сам активно участвует в освоении норм социального поведения и межличностных отношений, в приобретении умений и навыков, необходимых для успешной реализации соответствующих социальных ролей и функций. Отечественные психологи, Л.С. Выготский; С.Я. Рубинштейн; П.Я. Гальперин, в качестве доминирующей стороны в развитие личности называют социальный опыт, выплаченный в продуктах материального и духовного производства, который усваивается ребенком на протяжении всего детства. В процессе усвоения этого опыта происходит не только приобретение детьми отдельных знаний и умений, но осуществляется развитие их способностей, формирование личности. В процессах социализации определяющее значение имеют опыт ранних этапов онтогенеза, связанный с формированием психических функций и первоначальных форм социального поведения; передача социального опыта через систему обучения и воспитания; и, наконец, взаимное влияние людей в процессе общения и совместной деятельности. В процессе социализации человек формируется как член общества, к которому он принадлежит.
Успешная социализация - это не только эффективная адаптация человека в обществе, но и способность в определённой мере противостоять обществу, части жизненных коллизий, мешающих его развитию и самореализации. Современное общество продуцирует в той или иной мере два типа жертв социализации: человек полностью адаптированный в обществе, но не способный ему противостоять и человек не адаптированный в обществе, противостоящий ему[20,с.61]. Таким образом, социализация (социальная адаптация) детей с ограниченными возможностями заключается в интеграции таких детей в общество, чтобы они могли приобрести и усвоить определённые ценности и общепринятые нормы поведения необходимые для жизни в обществе. Одним из условий успешной социализации детей с ограниченными возможностями является подготовка их к самостоятельной жизни, поддержка и оказание им помощи при вступлении во "взрослую жизнь", для чего прежде всего необходимо создать педагогические условия в семье и образовательных учреждениях для социальной адаптации детей. Следует так же отметить, что развитие личности и познавательной деятельности детей с нарушением слуха отличаются от развития слышащих детей и имеют свои психологические особенности, которые так же необходимо учитывать при социальной интеграции в общество.
- ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА В УСЛОВИЯХ СЕМЬИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧЕРЕЖДЕНИЙ
- 1.1 Понятие социализации и социальной адаптации детей с нарушениями слуха
- 1.2 Особенности социальной адаптации детей с нарушениями слуха
- 1.3 Психолого-педагогические условия социальной адаптации детей с нарушениями слуха
- ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
- 2.1 Выявление особенностей социальной адаптации детей с нарушением слуха
- Особенности развития детей с нарушениями слуха
- Глава 2. Социальная защита лиц с нарушениями слуха
- 15)Дети со стойкими нарушениями интеллектуального развития (олигофрения).Социальная адаптация детей и подростков с нарушениями интеллекта.
- 6.Интегрированное обучение детей с нарушениями слуха.
- 2.3. Организация помощи детям дошкольного возраста с нарушениями развития
- Тема 8. Формирование связной речи детей с нарушением слуха дошкольного возраста – 4 часа
- 1.3.2. Система дошкольного образования детей с нарушениями слуха.
- Система помощи детям с нарушением слуха в рф.