ВВЕДЕНИЕ
В условиях современной социально-экономической ситуации в стране все большую остроту приобретает вопрос о роли социализации детей с ограниченными возможностями. В связи с этим переосмысливаются цели, задачи, содержание и технологии обучения и воспитания детей. С позиций деятельностного подхода к социализации детей с ограниченными возможностями необходимо создать условия для постепенного усвоения детьми социально значимого опыта поведения, норм культуры общения с окружающими людьми, нравственной и трудовой культуры. Проблемы социальной адаптации и реабилитации детей с ограниченными возможностями решаются в условиях целенаправленного социально-педагогического воздействия через их включение в доступные области бытовой, индивидуальной и общественно значимой деятельности с учетом личных интересов и возможностей детей. Преобразования, происходящие в общественной жизни нашей страны, существенно меняют объективные условия социализации детей с ограниченными возможностями. До последнего времени работа по социализации детей с ограниченными возможностями осуществлялась главным образом через систему общепринятых средств общения. В последние годы, благодаря реализации идей гуманизации, демократизации в системе образования детей с ограниченными возможностями появляются новые формы получения образования, инновационные подходы к обучению (Г.Л. Зайцева, Э.И. Леонгард, Н.Д. Шматко). Труды таких авторов, как Т.А. Басилова, Е.Л. Гончарова, А.Г. Зикеев, Т.С. Зыкова, Т.К. Королевская, О.И. Кукушкина и др.посвящены исследованию социально-эмоционального развития детей. Современные специализированные образовательные учреждения стоят перед проблемой поиска путей совершенствования обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями с целью решения важных социально-педагогических задач на новом этапе ее развития. Внимание специализированных образовательных учреждений направлено на обновление содержания и технологии образования и воспитания, меняющего акцент на развитие жизненной компетенции и творческих способностей, социальной адаптации детей с ограниченными возможностями. В связи с этим возрастает значимость изучения проблемы социализации детей с ограниченными возможностями. Следует отметить, что в области коррекционной деятельности социального педагога, в разрешении проблем детей с ограниченными возможностями, слабо представлены методы социальной интеграции таких детей, где значительную категорию составляют дети с нарушением слуха.
Актуальность исследования: обуславливается тем, что при всё больше увеличивающемся количестве исследований, посвященных социализации детей с ограниченными возможностями, до сих пор отсутствует комплексная система работы, направленная на социализацию детей с нарушениями слуха. С целью решения важных социально-педагогических задач на новом этапе ее развития специализированные образовательные учреждения стоят перед проблемой поиска новых методов обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями. Одной из проблем современного общества является проблема социализации детей с ограниченными возможностями. В сегодняшнем мире эта проблема приобретает не только научную, но и социальную значимость.
Цель исследования: выявление психолого-педагогических условий эффективной социализации детей с нарушениями слуха.
Объект исследования: социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет исследования: процесс социальной адаптации детей с нарушениями слуха.
Гипотеза исследования: процесс социальной адаптации детей с нарушением слуха в условиях образовательного учреждения будет протекать успешнее, если:
1) будут созданы педагогические условия для социальной адаптации (вовлечение их в социально значимую деятельность, стимулирование творческой активности и развитие физических и духовных качеств);
2) работу по социализации и интеграции в общество строить с учетом психологических особенностей детей с нарушением слуха;
3) использовать специально подобранные методы и приемы формирования личности ребенка.
Цель, объект, предмет и гипотеза исследования обусловили решение следующих взаимосвязанных задач:
1) рассмотреть изучить психологическую и педагогическую литературу по проблеме социальной адаптации детей с нарушениями слуха;
выделить
2) определить программу социальной адаптации детей с нарушением слуха в условиях образовательного учреждения.
Методы исследования: анализ психологической и педагогической литературы по проблеме исследования.
- ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА В УСЛОВИЯХ СЕМЬИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧЕРЕЖДЕНИЙ
- 1.1 Понятие социализации и социальной адаптации детей с нарушениями слуха
- 1.2 Особенности социальной адаптации детей с нарушениями слуха
- 1.3 Психолого-педагогические условия социальной адаптации детей с нарушениями слуха
- ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
- 2.1 Выявление особенностей социальной адаптации детей с нарушением слуха