1.1 Характеристика понятия «адаптация»
Часто поступление в детский сад сопряжено с тяжелыми переживаниями, сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка и даже заболеваниями. Ведь адаптация - это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях - физиологическом, социальном, психологическом. Актуальность проблемы адаптации детей к детскому саду на современном этапе очень высока.
Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности и высокая цена, которую платит организм ребенка за достигнутые успехи, определяют необходимость учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к дошкольному учреждению или, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватно приспособиться. [1, С.49]
Чтобы избежать стрессовых ситуаций, необходимо грамотно подойти к проблеме адаптации детей. На характер привыкания ребенка к условиям дошкольного учреждения влияет ряд факторов: возраст ребенка, состояние здоровья, сформированности опыта общения, а также степень родительской опеки.
Общая задача воспитателей и родителей - помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада. Для этого нужна подготовительная работа в семье. Выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в детском саду - важнейшее условие, облегчающее его адаптацию.
Возрастные особенности, возможности детей, показатели, определяющие, необходимо знать. Но следует учитывать и индивидуальные особенности ребенка.
Особое значение в период адаптации имеют индивидуальные особенности детей в сфере общения. Есть дети, которые уверенно и с достоинством вступают в новое для них окружение детского сада: они обращаются к воспитателю, к помощнику воспитателя, чтобы узнать о чем-нибудь. Другие сторонятся чужих взрослых, стесняются, опускают глаза. А есть и такие дети, которых общение с воспитателем пугает. Опыт общения ребенка с окружающими, полученный им до прихода в детский сад, определяет характер его адаптации к условиям детского сада. Поэтому именно знание содержания потребностей ребенка в общении является тем ключиком, с помощью которого можно определить характер педагогических воздействий на него в адаптационный период [13, С. 17].
Немаловажным условием успешной адаптации является организация пространства (развивающей среды). Среда функционально моделирует содержание духовного и физического развития малыша: его двигательной сферы; сенсорного и интеллектуального развития, позволяющего освободиться от агрессии, напряжения, познавать окружающий мир.
- ВВЕДЕНИЕ
- ЧАСТЬ 1. АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА К ДЕТСКОМУ САДУ
- 1.1 Характеристика понятия «адаптация»
- 1.2 Соотношение понятий «социальная терапия» и «социальная адаптация»
- 1.3 Социальная дезадаптация
- 1.4 Формы и принципы работы по организации процесса адаптации ребенка к новым условиям
- ЧАСТЬ 2. СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ
- 2.1 Понятие «сказкотерапия»
- 2.2 Роль сказкотерапии в работе с дошкольниками
- 2.3 Эффективность сказкотерапии в процессе социальной адаптации
- ЧАСТЬ 3. СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ В ПЕРИОД ИХ АДАПТАЦИИ К ДЕТСКОМУ САДУ
- 3.1 Индивидуальная работа при использовании метода сказкотерапии
- 3.2 Структура группового занятия с использованием элементов сказкотерапии
- 3.3 Особенности проведения сказкотерапии
- 3.4 Куклотерапия как разновидность сказкотерапии
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- 2.3 Социальная адаптация агрессивных детей
- Адаптация ребенка к детскому саду
- Адаптация в детском саду
- 5. Совместные усилия семьи и детского сада в период адаптации
- Адаптация ребенка в детском саду
- 1.3 Особенности семейного консультирования в период адаптации детей к условиям детского сада
- 1.3 Особенности семейного консультирования в период адаптации детей к условиям детского сада
- 22) Организация адаптации детей к детскому саду.