1. Предпосылки развития сюжетно-ролевой игры
Ролевая игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых людей и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Для этих условий характерно использование разнообразных игровых предметов, замещающих действительные предметы деятельности взрослых.
В таком виде, со всеми характерными для нее сторонами, ролевая игра возникает не сразу. Только к середине дошкольного возраста она достигает развитой формы.
Предпосылки к возникновению ролевой игры создаются внутри предметной деятельности ребенка раннего возраста. Эти предпосылки состоят в следующем:
1) отделение действий от предмета и их обобщение,
2) использование ребенком неоформленных (не имеющих ясно выраженной функции) предметов в качестве заместителей других,
3) отделение своих действий от действий взрослых и возникновение личных действий самого ребенка,
4) сравнение ребенком своих действий с действиями взрослых и отождествление их,
5) воспроизведение ребенком в своих действиях цепочки действий взрослых, отражающих в обычной последовательности отрезки их жизни.
Самой важной предпосылкой является сравнение и отождествление ребенком своих действий с действиями взрослого. При этом взрослый и его действия впервые становится образцом не только объективно, но и субъективно для самого ребенка.
Если на ступени раннего детства в совместной деятельности функции контроля и регулирования действий ребенка в отношении соответствия их образцу принадлежали целиком взрослому человеку, то теперь возможной становится деятельность самого ребенка в отношении имеющегося образца, заключающаяся в контроле и саморегулировании своих действий.
Указанные выше предпосылки не объединены еще связью, типичной для ролевой игры. Роль еще не стала тем центральным моментом, который существенным образом определял бы игру, создание игровых условий и игровые действия с предметами. Это лишь предпосылки для перехода к собственно ролевой игре - а их одних недостаточно для ее возникновения.
Однако, для возникновения ролевой игры одних внешних условий не достаточно. Для этого необходимо коренное изменение отношений ребенка и взрослых. Такое изменение происходит в переходный период от раннего детства к дошкольному возрасту. Типичная для раннего детства совместная деятельность ребенка со взрослыми распадается. На основе овладения предметными действиями, отделение своих действий от действий взрослых и постоянных требований все большей и большей самостоятельности у ребенка формируется тенденция к самостоятельности, к самостоятельной деятельности.
Одновременно в связи с тем, что деятельность взрослых становится для ребенка образцом не только объективно, но и субъективно, перед ним впервые открывается мир жизни и деятельности взрослых людей. Во всей предшествующей жизни ребенка взрослые уже были ее центральным элементом. С ними связывалось удовлетворение всех его желаний; общение ребенка со взрослыми всегда было положительно эмоционально окрашено. Поэтому побуждения к общению со взрослыми и совместной деятельности с ними переносятся на этот вновь открывающийся мир жизни и деятельности с взрослых людей, которые впервые стали образцом для самого ребенка.
Возникает чрезвычайно яркая, положительно эмоционально окрашенная тенденция к овладению этим вновь открытым миром, тенденция к совместной жизни со взрослыми.
Принципиальное отличие этой тенденции к совместной жизни со взрослыми от имевшей место в раннем детстве совместной деятельности заключается в том, что в совместной деятельности ребенок привлекал к себе взрослого, который входил в его деятельность, - теперь же ребенок сам обнаруживает ясно выраженную тенденцию входить в жизнь и деятельность взрослых.
Однако из-за неподготовленности ребенка тенденция к совместной жизни со взрослыми не может не быть реализована в прямой форме, т.е. в форме непосредственного участия во всей жизни, деятельности и отношениях взрослых людей. Так как в конце раннего детства возникают представления, появляется возможность реализации тенденции к совместной жизни со взрослыми в форме мысленного участия и содействия. Динамика представлений ребенка нуждается еще в опоре на практические действия с предметами. Такую опору ребенок находит в особых игровых условиях, привлекая предметы-игрушки, замещающие действительные предметы, с которыми действуют взрослые.
На основе взаимно противоречивых тенденций ребенка к самостоятельности и к совместной жизни со взрослыми рождается новый тип деятельности - ролевая игра, в которой ребенок берет на себя роль взрослого и, воспроизводя его жизнь, деятельность и отношения к другим людям, тем самым живет с ним общий жизнью. Ролевая игра возникает на основе новых отношений ребенка со взрослыми. По своей форме ролевая игра является ярко выраженной самостоятельной деятельностью ребенка, через содержание игры ребенок приобщается к жизни взрослых.
Таким образом, деятельность людей, их отношения к предметам и друг другу являются особенно привлекательными для ребенка. В игре дети воспроизводят именно эту сферу окружающей их действительности. Именно в ролевой игре ребенок реализует свое стремление жить общей жизнью со взрослыми, и хотя эта жизнь протекает в сфере представлений, но она захватывает ребенка целиком и является не фиктивной, а действительной его жизнью.
- 35. Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста.
- Развитие ролевой игры в дошкольном возрасте
- § 3.1.Игры детей дошкольного возраста
- Тема 32. Педагогическая система руководства сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста
- 1.3 Влияние педагога на обогащение сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста
- Занятие 8 Педагогическая система руководства сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста
- 1.2.Характеристика сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста
- 7.Сюжетно-ролевая игра – основной вид игры ребенка дошкольного возраста.
- 1.3 Ролевая игра — ведущий тип деятельности детей дошкольного возраста