2.2 Физиологическая адаптация
Придя в школу, ребёнок вынужден привыкнуть к новым, совершенно не знакомым для него условиям. Определённое время он вынужден находить в ограниченном пространстве с большим количеством одноклассников, сидеть за партой в одной позе, испытывать воздействие новых запахов, звуков. Изменяется его режим сна, питания, отдыха и т.д. Всё это требует физиологической (биологической) адаптации, приспособления к новой среде. Индивидуальные особенности каждого ребенка должны настроиться на внешние воздействия.
Физиологическая адаптация - привыкание организма к работе в изменившихся условиях, в новом режиме. В физиологической адаптации к школе выделяют несколько этапов.
1 этап: "физиологическая буря" или "острая адаптация" (первые 2-3 недели). Это самое тяжелое время для ребенка. Новые воздействия на его организм вызывают значительное напряжение практически всех систем, в результате чего многие первоклассники в сентябре болеют.
2 этап: неустойчивое приспособление. Организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия.
3 этап: период относительно устойчивого приспособления. Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением. [17,254.]
Физиологическая перестройка организма проходит очень трудно (в целом от двух до шести месяцев), всё зависит от индивидуальных особенностей ребёнка. Некоторые дети к концу первой четверти худеют (по некоторым данным до 60% детей), наблюдаются двигательное возбуждение или заторможенность, раздражительность. У многих отмечается снижение артериального давления (признак утомления), а у некоторых - значительное его повышение (признак настоящего переутомления). Многих родители отмечают головные боли, усталость, плохой сон, снижение аппетита своего ребёнка, а врачи - появление шумов в сердце, нарушения нервно-психического здоровья и другие недомогания. Это закономерные реакции организма на изменение привычного образа жизни, которые при нормальной адаптации постепенно проходят. В течение первой четверти число учащихся с нервно-психическими отклонениями возрастает на 14-16%, а к концу учебного года их число увеличивается на 20%. При поступлении в школу двигательная активность сокращается в два раза. А ведь это его нормальный рост и развитие организма. При неправильной организации рабочего места резко возрастающая нагрузка на зрение, что приводит к появлению и прогрессированию близорукости.
Помочь в физиологической адаптации детей можно, наладив режим дня:
* спать не менее 11 часов в сутки (желательно и днем). Но по данным некоторых исследований, первоклассник недосыпает полтора-два часа.
* в режим дня обязательно включить утреннюю зарядку и несколько прогулок, общей продолжительностью 3-4 часа (в среднем первоклассник гуляет 29 минут в день).
* следует минимизировать пребывание перед телевизором и монитором компьютера.
* правильно организовать рабочее место и следить за осанкой ребенка за столом, постоянно следить за зрением своего ребенка.
- Аннотация
- Введение
- Глава 1. Психологическая готовность к школьному обучению
- 1.2 Компоненты психологической готовности
- 1.3 Диагностика психологической готовности
- Глава II. Анализ проблем школьной адаптации в отечественных исследованиях
- 2.1 Определение школьной адаптации
- 2.2 Физиологическая адаптация
- 2.3 Психологическая адаптация
- Адаптация детей к начальному обучению в школе. Определение готовности детей к школе
- 17. Адаптация ребенка к школе.
- Особенности социально-психологической адаптации детей к школе
- Оценка адаптации ребенка к школе
- Психологическая готовность ребенка к обучению в школе. Проблема адаптации ребенка к обучению в школе, школьные неврозы.
- 177Проблемы адаптации детей к школе
- 15.2. Проблема психологической адаптации ребенка к школе
- 20. Проблема адаптации детей к школе.
- Проблемы адаптации детей к школе