logo
Проблемы адаптации детей к школе

2.1 Определение школьной адаптации

Любой человек, начиная новую для него деятельность, привыкает к новым условиям, адаптируется. В этом процессе ему помогает предыдущий опыт, который с возрастом лишь расширяется. У первоклассника меняется весь образ жизни. Его ведущей деятельностью становится учебная, меняется социальная ситуация развития он вступает в систему новых взаимодействий «ребенок-учитель». [10.]

Происходит перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка. Перед ним ставится ряд задач, с которыми он до сих пор не сталкивался. Во-первых, он должен успешно овладеть учебной деятельностью; во-вторых, освоить школьные нормы поведения, влиться в новый коллектив; в-третьих, принять новые условия умственного труда и режим дня.

В самом распространенном своем значении школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности и т. д. Однако, адаптация - это не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию. [16.] При этом важно, чтобы это приспособление произошло без внутренних потерь, ухудшения настроения, самочувствия, снижения самооценки.

Поэтому одной из важнейших проблем педагогической психологии является проблема приспособления ребенка к школе.

Школьная адаптация это очень сложный процесс привыкания и приспособления ребенка к школе и школы к ребенку. Как правило, этот процесс занимает в среднем 5-6 недель, но бывает, что он затягивается до полугода, а, то и до полутора лет. В этом случае психологи говорят о явлениях дезадаптации. Это зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей ребенка, типа учебного заведения, уровня сложности образовательных программ, степени подготовленности ребенка к школе и т.д.

Результатом адаптации является «адаптированность», которая представляет собой систему качеств личности, умений и навыков, обеспечивающих успешность последующей жизнедеятельности ребенка в школе (А.Л.Венгер).

Адаптация к школе имеет две стороны: психологическую и физиологическую.