logo
Проблемы адаптации детей к школе

Глава 1. Психологическая готовность к школьному обучению

1.1 Характеристика возрастных особенностей первоклассников

Анализ литературы свидетельствует, что период 6 - 8 лет - один из самых трудных периодов жизни ребенка. Особенности этого возрастного этапа проявляются в прогрессивных изменениях во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и заканчивая возникновений сложных личностных новообразований, которые связаны с новыми требованиями и освоением новых моделей поведения, характерных для школы. [2, 21]

К 6 - 7 годам мозг ребёнка сформировался и по некоторым показателям может сравниться с мозгом взрослого человека. Достаточно развиты большие полушария, особенно лобные доли, которые отвечают за вторую сигнальную систему. Выражена асимметрия левого и правого полушария. У ребенка повышается подвижность нервных процессов, возникает некоторое равновесие между процессами возбуждения и торможения. Но процессы возбуждения все еще доминируют над процессами торможения, что и определяет такие характерные особенности младших школьников, как повышенная активность и сильная эмоциональная возбудимость, которая может резко меняться в широком диапазоне: от насыщенно позитивных переживаний до негативных. Так же надо отметить, что костно-мышечный аппарат детей данного возраста интенсивно развивается и отличается большой гибкостью (в костях много хрящей). Крупные мышцы развиваются раньше, чем мелкие, поэтому дети быстро устают при выполнении мелких движений, и высок риск искривления позвоночника и костей руки. Сердечно-сосудистая система тоже продолжает развивать, повышается её надёжность. Но одновременно она становится более уязвимой, и организм острее реагирует на малейшие неблагоприятные влияния внешней среды и чрезмерные нагрузки (статические и умственные).

На момент поступления в школу у ребёнка снижаются пороги всех видов чувствительности, и зрительное восприятие становится ведущим при ознакомлении с окружающим миром в пространстве и времени. Возрастают целенаправленность, планомерность, управляемость, осознанность восприятия, устанавливается его взаимосвязь с речью и мышлением, и, как следствие, восприятие интеллектуализируется. Очень важен переход от предметных образов к сенсорным эталонам (общепринятые представления об основных разновидностях свойств и отношений предметов и явлений), а также усвоение системы этих эталонов и овладение некоторыми рациональными способами обследования внешних свойств предметов (правильно обследовать предметы, соотнести их качества с эталонными формами, цветами, размерами и т.д.). Процессы ощущения, восприятия, представления развиты значительно лучше, чем мышление.

Овладение системой общественно выработанных эталонов меняет характер детского мышления. Происходит переход от эгоцентризма (дети отождествляют точки зрения других людей со своей точкой зрения, проявляя субъективный реализм) к децентрации (понимает иные точки зрения и перспективы, формируется объективный образ мира), что подводит ребенка к объективному, элементарно научному восприятию действительности и совершенствует его возможности оперировать представлениями на произвольном уровне. [3.] Новые способы умственных действий в значительной степени опираются на действия с внешними предметами, развиваются различные формы образного мышления, а также некоторые логические способы мышления, что свидетельствует о большом скачке в интеллектуальном развитии (способность к умозаключениям и выводам на основе имеющихся данных).

Для мышления детей 6-7 лет характерны следующие особенности:

* внеситуативность (решает мыслительные задачи, представляя их условия);

* возрастает планомерность - освоение речи способствует развитию рассуждения как способа решения мыслительных задач, практические действия возникают на основе предварительного рассуждения;

* складываются предпосылки самостоятельности, гибкости, пытливости мышления.

Мыслительные процессы сформированы недостаточно. Дети испытывают затруднения: в сопоставлении нескольких признаков, выделении существенного, переноса мыслительной деятельности на решение задач.

Развитие наглядно-образного мышления способствует развитию второй сигнальной системы и речи. На протяжении всего детства ребенок интенсивно ею овладевает. На момент поступления в школу словарный запас дошкольника состоит от 3000 до 7000 слов. Развитие речи определяется потребностью в общении. Он может свободно объясниться с другим человеком на тему, которая относится к его обыденной жизни и входит в круг его интересов. Словарь первоклассников состоит из существительных, прилагательных, глаголов, числительных, местоимений и соединительных союзов. Если ребенок посещал детский сад, то он должен быть обучен навыкам осознанного анализа речи (производить звуковой анализ слов, разбивать его на звуки и устанавливать их порядок в слове). Освоение речи превращается в речевую деятельность.

Развитие мышления тесно связано с особенностями развития внимания и памяти, которые начинают приобретать произвольные и регулируемые формы.

По мнению Л.С.Выготского, память стоит в центре сознания в дошкольном возрасте. Развитие произвольного запоминания является одним из главных достижений дошкольника. Он начинает пользовать различными приёмами для повышения эффективности запоминания (повторение, смысловое и ассоциативное соотнесение материала).

Постепенно начинают складываться элементы произвольности в управлении вниманием. Оно становится опосредованным, появляются элементы послепроизвольного внимания. Значительно возрастают его объём, концентрация и устойчивость. Но, в связи с его неполной сформированностью, дети по-прежнему проявляют больше внимания к тому, что представляет для них непосредственный интерес. Резкое изменение произойдёт лишь к 9-10 годам, и дети смогут работать длительное время сосредоточенно, без отвлечений и ошибок.

Воображение также постепенно приобретает произвольный характер: ребенок создаёт замысел, планирует и реализует его. Осваивая в игре (необходимым условием которой является наличие замещающей деятельности и предметов-заместителей) приемов и средств создания образов, воображение переходит во внутренний план дошкольника, отпадает необходимость в наглядности для создания образов. [4.]

Успешность школьного обучения в первую очередь зависит от полноценного прохождение дошкольного возраста, ведущей деятельности которого является сюжетно-ролевая игра. Все виды деятельности дошкольника (игра, изобразительная деятельность, восприятие сказок) носит моделирующей характер. В игре ребёнок осваивает человеческие взаимоотношения сначала эмоционально, а потом интеллектуально. Изобразительное искусство дополняет игру и позволяет ребёнку не только приобрести необходимые навыки, но и создаёт эмоциональный фон жизни. Л.С.Выготский считал рисунок подготовительной стадией к письменной речи (переход от символа к знаку). Восприятие сказок дает возможность ребёнку содействовать, сопереживать герою. Обучение же должно быть вплетено в основные виды деятельности, что способствует в дальнейшем желанию чему-то учиться. Важным приобретением дошкольника Б.Д.Эльконин считал формирование внутреннего плана действия и отмечал, что в этот период (старший дошкольник) ориентировочная часть действия отделяется от исполнительной. Так же значимым приобретением для ребёнка является освоение различных форм элементарного труда, т.к. при этом между ним и взрослым устанавливается отношения взаимопомощи, распределение роль и координация действий.

К концу дошкольного возраста меняется эмоциональная сфера ребёнка, без которой не возможно гармоничное становление познавательного развития чувства становятся более осознанными, обобщенными, произвольными, разумными, внеситуативными. Складываются высшие чувства - интеллектуальные, эстетические и нравственные (первые этические инстанции). Основным новообразование эмоциональной сферы является возникновение особых форм сопереживания, отзывчивость, заботливость, активное отношение к событиям жизни.

Для ребенка переживающего кризис 7 лет, характерно проявление негативной симптоматики всех переходных периодов (негативизм, упрямство, строптивость и др.), а так же проявляются специфические для данного возраста особенности: нарочитость, нелепость, искусственность поведения, паясничанье, вертлявость. По мнению Выготского Л.С., такие особенности поведения свидетельствуют об «утрате детской непосредственности». Причиной таких изменений является разделение в сознании его внутренней и внешней жизни, т.е. его поведение становится осознанным. Между желанием что-то сделать и самой деятельностью возникает новый фактор - осознание ребенком того, что принесет осуществление той или иной деятельности (сзахотел - осознал - сделал»). Здесь впервые возникает смысловая ориентировочная основа поступка. Согласно взглядам Д.Б. Эльконина, там и тогда, где и когда появляется ориентация на смысл поступка, там и тогда ребенок переходит в новый возраст. [5,96-115.]

Эмоциональная сфера тесно связана с формирующейся волей ребёнка.

К 6 годам появляются задатки основных элементов волевого действия: способность поставить цель, принять решение, наметить план действий, исполнить его, применить усилие в случае преодоления препятствия, оценить результат. Но все эти компоненты ещё не достаточно развиты. Цели, которые ребёнок ставит, не всегда осознаны и устойчивы, а удержание цели зависит от трудности и длительности его выполнения. Б.Д.Эльконин рассматривал произвольное поведение в качестве одного из основных психологических новообразований дошкольника и определял его как поведение, опосредованное определёнными представлениями.

Развитие воли тесно связано с изменением мотивов поведения, формирование соподчинения мотивов, придающего общую направленность поведению ребенка. Значимым мотивом является оценка действий авторитетного взрослого, положительного отношения окружающих. Выделяют две группы мотивов учения:

1. Широкие социальные мотивы учения, связанные с потребностью ребенка в общении с другими людьми и с желанием занять определённое место в системе общественных отношений, получить новый социальный статус;

2. Мотивы, связанные непосредственно с учебной деятельность, т.е. познавательные интересы детей, их потребность интеллектуальной активности, овладение новыми умениями и навыками. [6,23-24.]

Сплав познавательной потребности и потребности в общении с взрослыми на новом уровне способствует возникновению нового отношения ребёнка к окружающей среде, названного Л.И. Божович «внутренней позицией школьника.

Осознание включается во все сферы жизни ребенка: он начинает осознавать отношение к себе окружающих, своё отношение к ним и к самому к себе, свой индивидуальный опыт, результаты собственной деятельности т.д. у ребенка появляется осознание своего социального «Я», формируется внутренняя социальная позиция, которая выражает новый уровень самосознания и рефлексии. Возникновение этого новообразования в значительной степени определяет как поведение, деятельность ребенка, так и всю систему отношений его к действительности (к взрослым, к школе и т.д.).

Но следует заметить, что возможности осознания ещё очень ограничены, это только начало формирования способности к анализу своих переживаний, возможностей и отношений.

Возникновение самосознания тесно связано с развитием самооценки, первоначальной основой которой является умение сравнивать себя с другими детьми. К 7 годам она дифференцируется и несколько снижается. Самооценка будущего первоклассника достаточно правильная и устойчивая. Возможно её завышение, реже - занижение. Ребенок умеет адекватно оценить себя, т.е. способен посмотреть на себя и ситуацию с разных точек зрения (одним свойственно стремление к успеху и высоким достижениям, а для других важнее всего избежать неудач инеприятных переживаний). Но они объективнее оценивают результат деятельности, чем поведение. От самооценки зависит отношение к успехам и неудачам. Тем самым она влияет на эффективность деятельности и дальнейшего развития личности.

С поступлением в школу коренным образом меняется социальная ситуация развития ребенка. Л.С.ВыготскиЙ определял её как «совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной» [6, 258.], основу которой составляет переживание ребёнком среды своего обитания и себя в ней.

Став школьником, ребёнок получает новые права и обязанности и впервые начинает заниматься общественно значимой деятельностью, от уровня выполнения которой зависит его место среди окружающих и его взаимоотношений с ними. [1.] В школе возникает новая структура этих отношений. Система «ребёнок - взрослый» разделяется на системы «ребёнок - учитель» и «ребёнок - родитель». Система «ребёнок - учитель» определяет отношения ребенка к родителям и к детям. Ведь в учителе олицетворены требования общества, и он становится авторитетнее и влиятельнее родителей.

Новая социальная роль, требования и обязанности требуют особой деятельности, которая называется учебной деятельностью ("Я - ученик, я -школьник"), но она не дана ребёнку в готовом виде. А мотив, с которым ребенок приходит в школу, не связан с её содержанием. Изначально его интересует, как правило, положительно, внешняя сторона школьной жизни (ранец, школьные принадлежности и пр.). Со временем этот мотив начинает терять силу. Особенность младшего школьного возраста заключается в том, что цели деятельности детей определяются в основном взрослыми (Л.С. Выготский). Задача начальной школы построить его деятельность так, чтобы новый мотив был связан с внутренним содержанием предмета. Б.Д.Эльконин считал, что побуждать к учению должно то содержание, которому учат в школе. Если удаётся сформировать такие мотивы, то общие мотивы деятельности и широкие социальные мотивы, конкретно связаны с позицией школьника, наполняются новым содержанием. Позиция школьника - это не просто ученик, чья деятельность направлена на усвоение знаний и не только его способ подготовки к будущему, эта деятельность им осознается и переживается как участие в повседневной жизни окружающих его людей. [1,46.]

Мотивы деятельности называются учебно-познавательными. Они направлены не только на усвоение знаний, а, сколько на усвоение способов действий. В школе способ приобретения знаний отличается систематичностью (ранее знания приобретаются стихийно), и то примет ли ребенок этот способ, будет зависеть от его готовности к школе. Полноценная учебная мотивация должна включать в себя и познавательные мотивы, и широкие социальные мотивы, но индивидуальность каждого ребёнка определяет, какой мотив будет доминировать в учебной деятельности. Если в учении доминируют социальные мотивы, то такой ребёнок стремится в школу, чтобы занять определенную позицию в обществе (позицию школьника), и ему, прежде всего, будет важно строгое исполнение роли ученика, а не знания. Такой ученик ориентирован на одобрение и похвалу учителя. У любознательных же детей преобладают познавательные мотивы, и такой ученик не всегда принимает и выполняет поставленную задачу учителем.

Все эти условия приводят к тому, что школа становится центром жизни детей, которая предъявляет к будущему первокласснику особые требования.