7. Новые подходы к адаптации детей
Чтобы период привыкания к детскому саду прошел быстрее и спокойнее, используются различные адаптационные методики и приёмы. Прежде всего, необходимо создание естественной стимулирующей среды, в которой ребёнок чувствует себя комфортно и защищено, проявляет творческую активность. Одна из таких методик - «песочная терапия».
Игры с песком - это проявление естественной активности ребёнка. Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице. Песок является прекрасным психопрофилактическим средством. Песок имеет замечательное свойство «заземлять» негативную психическую энергию, стабилизировать эмоциональное состояние.
Идея «терапии песком» была предложена ещё швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом (1875 - 1961), основателем аналитической терапии. Наблюдая за играми детей в песочнице, мы видим, как положительно влияет песок на их эмоциональное самочувствие, являясь прекрасным средством для развития и самореализации ребёнка.
Что нужно для игры песок? Прежде всего необходима песочница. Она может быть любой формы, но предпочтительно квадратной или круглой формы: эта форма на подсознательном уровне улучшает процессы интеграции личности. Внутренняя поверхность должна быть окрашена в голубой или синий цвет - дно символизирует воду, а борта - небо. Песок используется чистый, посеянный. Очень хорошо использовать два ящика - для сухого и влажного песка, если нет, то можно взять ёмкость с водой для смачивания песка.
Песочница - прекрасный посредник для установления контакта с ребёнком. И если ребёнок ещё плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком всё становится возможным. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребёнок освобождается от напряжения и беспокойства. Педагоги получают возможность увидеть внутренний мир ребёнка.
Все игры с песком можно разделить по трём направлениям:
· Обучающие (они облегчают процесс обучения ребёнка);
· Познавательные (с их помощью познаётся многогранность нашего мира);
· Проективные (через них осуществляется психологическая диагностика, коррекция и развитие ребёнка).
На этапе адаптации используются обучающие игры, направленные на развитие тактильно - кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Эти несложные упражнения способствуют стабилизации эмоционального состояния:
· Отпечатки наших рук. Поверхность песка ровная; песок влажный. Ребёнок вместе с воспитателем оставляет отпечатки своих рук на песке, прислушиваясь к своим ощущениям.
· Отпечатки кулачков, костяшек пальцев (найти сходство - ёжик, солнышко и др.)
· Скользить ладонями по поверхности песка (зигзагообразные и круговые движения - едет машина, ползёт змейка); то же, поставив ладонь ребром;
· «пройтись» поочерёдно каждым пальчиком правой и левой руки;
· Оставлять следы одновременно двумя пальцами, пятью пальцами (вместе пофантазировать: чьи это следы?)
Ценность этих упражнений в том, что наряду с развитием тактильно - кинестетической чувствительности и мелкой моторики, развивается речь, внимание и память ребёнка. Происходит формирование таких черт личности, как инициативность, самостоятельность, умение «решать» проблемы в игре. Применение «песочной терапии» делает течение адаптации более лёгкой.
- 1. Введение
- 2. Возрастные особенности развития детей первого - третьего года жизни
- 3. Индивидуальные особенности поведения детей в период адаптации
- 4. Группы адаптаций
- 5. Совместные усилия семьи и детского сада в период адаптации
- 6. Педагогические правила введения детей в условиях общественного воспитания
- 7. Новые подходы к адаптации детей
- Заключение
- 2.1 Социальная адаптация как цель воспитательной работы в детском доме
- Мероприятия по облегчению адаптации детей к условиям доу:
- Постинтернатная адаптация выпускников детского дома как научно-педагогическая проблема
- Формы и методы взаимодействия с семьей в период адаптации ребенка к дошкольному учреждению
- 7. Адаптация организма ребенка к условиям внешней среды.
- Проблемы социализации личности ребёнка в условиях детского дома
- 2. Социально-педагогические условия социализации ребёнка-сироты
- Система социальной адаптации ребёнка в условиях детского дома открытого типа