Мероприятия по облегчению адаптации детей к условиям доу:
1. Вновь поступившим детям врачом в присутствии педагога назначается индивидуальный режим дня с учётом сведений из анамнеза, прогноза адаптации, данных первичного осмотра.
2. Медсестра должна ознакомить родителей с особенностями адаптации к ДОУ и рекомендациями врача на период адаптации. Воспитателя заранее предупреждают о поступлении нового ребёнка в ДДОУ. Ему необходимо выяснить особенности воспитания малыша в семье, его домашний режим, способы кормления, укладывания для сна, особенности засыпания, характер сна, аппетит, организацию бодрствования, индивидуальные особенности, ласковое имя, любимые игрушки и сложившиеся привычки.
3. Режим дня максимально должен быть приближен к домашнему. С этой целью в течение первых недель, иногда до месяца, в зависимости от поведения ребёнка, разрешается:
сохранять все имеющиеся у ребёнка привычки, даже если они не соответствуют режиму группы или отрицательны по физиологической значимости;
приносить из дома игрушки;
присутствие матери (при выраженных нарушениях эмоционального состояния в первые дни), которая должна помочь познакомиться ребёнку со взрослыми и детьми, а также при кормлении и укладывании.
4. Переводить ребёнка на режим детского учреждения нужно постепенно, с учётом его индивидуальных особенностей. Принцип постепенности касается всех моментов ухода и воспитания (кормления, укладывания, бодрствования и т.д.).
5. В целях профилактики переутомления и перевозбуждения нервной системы необходимо в первый период:
сохранить время пребывания в детском учреждении, начиная с 2-3 часов, постепенно удлиняя, до полной продолжительности группы;
с этой же целью удлинять время ночного и дневного сна на 1-1,5 часа;
дневной сон в первую неделю лучше проводить дома;
обеспечить ребёнку в период адаптации состояние «теплового комфорта» в связи с нарушением у многих детей в этот период терморегуляции и других вегетативных функций;
исключить насильственное кормление и укладывание для сна;
удовлетворять чрезвычайно острую потребность ребёнка в эмоциональном контакте со взрослым (путём ласкового обращения к нему, организации игры рядом со взрослым, индивидуальной игры с ним и т.д.). Не нужно вопреки желаниям ребёнка привлекать его к коллективной игре, занятиям. Необходимо дать ему возможность постепенного привыкания к коллективу детей и персоналу путём «наблюдения со стороны»;
шумовой фон не должен превышать допустимый;
необходимо обеспечить в группах оптимальные условия для игр и занятий детей, прогулок, полноценного сна (достаточная площадь комнат, набор игрушек, пособий, наличие прогулочных площадок и др.).
6. В период адаптации не переводить ребёнка из группы в группу.
7. В период адаптации не допускать переуплотнения групп детьми. Принимать в ясельные группы в течение недели можно не более 1-2 детей, в дошкольные группы - 3-4, с тем, чтобы персонал мог действительно выполнять назначенный индивидуальный режим. Приём следует организовывать в разные дни недели. Например, в понедельник принимается один ребёнок, следующий в ту же группу - в среду или четверг и т.д. Таким образом, при норме до 20 детей в группе приём осуществляется в течение полутора месяцев. Летом, перед переводом детей из яслей в детский сад, из детского сада в школу приём новых детей желательно начинать не позднее 15 июля, так как некоторые родители забирают детей на время отпуска, в группе остаётся меньше детей, и воспитатель может уделить больше внимания каждому вновь поступившему.
8. Нельзя в первые дни проводить какие-либо травмирующие ребёнка процедуры: делать инъекции, массаж, стричь волосы, ногти и т.д. Всё должно быть сделано до поступления, чтобы у ребенка не создавалось отрицательного отношения к учреждению.
9. При ярко выраженных нарушениях эмоционального состояния (изменение состояния носоглотки, лёгкое покраснение, отёчность, умеренные выделения из носа, температура тела, отрицательная динамика массы тела у младших детей) целесообразно на 2-3 дня прекратить посещения детского сада с соответствующей медицинской коррекцией