2. Возрастные особенности развития детей первого - третьего года жизни
В настоящее время накоплен большой положительный опыт организации приёма детей в ДУ. Практикуется работа с родителями, знакомство с ребёнком до поступления в ДУ, внедряется одинаковый режим дня в ДУ и в семье и т. д. Для того, чтобы по - настоящему управлять поведением детей в период адаптации, необходима продуманная во всех деталях система работы, построенная на знаниях возрастных особенностей развития ребёнка. Прежде всего, надо помнить, что организм маленького ребёнка характеризуется функциональной незрелостью. Он нуждается в бережном отношении, внимательном уходе. Забота о здоровье является одной из главных задач ДУ.
Малыши, которые только что поступили в детский сад, особенно подвержены заболеваниям. Родители должны особое внимание уделять закаливанию своего малыша. Воспитатель, в свою очередь, должен соблюдать все правила гигиены, следить за одеждой малыша (вовремя менять мокрую, грязную одежду), не допускать, чтобы малыш брал в рот игрушки.
Характерной особенностью детей в первые годы жизни является бурный темп их физического и психического развития. За первый год ребёнок прибавляет в весе около 7 кг, вырастает на 25 см. К двум годам вес достигает 12 - 13 кг, рост 85 - 86 см.
В первые месяцы ребёнок только учиться держать головку, а в один год уже ходит, к двум годам овладевает основными движениями, в три - учится согласовывать свои движения при ходьбе и беге с другими детьми. Очень быстро растёт словарь ребёнка: 10 - 12 слов к концу первого года - и 1200 - 1500 слов к трём годам.
Такой стремительный темп развития накладывает отпечаток на физическое состояние ребёнка и его поведение. При поступлении в детский сад эта особенность должна учитываться воспитателем.
Процесс становления взаимоотношений ребёнка со сверстниками длителен и непрост. Начинается он с кратковременных действий рядом с другими детьми.
С первых дней жизни начинают развиваться навыки общения с взрослыми: ребёнок отвечает улыбкой на улыбку. Плачем выражает своё желание поесть или протестует против неприятных процедур. Во второй половине года взрослые включают в общение с ребёнком предметы и игрушки и показывают действия с этими предметами.
На протяжении первых лет жизни меняется характер действий с предметами. Дети второго года жизни занимаются разборными игрушками, любят возить каталки, играть с мячами, кормят кукол, укладывают их спать. Дети третьего года жизни действуют с предметами более разнообразно.
Эмоциональное состояние является показателем испытываемого ребенком комфорта или дискомфорта. Создавать условия для бодрого, жизнерадостного настроения у детей - одна из важных задач. Важным условием поддержания положительного эмоционального состояния у детей является их занятость. Разумная занятость - одно из важных условий создания у него радостного, бодрого настроения.
Дети первых лет жизни быстро утомляются. Обязательным условием предупреждения утомляемости является организация режима дня. Переутомление может способствовать возникновению невроза: может повысится температура, появиться сыпь, « гусиная» кожа; дети начинают чаще мочиться, бледнеют или краснеют.
Важно учесть и склонность детей к подражанию. Ребёнок, окружённый добротой, лаской, становится более общительным. Малейшие изменения в тоне взрослого ребёнок чувствует и видит. Очень важно, чтобы воспитатель был спокоен и доброжелателен.
В период адаптации очень важно обратить внимание на уровень речевого развития ребёнка. Воспитатель должен развивать и закреплять потребность и желание ребёнка говорить. Для этого нужно расширять поводы для его обращения к взрослым, расширять все стороны речи ребёнка - понимание, активную речь, способность подражать и использовать речь.
- 1. Введение
- 2. Возрастные особенности развития детей первого - третьего года жизни
- 3. Индивидуальные особенности поведения детей в период адаптации
- 4. Группы адаптаций
- 5. Совместные усилия семьи и детского сада в период адаптации
- 6. Педагогические правила введения детей в условиях общественного воспитания
- 7. Новые подходы к адаптации детей
- Заключение
- 2.1 Социальная адаптация как цель воспитательной работы в детском доме
- Мероприятия по облегчению адаптации детей к условиям доу:
- Постинтернатная адаптация выпускников детского дома как научно-педагогическая проблема
- Формы и методы взаимодействия с семьей в период адаптации ребенка к дошкольному учреждению
- 7. Адаптация организма ребенка к условиям внешней среды.
- Проблемы социализации личности ребёнка в условиях детского дома
- 2. Социально-педагогические условия социализации ребёнка-сироты
- Система социальной адаптации ребёнка в условиях детского дома открытого типа