logo
Особенности интегрированного обучения детей с нарушением слуха

1.3.1 Психологические особенности детей с нарушением слуха

Дети с нарушением слуха представляют разнородную группу. Среди них лишь небольшое число полностью лишены слуха. Как правило, все дети, которые относятся к числу абсолютно не слышащих (глухих), способны воспринимать очень громкие звуки природы, например гром, звуковые сигналы на улице. Среди не слышащих есть дети, которые слышат громкий крик. Но восприятия неречевых звуков недостаточно для восприятия фонем (звуков речи).

В зависимости от того, в каком возрасте возникли нарушения слуха, а также от степени выраженности этого нарушения и возможности формирования речи на слуховой основе, различают не слышащих (глухих), позднооглохших и слабо слышащих детей, имеющих тугоухость (Р.М.Боскис, 1988). В группу не слышащих детей относят тех, слух которых не может быть самостоятельно использован для накопления речевого запаса. Развитие речи и обучение возможны только на основе сохранившихся анализаторов: тактильного, зрительного, вкусового и обонятельного, а также вибрационной чувствительности. Остатки слуха могут быть использованы как вспомогательное средство для коррекции произношения (некоторые слышат громко произносимые гласные звуки, чаще всего [а] и [у]). Среди детей с нарушением слуха различаются две категории: рано оглохшие и позднооглохшие, у них потеря слуха возникла в 3 года и позднее, когда речь уже была относительно сформирована.

Вторую группу составляют дети с пониженным слухом, мешающим обучению в нормальных условиях, но с сохранением слуховой функции, при которой возможно накопление речевого запаса при помощи слухового анализатора хотя бы в минимальной степени. Для педагогических целей дети с нарушением слуха школьного возраста делятся на две категории: детей с нарушением слуха, обладающих развитой речью с небольшими ее недостатками и детей с нарушением слуха с глубокими речевыми нарушениями.

Таким образом, на основе измерения слуха, с одной стороны, и исследования речи -- с другой, выделяют 4 группы детей с нарушениями слуха, которые обучаются по разным учебным планам и программам. Позднооглохшие дети обучаются, как правило, вместе со слабослышащими детьми. Речевое развитие слабослышащих ограничено, но они все же самостоятельно овладевают небольшим запасом неточно произносимых слов. Эти ученики плохо различают слова, имеющие сходство в звучании.

Не слышащие дети имеют потерю слуха более 80 децибел; они совсем не слышат либо реагируют только на громкий голос около ушной раковины. Слабослышащие дети имеют потерю слуха от 30 до 80 децибел. Они различают речь на расстоянии до 3 м от ушной раковины. Если дети слышат речь (хорошо знакомые слова) на расстоянии 0,5--1 м, то обычно говорят фразами, не всегда грамматически правильно оформленными. Уровень речевого развития ученика зависит не только от остатков слуха, но и от социальной ситуации развития ребенка.

Родители, в первую очередь мать, могут довольно рано заметить, что ребенок имеет грубые недостатки слуха. Помимо сниженной реакции или отсутствия реакции на негромкие звуки, к 6 месяцам проявляются особенности развития этих детей. На 2--3-м месяце жизни у всех детей наблюдается гуление, которое характерно и для неслышащих детей. Гуление у детей с нормальным развитием переходит в лепет, который представляет собой довольно разнообразные звуковые комплексы, возникающие в ответ на раздражители положительного характера. У детей с резким снижением слуха гуление не усложняется, не переходит в последующие стадии лепета, постепенно угасает. Это происходит потому, что ребенок не воспринимает на слух речи окружающих и своего звукопроизношения. Мать в процессе наблюдения может заметить, что ребенок совсем не реагирует или реагирует очень слабо на звучащие игрушки, обращенную к нему речь, раздающуюся в соседней комнате музыку.

К году ребенок выражает эмоциональное общение звукосочетаниями, отдельными не очень точно произносимыми словами. Ребенок начинает понимать некоторые словесные обращения, которые слышит ежедневно. Если ребенок не пытается прибегать к звуковому общению с окружающими, то это должно насторожить родителей. Необходимо обратиться за консультацией к врачам, педиатру и отоларингологу, в центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации за оказанием ранней коррекционно-педагогической помощи. Родители узнают, что им нужно многократно повторять одни и те же слова или короткие высказывания, отчетливо их, проговаривая, при удовлетворении жизненных потребностей малыша. Ребенок должен видеть лицо говорящего, тогда он начнет понимать по движениям губ или, как говорят, считывать с губ (лица) повторяющиеся слова. С ребенком нужно разговаривать громко, чтобы он смог использовать свой остаточный слух. Ребенок, стремясь установить контакт с окружающими, начинает использовать неречевые средства общения -- пантомиму, разнообразные жесты. Членам семьи не нужно бояться такого рода общения, тем более запрещать его. Напротив, необходимо организовывать общение, включаться в беседу, придавая ей положительный эмоциональный характер. Если с ребенком не общаться, то он будет чувствовать себя одиноким, поэтому нужно всячески способствовать контактам с ребенком, побуждать его к овладению речью.