1.2 Современная ситуация интегрированного обучения детей с нарушением слуха
В настоящее время большинство стран переходят на путь интеграции в обучении детей с отклонениями в развитии. Проблемы интеграции детей с отклонениями в развитии в коллектив здоровых детей находится в центре внимания и в нашей стране. У родителей и детей появилась возможность выбора разных форм обучения и разработан проект закона «Об образовании лиц с ограниченными возможностями». Идеи интегрированного обучения, развиваемые в нашей стране, всегда основывались на необходимости достижения ребёнком с нарушением слуха равного со слышащими детьми уровня развития, участия на равноправных началах во всех видах деятельности в детском саду и школе.
В настоящее время изучаются возможности интеграции детей с нарушением слуха дошкольного и школьного возраста, разрабатываются различные формы пребывания детей в массовых дошкольных учреждениях и школах. (И.М.Гилевич, Л.И.Тигранова, Э.И.Леонгард, Э.В.Миронова, Н.Д.Шматко). Определение ребёнка в массовое учреждение зависит также от уровня физического развития и состояния здоровья, познавательного развития. Большое значение имеют личностные свойства ребёнка, особенно такие, как активность, самостоятельность, инициативность, которые положительно влияют на развитие общения с другими детьми и педагогами. Определять ребёнка в массовое учреждение можно только при наличии у него речи, обеспечивающей общение с детьми и педагогами.
Его устная речь должна быть достаточно разборчивой и понятной окружающим детям и взрослым. Интеграция ребёнка с нарушением слуха невозможна без активного участия родителей. Им принадлежит ведущая роль в организации ежедневных занятий дома, постоянная работа по развитию речевого общения в быту. Как правило, родители проводят общеразвивающую и коррекционную работу в семье по заданиям сурдопедагога. Именно он может посоветовать родителям посещение ребёнком массового учреждения, а в некоторых случаях, наоборот, предостеречь их от этого, если ребёнок не готов к интеграции в коллектив слышащих детей.
Несмотря на всю актуальность и важность проблемы, к вопросу интеграции надо подходить очень внимательно и обдуманно. Для какой-то части детей с отклонениями в развитии интегрированное обучение может быть эффективным. Но интеграция оказывается невозможной для детей с интеллектуальной недостаточностью. По отношению к таким детям речь может идти о социальной интеграции (совместное пребывание в учреждении, проведение досуга, внешкольные мероприятия), а не об образовательной интеграции.
Различные формы интеграции детей с нарушением слуха со слышащими детьми направлены на нормализацию жизни каждого ребёнка, включение его в сферу нормальных социальных отношений, его всестороннее развитие. Для того чтобы интегрированное обучение целенаправленно расширялось и было эффективно, необходима специальная подготовка, как педагогов массовых учебных учреждений, так и учителей дефектологов, психологов, логопедов, а также проработка правовых вопросов интеграции. Кроме всего сказанного, большое значение имеет при интегрированном обучении - готовность нашего общества принять детей с нарушением слуха.
Несмотря на все трудности, открытие и развитие подобных школ принесёт огромную пользу не только детям с отклонениями в развитии, но и здоровым детям тоже, которые от этого станут только добрее и отзывчивее.
- ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ИНТЕГРИРОВАННОГО (СОВМЕСТНОГО) ОБУЧЕНИЯ НОРМАЛЬНО РАЗВИВАЮЩИХСЯ ДЕТЕЙ И ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
- 1.1 Понятие интегрированного обучения
- 1.2 Современная ситуация интегрированного обучения детей с нарушением слуха
- 1.3 Процесс интеграции детей с нарушением слуха в коллектив нормально слышащих детей
- 1.3.1 Психологические особенности детей с нарушением слуха
- 1.3.2 Возможности включения ребенка с нарушением слуха в совместное обучение, особенности адекватной образовательной среды и требуемую коррекционную помощь
- ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
- 2.1 Модели интегрированного обучения детей с нарушением слуха
- 2.2 Положительные и отрицательные стороны образовательной интеграции детей с нарушением слуха
- 2.3 Роль и содержание психолого-педагогического сопровождения интегрированного обучения неслышащих
- Особенности усвоения программы начальной школы детьми с нарушением слуха
- 2.Особенности коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями слуха в условиях массовой общеобразовательной школы.
- 6.Интегрированное обучение детей с нарушениями слуха.
- Содержание и методы обучения детей с нарушениями слуха
- Дети с нарушениями слуха
- 16. Особенности обучения и воспитания детей с нарушением слуха.
- 1.3.4. Интегрированное обучение детей с нарушениями слуха.
- Особенности личности детей с нарушениями слуха