logo
Логико-математический анализ учебного материала темы "Квадратные неравенства"

1.1 Анализ представления темы в различных школьных учебниках

Компоненты анализа учебника

Мордкович А.Г. Алгебра 8, 9 кл.

Алимов Ш.А. Алгебра 8 кл.

Никольский С.М. Алгебра 9 кл.

Общая структура

а) характеристика частей.

1.1.

а) Материал в учебнике по данной теме разделен на 2 главы: глава 6 (в учебнике за 8 класс), которая содержит §35 и глава 1 (в учебнике за 9 класс), которая содержит §1, §2.

Нумерация параграфов сквозная.

Отдельно имеется задачник.

Итого, содержание темы занимает три параграфа.

1.1.

а) Материал в учебнике по данной теме представлен в 4 главе «Квадратные неравенства», которая содержит 4 параграфа.

Нумерация параграфов сквозная.

Итого, содержание темы занимает четыре параграфа.

1.1.

а) Материал в учебнике по данной теме представлен в §2, который в свою очередь состоит из 5 пунктов.

Итого, содержание темы представлено в пяти пунктах.

б) структура наименьшей части.

б) каждый параграф содержит только теоретический материал, примеры с подробным решением, которые являются либо опорой для введения теоретического материала, либо образцами применения теории.

б) каждый параграф содержит теоретический материал, примеры, которые являются либо опорой для введения теоретического материала, либо образцами применения теории. Имеются задания различной степени трудности.

б) каждый пункт содержит теоретический материал, который подробно объяснен на примерах. Так же имеются задания для проверки знаний и задания, предназначенные для устной работы

Представление задачного материала.

а) классификация.

1.2.

а) задачный материал разбит на след.блоки: первый - до черты - содержит задания базового и среднего уровня сложности, к ним ответы даны в конце задачника. Второй блок упражнений - после черты - включает задания среднего и выше среднего уровня трудности.

1.2.

а) задачный материал разбит на следующие основные блоки: обязательные задачи, дополнительные более сложные задачи и трудные задачи.

1.2.

а) задачный материал разбит на следующие основные блоки: наиболее легкие задания, предназначенные для устной работы; задания повышенной трудности.

б) представление текста задачи.

б) задачи представлены математическим текстом.

б) в основном присутствуют задачи, представленные математическим текстом, так же есть задачи, содержащие чертеж по условию.

б) задачи представлены как стандартным математическим текстом, так и нагладно-поисковым текстом.

Другие структурные особенности

1.3. При изложении материала используются различные значки типа «рабочий словарь», «вспомните», «обратите внимание» и т.д.

1.3. При изложении материала используется разный цвет и шрифт

1.3. Других структурных особенностей нет.

Методические особенности

Характер изложения.

2.

2.1. Теоретический материал рассматривается сначала на конкретных примерах, а затем делаются обобщения. Следовательно, материал учебника изложен конкретным индуктивным методом.

2.

2.1. Теоретический материал рассматривается сначала на конкретных примерах, а затем делаются обобщения. Следовательно, материал учебника изложен конкретным индуктивным методом.

2.

2.1. В начале вводится теоретический материал, который в последствии объясняется на примерах. Следовательно, материал учебника изложен дедуктивным методом.

Использование цвета, особых выделений главного.

2.2. Материал для заучивания (определения, теоремы, правила) выделяются жирным курсивом. Алгоритмы взяты в рамочку.

Номера примеров среднего уровня снабжены значком

_, номера сложных примеров - ?.

2.2. Материал для заучивания (опред-ия, теоремы, алгоритмы) выделяются курсивом и рядом с материалом помещен розовый прямоугольник; текст, который важно знать и полезно помнить (не обязательно наизусть) помещается в рамки.

2.2. Материал для заучивания (определения, теоремы) выделяются жирным шрифтом.

_ и ? - знаки, отмечающие начало и конец текста, необязательного при работе по обычной программе.

Наглядность.

2.3. Наглядность применяется для представления и пояснения некоторых задач и теоретического материала: рисунки, чертежи.

2.3. Имеются рисунки и чертежи для наглядного представления теоретического и задачного материала.

2.3. Для представления и пояснения некоторых задач применяются чертежи, рисунки.

Повторение

2.4. Материал для повторения не выделен.

Другие методические особенности.

2.5. Нет других особенностей.

Выводы.

Достоинства.

3.1. Изложение материала характеризуется четкостью, алгоритмичностью, выделяются основные этапы рассуждений с фиксацией внимания читателя на выделенных этапах.

3.1. В учебнике четко выделен материал для запоминания. Есть легкие задачи. Цветное оформление.

3.1. В учебнике выделен текст для запоминания. Достаточно много рисунков и чертежей.

Недостатки.

3.2. Задачник представлен отдельно от теорет. материала. Мало цветов. Нет исторических сведений.

3.2. Мало рисунков и чертежей.

3.2. Нет исторических сведений. Не используется цветное оформление.

1. Объем содержания учебника Мордковича А.Г. по данной теме очень большой. Материал рассматривается и в 8, и в 9 классе. В учебниках Алимова Ш.А. и Никольского С.М. объем содержания примерно одинаков.

2. У Мордковича А.Г. задачный материал представлен отдельно от теоретического, что не совсем удобно. В учебнике Алимова Ш.А. присутствует и задачный, и теоретический материал. Причем теоретический материал подкреплен конкретными разобранными примерами. В учебнике Никольского С.М. мало примеров с решением, в основном теоретический и задачный материал.

3. В учебнике Мордковича А.Г. используется индуктивный метод изложения теоретического материала. Задачный материал разделен на легкие, средние задачи и задачи повышенной трудности. Цветного оформления нет, но используются различные значки для обозначения «характера» теоретического материала. У Алимова Ш.А. так же индуктивный характер изложения теоретического материала. Причем материал достаточно нагляден - присутствует большое количество рисунков, чертежей. В учебнике Никольского С.М. не используется цветовое оформление. Теоретический материал представлен дедуктивным методом. Рисунков, чертежей мало.

4. Таким образом, мой выбор - учебник Алимова Ш.А. Так как он наиболее нагляден для учащихся. Весь теоретический материал подкреплен конкретными примерами. Задачный материал рассчитан на каждого ученика: есть задачи легкого уровня, среднего и повышенной трудности.

квадратный неравенство математический обучение