1.1 Анализ представления темы в различных школьных учебниках
Компоненты анализа учебника |
Мордкович А.Г. Алгебра 8, 9 кл. |
Алимов Ш.А. Алгебра 8 кл. |
Никольский С.М. Алгебра 9 кл. |
|
Общая структура а) характеристика частей. |
1.1. а) Материал в учебнике по данной теме разделен на 2 главы: глава 6 (в учебнике за 8 класс), которая содержит §35 и глава 1 (в учебнике за 9 класс), которая содержит §1, §2. Нумерация параграфов сквозная. Отдельно имеется задачник. Итого, содержание темы занимает три параграфа. |
1.1. а) Материал в учебнике по данной теме представлен в 4 главе «Квадратные неравенства», которая содержит 4 параграфа. Нумерация параграфов сквозная. Итого, содержание темы занимает четыре параграфа. |
1.1. а) Материал в учебнике по данной теме представлен в §2, который в свою очередь состоит из 5 пунктов. Итого, содержание темы представлено в пяти пунктах. |
|
б) структура наименьшей части. |
б) каждый параграф содержит только теоретический материал, примеры с подробным решением, которые являются либо опорой для введения теоретического материала, либо образцами применения теории. |
б) каждый параграф содержит теоретический материал, примеры, которые являются либо опорой для введения теоретического материала, либо образцами применения теории. Имеются задания различной степени трудности. |
б) каждый пункт содержит теоретический материал, который подробно объяснен на примерах. Так же имеются задания для проверки знаний и задания, предназначенные для устной работы |
|
Представление задачного материала. а) классификация. |
1.2. а) задачный материал разбит на след.блоки: первый - до черты - содержит задания базового и среднего уровня сложности, к ним ответы даны в конце задачника. Второй блок упражнений - после черты - включает задания среднего и выше среднего уровня трудности. |
1.2. а) задачный материал разбит на следующие основные блоки: обязательные задачи, дополнительные более сложные задачи и трудные задачи. |
1.2. а) задачный материал разбит на следующие основные блоки: наиболее легкие задания, предназначенные для устной работы; задания повышенной трудности. |
|
б) представление текста задачи. |
б) задачи представлены математическим текстом. |
б) в основном присутствуют задачи, представленные математическим текстом, так же есть задачи, содержащие чертеж по условию. |
б) задачи представлены как стандартным математическим текстом, так и нагладно-поисковым текстом. |
|
Другие структурные особенности |
1.3. При изложении материала используются различные значки типа «рабочий словарь», «вспомните», «обратите внимание» и т.д. |
1.3. При изложении материала используется разный цвет и шрифт |
1.3. Других структурных особенностей нет. |
|
Методические особенности Характер изложения. |
2. 2.1. Теоретический материал рассматривается сначала на конкретных примерах, а затем делаются обобщения. Следовательно, материал учебника изложен конкретным индуктивным методом. |
2. 2.1. Теоретический материал рассматривается сначала на конкретных примерах, а затем делаются обобщения. Следовательно, материал учебника изложен конкретным индуктивным методом. |
2. 2.1. В начале вводится теоретический материал, который в последствии объясняется на примерах. Следовательно, материал учебника изложен дедуктивным методом. |
|
Использование цвета, особых выделений главного. |
2.2. Материал для заучивания (определения, теоремы, правила) выделяются жирным курсивом. Алгоритмы взяты в рамочку. Номера примеров среднего уровня снабжены значком _, номера сложных примеров - ?. |
2.2. Материал для заучивания (опред-ия, теоремы, алгоритмы) выделяются курсивом и рядом с материалом помещен розовый прямоугольник; текст, который важно знать и полезно помнить (не обязательно наизусть) помещается в рамки. |
2.2. Материал для заучивания (определения, теоремы) выделяются жирным шрифтом. _ и ? - знаки, отмечающие начало и конец текста, необязательного при работе по обычной программе. |
|
Наглядность. |
2.3. Наглядность применяется для представления и пояснения некоторых задач и теоретического материала: рисунки, чертежи. |
2.3. Имеются рисунки и чертежи для наглядного представления теоретического и задачного материала. |
2.3. Для представления и пояснения некоторых задач применяются чертежи, рисунки. |
|
Повторение |
2.4. Материал для повторения не выделен. |
|||
Другие методические особенности. |
2.5. Нет других особенностей. |
|||
Выводы. Достоинства. |
3.1. Изложение материала характеризуется четкостью, алгоритмичностью, выделяются основные этапы рассуждений с фиксацией внимания читателя на выделенных этапах. |
3.1. В учебнике четко выделен материал для запоминания. Есть легкие задачи. Цветное оформление. |
3.1. В учебнике выделен текст для запоминания. Достаточно много рисунков и чертежей. |
|
Недостатки. |
3.2. Задачник представлен отдельно от теорет. материала. Мало цветов. Нет исторических сведений. |
3.2. Мало рисунков и чертежей. |
3.2. Нет исторических сведений. Не используется цветное оформление. |
1. Объем содержания учебника Мордковича А.Г. по данной теме очень большой. Материал рассматривается и в 8, и в 9 классе. В учебниках Алимова Ш.А. и Никольского С.М. объем содержания примерно одинаков.
2. У Мордковича А.Г. задачный материал представлен отдельно от теоретического, что не совсем удобно. В учебнике Алимова Ш.А. присутствует и задачный, и теоретический материал. Причем теоретический материал подкреплен конкретными разобранными примерами. В учебнике Никольского С.М. мало примеров с решением, в основном теоретический и задачный материал.
3. В учебнике Мордковича А.Г. используется индуктивный метод изложения теоретического материала. Задачный материал разделен на легкие, средние задачи и задачи повышенной трудности. Цветного оформления нет, но используются различные значки для обозначения «характера» теоретического материала. У Алимова Ш.А. так же индуктивный характер изложения теоретического материала. Причем материал достаточно нагляден - присутствует большое количество рисунков, чертежей. В учебнике Никольского С.М. не используется цветовое оформление. Теоретический материал представлен дедуктивным методом. Рисунков, чертежей мало.
4. Таким образом, мой выбор - учебник Алимова Ш.А. Так как он наиболее нагляден для учащихся. Весь теоретический материал подкреплен конкретными примерами. Задачный материал рассчитан на каждого ученика: есть задачи легкого уровня, среднего и повышенной трудности.
квадратный неравенство математический обучение
- Введение
- Глава 1. Логико-математический анализ учебного материала темы «Квадратные неравенства»
- 1.1 Анализ представления темы в различных школьных учебниках
- 1.2 Анализ дидактической единицы темы
- 1.3 Анализ теоретического содержания темы
- 1.4 Анализ задачного материала темы
- Глава 2. Методика обучения учащихся по теме «Квадратные неравенства»
- 2.1 Обязательные результаты обучения
- 2.2 Анализ методической литературы по теме «Квадратные неравенства»
- 2.3 Тематическое планирование по теме «Квадратные неравенства»
- 2.4 Описание методики обучения теме «Квадратные неравенства»