3. Рекомендации по проведению игр с детьми дошкольного возраста
Педагогическое руководство играми детей предусматривает необходимость учитывать основные возрастные и индивидуальные особенности их развития, а также развития их игровой деятельности во все возрастные периоды. Как утверждают психологи, без знаний внутренних законов развития игры как деятельности, старания управлять ею могут разрушить ее.
Для успешного руководства играми детей воспитатель должен владеть разнообразными навыками, важнейшими среди которых являются:
- аналитические - умение анализировать и диагностировать уровень развития игровой деятельности группы вообще и отдельных детей в частности. Для этого воспитатель должен постоянно наблюдать за играми дошкольников в своей группе;
- проектировочные (конструкционные) - умение проектировать уровень развития игровой деятельности детей в ожидаемой временной перспективе;
- организаторские и коммуникативные - умение организовывать детей, искренне интересоваться их игрой, при необходимости включаться в неё в главных или второстепенных ролях, влиять на ход игры предложением, советом, вопросом и т.п. Атемаскина Ю.В., Богославец Л.Г. Современные педагогические технологии в ДОУ. - М.: Детство-пресс, 2011. - 112 с.
Игровая деятельность детей в каждом возрастном периоде имеет свои особенности, предопределяющие использование специфических форм и методов педагогического руководства ею. Вместе с тем она должно отвечать таким общим особенностям:
- планомерное педагогически активное формирование практического опыта ребёнка. Сущность его заключается в том, чтобы в процессе игры дошкольники на основе своих впечатлений усваивали содержание действий людей, назначение предметов, становились активными участниками познания действительности;
- выделение во время организации учебных игр (игр-занятий, игр-инсценировок, демонстрации образца игровых действий, игр - драматизаций) главного. В этом процессе ребёнок учит переводить свой реальный жизненный опыт в игровой условный план, ставить перед собой игровые задачи и решать их;
- своевременное обновление игровой среды, подбор игрушек и игрового материала, содержание которого призвано воссоздать в памяти ребёнка недавние впечатления, направить его на самостоятельное решение игровой задачи, побуждать к разным способам воспроизведения действительности;
- организация общения с детьми, направленного на формирование прогрессивных для каждого возрастного периода игровых способов действий. Создавая проблемные ситуации, воспитатель должен использовать косвенные приёмы (совет, вопрос, подсказка и т.п.) для влияния на замысел игры, развития сюжета, усложнения способов отражения действительности. При необходимости он включается в игру как равноправный партнёр, видоизменяя игровую среду, корректируя ролевые отношения.
Для обогащения игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста воспитатель должен содействовать постоянству замысла игры, развития ее в определенном сюжетном направлении, должен учить дошкольников играть рядом, а со временем непосредственно друг с другом, вместе. Одним из основных приёмов педагогического влияния является его ролевое участие в играх, что придаёт действиям детей характер целеустремлённости и содержательности, оказывает содействие их объединению для общей игры, обогащает игровые замыслы, действия. Никоноров В.Т., Никоноров Д.В. Развивающие игры с детьми младшего дошкольного возраста // Культурогенезные функции образования: развитие инновационных моделей Сборник научных статей. Ответственный редактор - Т. Н. Семенова. Чебоксары, 2015. С. 171-175.
Если деятельность ребёнка находится на уровне предметных игр, необходимо позаботиться о специальном обучении их игровым действиям, элементам игрового поведения, в т. ч. безопасного поведения. Для этого используют такие педагогические приёмы, как предложение воспитателем готового сюжета разной сложности, демонстрация образца игрового действия, использование в игре наряду с игрушками предметов - заменителей.
В работе с детьми среднего дошкольного возраста воспитатель должен ориентироваться на обогащение содержания их игр, формирование разных способов ролевого поведения, умение поддерживать дружеские отношения. Включаясь в общую игру детей или инсценируя определенный игровой сюжет, воспитатель оказывает содействие формированию умения соотносить название роли с соответствующими ей действиями и атрибутами, выделять параллельные и взаимно дополняемые роли, разные типы отношений между ролевыми позициями (управление, покорение, равноправие). Использование им разнообразных приёмов (вопрос, совет, беседа о содержании игры, распределение ролей в ней и т.п.) обеспечивает формирование у детей умения организовывать общие игры. Кожокарь Г.А. Особенности организации дидактических игр с детьми среднего дошкольного возраста // Наука, религия и искусство в психологическом познании человека Сборник материалов Сергиево-Посадской сессии научной школы профессора B.C.Агапова. Под редакцией B.C. Агапова, Д.П. Сидоренко и Н.Н. Шенцевой. Сергиев Посад, 2014. С. 175-177.
В среднем дошкольном возрасте взаимоотношения детей концентрируются вокруг роли и соблюдения правил, связанных с нею. Важно, чтобы эти правила ориентировали детей на утверждение высоконравственных человеческих отношений и чувств.
Игровая деятельность детей старшего дошкольного возраста может быть направлена на формирование их умений совместно выстраивать и развивать сюжет, понимать партнеров по игре и согласовывать свои действия с их поступками. С этой целью воспитатель может использовать:
- общий поочерёдной пересказ сказки или рассказ. Педагог в определенный момент изменяет рассказчика, при необходимости напоминает дальнейшее развитие событий;
- дружное придумывание сказки или рассказа, который позднее используется в качестве игрового сюжета. Важно, чтобы привлечённые к реализации этой задачи дети симпатизировали друг другу, имели приблизительно одинаковый уровень игровой деятельности;
- совместное разыгрывание сюжета сказки или рассказа после того, как дети запомнили его. Это является необходимым условием обогащения их опыта элементарного ролевого поведения. Хорошо зная детей, воспитатель учит их по-разному комбинировать (фантазировать, воображать и т.п.) элементы игрового сюжета. Деркунская В.А., Рындина А.Г. Игровые приёмы и коммуникационные игры для детей старшего дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2012. - 112 с.
В продолжение дня дети имеют возможность играться четыре раза: до завтрака (5-20 мин), между завтраком и занятиями (5-10 мин), на открытом воздухе (1ч. - 1ч. 30 мин.), после дневного сна (20-40мин.).
Игры до завтрака начинают с приходом ребёнка в детский сад. Затем делается перерыв на завтрак, и игры продолжаются до начала занятий. Задача воспитателя в этот период - так рационализировать педагогический процесс, чтобы иметь возможность организовать игру детей в наиболее эффективных формах, активно повлиять на ее ход, взаимоотношения детей. Игры после завтрака должны согласовываться с характером и содержанием дальнейших занятий. Обязательно нужно проводить малоподвижную игру между занятиями. На открытом воздухе дети могут продолжать игру, начатую раньше, если она их заинтересовала. Организовывая игры на открытом воздухе нужно учитывать такой естественный фактор, как сезонность.
Во время планирования работы на день воспитателю нужно использовать разные игры, быть рядом с детьми, быть товарищем, консультантом, а не стоять в стороне. Чтобы правильно организовать игровую деятельность, воспитатель должен, выучив игровые интересы и уровень развития творческих игр своих воспитанников, составить перспективный план развития игр на месяц, указав темы игр, объем и пути их реализации.
- Игра, как ведущая деятельность в дошкольном возрасте.
- 2. Игра как ведущая деятельность дошкольного возраста.
- §2. Игра как ведущая деятельность дошкольного возраста
- 2. Игра как ведущая деятельность дошкольного возраста.
- § 2. Игра как ведущая деятельность дошкольного возраста
- Тема: Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте.