1. Значение игры для психического развития детей дошкольного возраста
Дети всех народов мира имеют общую характерную особенность - врождённое влечение к игре. Переоценить ее значение в жизни ребёнка тяжело. А вообразить детство без игр вообще не возможно.
Игра - представляет собой деятельность с развлекательной, а иногда учебной целью, которая отличается от работы тем, что не ставит перед собой полезной практической цели, и от искусства тем, что не создаёт художественных ценностей, хотя границы между этими видами деятельности размыты. Больше всего человек играет в детском периоде, особенно до перехода в школу. Конвенция ООН по правам ребёнка закрепляет право детей на игры. Микляева Н.В. Зачем и как играть с детьми в детском саду? Современный взгляд на развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста. - М.: АРКТИ, 2015. - 104 с.
Большинство психологов уделяют чрезвычайно большое значение игре в психическом развитии ребёнка. Понимание этого значения зависит от взглядов на сущность игры и общих методологических установок исследователей.
Характерной особенностью большинства психологических теорий, распространённых на Западе, является биологизация человеческой психики, возражение качественно нового типа психического развития в детском периоде. На понимании игры это отражается двояко. С одной стороны, игра рассматривается как деятельность, которая в равной мере присуща животным и человеку. Здесь выделяют два традиционных направлений. Первое направление развивалось под влиянием теории К. Гросса, в которой основным является положения об игре как предыдущей тренировке будущих функций. Второе традиционное направление связано с теорией Ф. Бойтендайка, который объяснял игру как выражение ряда особенностей детского возраста, как проявление некоторых исходных наклонностей, например тяги к высвобождению, к слиянию, общности с окружающим миром и тенденций к подражанию. Согласно этим взглядам забавы котёнка с клубком нитей, борьба маленьких щенков, лепет ребёнка, постукивание ложкой по тарелке, игра с предметами - явления одного порядка. Все они характеризуются именно как игра.
Современные зарубежные исследователи часто эклектично объединяют положение этих двух направлений. Тогда игра рассматривается, например, как вид исследования («Что я могу сделать с этим объектом?»), которой отличается от специфического исследования («Что может сделать этот объект?»). То есть игра помогает детям решить некоторые проблемные ситуации, возникающие в процессе познания окружающего мира.
Отечественные психологи (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин) всегда уделяли игре ребёнка чрезвычайное внимание, называя ее ведущим типом деятельности дошкольников, избегая биологизации процессов психики. Урунтаева Г.А. Психология дошкольного возраста. - М.: Academia, 2014. - 272 с.
Как показали исследования Ф.И. Фрадкиной, игровые действия проистекают из предметных действий посредством переноса последних на предметы - заместители, т.е. путем обособления действия от самого предмета и его обобщения. Это осуществляется под непосредственным руководством взрослого. Игровое действие по своей сути является общей схемой предметного действия, в котором главным выступает не познание физических качеств предметов, а познание их значения, ценности.
Игра как ведущая деятельность дошкольника имеет чрезвычайно большое значение в психическом развитии ребёнка. В роботах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина и других учёных показано, как в игре дети в определенной мере усваивают отдельные знания и умения, поскольку в ней моделируются социальные ситуации и типичные отношения. Однако, по мнению этих авторов, наиболее существенным есть то, что игра дает эффект общего психического развития. Л.С. Выготский отмечал, что особенностью игровой деятельности детей является свойство «действовать в вообразимой, а не видимой ситуации». Гришина Н.В. Проблемы игры в дошкольном возрасте // Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2014. № 2. С. 14.
А.В. Запорожец, опираясь на теорию П.Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных способностей, выдвинул предположение о том, что игра выступает в качестве своеобразного материального этапа в формировании психических процессов. Она дает возможность в доступной для ребёнка наглядно-действующей форме смоделировать образцы поведения эмоционально приемлемые, но пока что в силу возрастных особенностей для него недоступные.
Игра - это «волшебный сундучок», с помощью которой можно научить малыша читать, писать и, главное, - мыслить, наблюдать, доказывать, понимать и создавать.
Обнаруживая любопытство к миру взрослых, но, не имея возможности войти в него, дошкольник моделирует этот мир в игре. Эта деятельность является социальной по своему происхождению и содержанию. Она возникает в ходе осложнения опыта человечества, его производственных и культурных взаимоотношений и отражает общественные изменения. Сюжет и роли в игре дети заимствуют в обществе.
Следовательно, игра занимает видное место в системе физического, морального, трудового, гендерного и эстетического воспитания дошкольников. Она активизирует ребёнка, оказывает содействие повышению его жизненного тонуса, удовлетворяет личные интересы и социальные потребности.
Значение игры заключается в том, что дети в непринуждённой форме, воссоздавая мир взрослых, усваивают моральные нормы, получают представление о профессиональных и семейных ролях. Игра обеспечивает развитие у дошкольников двигательных, умственных, коммуникативных и речевых навыков. Дети, отражая в игре разные стороны жизни и особенности деятельности взрослых, пополняют и уточняют свои знания об окружающем миру, учатся сопереживать и отличать вымысел от реальности.
Условно выделяют два класса игр:
- игры по инициативе детей (творческие);
- игры по инициативе взрослого с готовыми правилами (дидактические, подвижные).
Подвижные игры - важное средство воспитания детей дошкольного возраста. Правильно подобранные игры оказывают содействие гармоническому развитию организма дошкольников. Разнообразные движения и игровые действия детей эффективно влияют на деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма, возбуждают аппетит и оказывают содействие крепкому сну. В них, как и в других играх, о чем пойдёт речь дальше, есть сюжет, роли, правила и результат игры.
Творческие игры представляют наиболее насыщенную типичную группу игр дошкольников. Творческими их называют потому, что дети сами определяют цель, содержание и правила игры, отражая большей частью окружающую жизнь, деятельность и отношения людей.
Творческие игры делятся на:
- сюжетно-ролевые игры;
- театрализованные игры (в т. ч. драматизации);
- конструкторские игры. Скибицкая И.И., Золотарева Т.Л., Сотникова И.А. Игра, как средство развития детей в дошкольном возрасте // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. Главный редактор Широков О.Н.; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова»; Харьковский государственный педагогический университет имени Г.С. Сковороды; Актюбинский региональный государственный университет имени К. Жубанова; Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс». 2015. С. 89-91.
Рассмотрим различные типы игр подробнее.
- Игра, как ведущая деятельность в дошкольном возрасте.
- 2. Игра как ведущая деятельность дошкольного возраста.
- §2. Игра как ведущая деятельность дошкольного возраста
- 2. Игра как ведущая деятельность дошкольного возраста.
- § 2. Игра как ведущая деятельность дошкольного возраста
- Тема: Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте.