logo search
Социальная педагогика

Типы и виды девиаций.

В современных условиях этот процесс является более сложным и многотрудным, следствием чего становится рост числа детей с девиантным поведением. Отсюда и значительное в последние годы увеличение числа правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними. Увеличение детей с девиантным поведением- это следствие современной социально-экономической и духовно-нравственной ситуации России, падает жизненный уровень населения, растет социальное неблагополучие, криминализация среды. Среди молодежи нарастают такие опасные тенденции, как:

- рост числа граждан, лишенных родительских прав, что предопределяет рост социального сиротства и беспризорности несовершеннолетних;

- массовые нарушения прав детей;

- рост ранней алкоголизации, наркомании, токсикомании, который ведет к увеличению числа преступлений;

- рост числа венерических заболеваний у несовершеннолетних;

- омоложение преступности: каждое третье уголовное деяние совершено детьми в возрасте с 8-14 лет;

- рост числа несовершеннолетних с психическими отклонениями среди правонарушений;

- суицид среди несовершеннолетних;

Девиантное поведение- это поведение отклоняющихся от норм права и морали, принятых в том или ином обществе и ведущее к совершению преступлений и правонарушений.

Девиантное поведение разделяется на пять типов:

Делинкветное

Аддиктивное

Патохарактерологическое

Психопатологическое

На базе гиперспособностей

1) Делинкветное поведение- отклоняющееся поведение в крайних своих проявлениях, представляющее условно-наказуемое деяние. Отличия делинкветного поведения от криминального поведения коренятся в тяжести правонарушений, это поведение может проявляться в озорстве и желании поразвлечься. Подросток «за компанию» и из любопытства может бросать с балкона тяжелые предметы в прохожих, получая удовлетворение от точности попадания в «жертву». Основой делинкветного поведения является психический инфантилизм.

2) Аддиктивный тип- это стремление к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или с постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций. Жизнь видится им неинтересной и однообразной. Их активность, переносимость трудностей повседневной жизни снижена; есть скрытый комплекс неполноценности, зависимость, тревожность; стремление говорить неправду; обвинять других.

3) Патохарактерологический тип девиантного поведения понимается поведение, обусловленное патологическими изменениями характера сформировавшиеся в процессе воспитания. К ним относятся так называемые расстройства личности. У многих лиц наблюдается завышенный уровень притязаний, тенденции к доминированию и властвованию, упрямство, обидчивость, нетерпимость к противодействию, склонность к самозвинчиванию и поиски поводов для разрядки аффективного поведения.

4) Психопатологический тип девиантного поведения основывается на психологических симптомах и синдромах, являющихся проявлениями тех или иных психических расстройств и заболеваний. Разновидностью этого типа является саморазрушающее поведение. Агрессия направляется на себя, внутрь самого человека. Аутодеструкция проявляется в виде суицидного поведения, наркотизация, алкоголизации.

5) Основанный на гиперспособностях тип девиантного поведения

Это особый тип отклоняющегося поведения выходящий за рамки обычного, способности человека значительно и существенно превышает среднестатические способности

(+) одаренность. (-)преступление

Любые отклонения в поведении должны привлекать внимание педагогов, психологов, воспитателей, социальных работников.

37