Внимание при нарушениях зрения
В отечественной психологии внимание определяется как “направленность и сосредоточенность психической деятельности человека, активность его личности в данный момент и при данных условиях” (Н.Ф.Добрынин, 1968) и как организация психической деятельности (К. К. Платонов). Внимание не имеет своего собственного содержания и связано с характером активности и деятельности человека.
При глубоких нарушениях зрения наблюдается снижение активности, проявляющееся наиболее четко в ранние периоды развития, что связано с невозможностью воспринимать раздражители нарушенным зрительным анализатором и реагировать на них. Отсутствие зрительных впечатлений снижает уровень внешней стимуляции деятельности ребенка, что приводит к меньшей его активности по отношению к внешнему миру. Целый ряд зарубежных тифлопсихологов (Schauerte ,Zeuten ,Hatwell,Warren) отмечают низкий уровень общей активности слепого ребенка в ранние периоды развития и меньшую его подвижность. Проявляется это и в ориентировочно-поисковой деятельности. В связи с этим внимание как направленность деятельности, ее избирательность, имеют своеобразные особенности. Ограниченность внешних стимуляций сказывается в большем внимании к своему “я”, в превалировании среди слепых по сравнению со зрячими количества интровертов , в избирательном общении с узким кругом хорошо знакомых людей (В.С.Мерлин, В.Warren).
Практически все качества внимания, такие как активность (произвольное и непроизвольное внимание), направленность (внешняя и внутренняя), его широта (объем, распределение), переключение (трудное, легкое), интенсивность, сосредоточенность (высокая, низкая) , устойчивость (устойчивое или неустойчивое), оказываются под влиянием нарушенного зрения, но способны к высокому развитию, достигая уровня его развития у зрячих, а порой и превышая его. Сокращение количества и разнообразия внешних впечатлений оказывает отрицательное влияние на формирование качества внимания. Замедленность процесса восприятия, осуществляемого как на основе осязания, так и на основе нарушенного зрительного анализатора, сказывается на темпе переключения внимания; неполнота и фрагментарность образов — на снижении объема, устойчивости внимания (А. Г. Литвак, 1985). Активное включение лиц с нарушением зрения в совместную деятельность со зрячими требует со стороны первых большей самостоятельности и умения управлять своей деятельностью.
В зависимости от видов деятельности для ее успешного выполнения необходимо развитие различных свойств внимания. Так, в учебной деятельности важным условием является наличие произвольного внимания, умения сосредоточиться на задании.
В то же время в такой специфической деятельности, как пространственная ориентация, а также трудовая деятельность, условием эффективности и результативности является умение переключать внимание в процессе решения конкретных практических задач. Слепому и слабовидящему необходимо для компенсации зрительной недостаточности активно использовать информацию, получаемую от всех сохранных нарушенных анализаторов; концентрация же внимания на анализе информации от одного из видов рецепции не создает адекватного и полного образа, что приводит к снижению точности ориентировочной и трудовой деятельности.
Процесс реабилитации и интеграции слепых и слабовидящих в современное общество с его техническими успехами требует от них большей самостоятельности и активности, что связано также с развитием таких качеств, как произвольность организации деятельности, устойчивость и интенсивность деятельности, широта объема внимания, умение его распределять и переключать в зависимости от условий и требований деятельности.
Таким образом, развитие внимания у лиц этой категории связано, как и у нормально видящих, с формированием волевых, интеллектуальных и эмоциональных свойств личности в условиях активной деятельности и осуществляется в соответствии с теми же закономерностями, что и у нормально видящих.
Особенности внимания у детей с нарушением зрения
Общие закономерности формирования и развития внимания у нормально развивающихся детей присущи и детям с глубокими нарушениями зрения.
Однако полное выпадение или глубокое нарушение зрительных функций делает невозможным или затрудняет зрительное отражение предметов и явлений окружающей действительности. Следовательно, восполнить эти недостатки в чувственном опыте может активация деятельности сохранных органов чувств, в которой огромная роль принадлежит вниманию.
Внимание, как одна из сторон психической деятельности незрячих и слабовидящих детей, а также взрослых, изучено крайне недостаточно. И все-таки почти все тифлопсихологи и тифлопедагоги отмечают большое значение внимания в компенсации и коррекции последствий зрительных дефектов.
Первоначально непроизвольное внимание формируется и развивается в результате воздействия внешних раздражителей на органы чувств или проявлений органических потребностей и не зависит от сознания субъекта деятельности. Чем интенсивнее раздражитель, тем ярче проявления внимания. Сокращение же объема внешних воздействий вследствие полного или частичного выпадения зрительных ощущений и восприятий, наиболее дифференцированных, опредмеченных , эмоционально окрашенных, не способствует развитию внимания, а, наоборот, задерживает его развитие. Как показали исследования, направленные на изучение сенсорной изоляции (Н. Н. Зислина, Л. А. Новикова, Л. И. Филь-чикова и др.), значительное уменьшение внешних воздействий приводит к так называемому сенсорному голоду, к нарушению приема и переработки информации и отрицательно влияет на объем, концентрацию, устойчивость, интенсивность и другие свойства внимания.
Наблюдения за незрячими детьми свидетельствуют о низком уровне их внимания, что является следствием пассивности и узости интересов к окружающему миру, сведения о котором немногочисленны и разрозненны. Кроме того, устойчивость внимания при нарушении зрения снижается с уменьшением количества раздражений, т. е. напрямую зависит от их количества. Длительное же воздействие слуховых раздражителей приводит к быстрому утомлению слепых, а следовательно, к рассеиванию внимания.
Среди тифлопсихологов старой школы (К. Штумпф и др.) довольно распространенным было мнение об автоматически происходящих изменениях всех свойств внимания, при этом в первую очередь отмечалась его устойчивость, интенсивность, концентрированность . Такие утверждения об улучшении качеств внимания при выпадении зрительных функций не имеют экспериментального подтверждения, более того, они опровергаются тем, что незрячим поступает извне значительное количество сигналов других модальностей, которые способны отвлекать их внимание, и, кроме того, слуховые раздражители могут отвлекать внимание в не меньшей степени, чем зрительные (А. Г.Литвак).
Такие тифлопсихологи, как К. Бюрклен, П. Биллей , А. А. Кро-гиус, Ф.Цех, утверждали, что сужение сферы чувственного познания у незрячих отрицательно влияет на внимание, отмечая в то же время, что оно у них может развиваться , причем достигать того же уровня, что и у зрячих.
Та или иная психическая деятельность связана с произвольным, постпроизвольным вниманием, его высшими видами. Непосредственная связь с деятельностью, в процессе выполнения которой формируются духовные потребности, интересы, волевые качества и осознание себя как личности, определяет и характеризует уровень развития внимания и его направленность. Следовательно, включение незрячих в деятельность является непременным условием развития произвольного и непроизвольного видов
внимания.
Состояние внимания ребенка с нормальным зрением при любом виде деятельности — рассматривании, слушании, обдумывании — находит выражение в мимике и пантомимике, определенную роль играет при этом подражание мимике взрослых, наблюдаемой детьми.
Визуальное восприятие незрячими детьми выразительных движений лица и тела (мимики и пантомимики) невозможно, а поэтому у них нет и потребности в подражании.
Помимо этого, двигательная сфера незрячих отличается целым рядом специфических особенностей. У них ограничены движения, отдельные движения осуществляются с большой осторожностью, вялостью, медлительностью. Положение тела несколько согнутое. Передвигаются они нерешительно.
У незрячих также отмечена выраженная моторная недостаточность (А.В.Ярмоленко и М.М.Беликов). При этом установлена прямая зависимость между остаточным зрением и степенью моторных нарушений.
Отмечаются особенности произвольных движений лицевой мускулатуры незрячих, резкое снижение возможностей выполнения отдельных движений, указывается при этом на сравнительно лучшее состояние моторики нижней части лица (А.С.Мищенко).
Динамографическое изучение мышечной работоспособности незрячих и зрячих обнаружило значительное снижение у незрячих как мышечной силы, так и мышечной работоспособности (М. Р.Мегентовик и Т. Н. Гут).
Установлено также, что те движения, которые обычно контролируются зрением, незрячие выполняют значительно хуже, чемзрячие.
При наличии даже небольшого остаточного зрения моторные нарушения выражены менее резко. Выявлено, что моторная недостаточность зависит также от времени наступления слепоты. У слепорожденных она выражена более резко , чем у поздноослепших.
При абсолютной слепоте обычные для проявления внимания выразительные движения лица: нахмуривание бровей, наморщивание лба, фиксация взгляда, принятие определенной позы, поворот к объекту и т. п. — или отсутствуют, или проявляются слабо. У незрячего состояние внимания характеризуется маскообразным выражением лица и фиксированным положением головы и тела (поворот вполоборота к говорящему ), направленным на отчетливое слуховое восприятие.
В тифлопедагогике, как отмечает А. Г.Литвак, известны многочисленные попытки обучения незрячих мимическому и пантомимическому выражению внимания, эмоциональных состояний. Но до настоящего времени все они были неудачны.
Формирование и развитие внимания у детей с нарушением
зрения
У большинства незрячих или слабовидящих детей патология зрения является врожденной, поэтому ход их психического развития своеобразен и по темпу и по качественной характеристике. Характер реакций и поведение детей с нарушением зрения в младенческом возрасте (2 — 3-месячных) зачастую не отличаются от тех, что наблюдаются у нормально видящих сверстников. Их внимание непроизвольно по сути и зависит от качества внешних раздражителей: слабовидящих привлекают яркие, блестящие или движущиеся предметы, как слабовидящих, так и незрячих — громкие, резкие звуки.
Слуховое внимание (выделение и дифференциация слуховых впечатлений) у незрячих детей прочно связано с развитием и созданием широкого осязательного поля. Однако их меньшая подвижность и активность, более позднее выделение отдельных специфических раздражителей, являющихся сигналами жизненно важных для ребенка предметов и явлений окружающего мира, отрицательно влияют на развитие как непроизвольного, так и произвольного внимания. Однако при благоприятных условиях психического развития таких детей — при активной помощи взрослого в организации общения и активизации деятельности всех сохранных анализаторов — вторичных отклонений в развитии внимания можно избежать.
Одним из важных направлений, способствующим развитию внимания у детей с глубоким нарушением зрения, является использование сочетания дистантного слухового и контактного тактильного восприятий, на основе которых укрепляют связи между звуковой характеристикой объекта и его осязательным образом.
Развитие внимания у детей данной категории несколько замедленно во времени. Интенсивность, устойчивость, объем внимания с возрастом увеличиваются. К концу дошкольного возраста отмечаются зачатки в управлении вниманием.
Однако у младших школьников преобладающим все еще остается непроизвольное внимание, зависящее в большей степени отинтереса к работе (учебной и др.), от наглядности, эмоциональной стороны их психики. Объем внимания — 2 — 3 объекта. Распределение внимания еще слабое. И все же у младших школьников с нарушением зрения начинает формироваться произвольное внимание. В подростковом возрасте оно становится более интенсивным, концентрированным, устойчивым. Однако импульсивность, свойственная психике подросткового возраста, нередко затрудняет управление вниманием. И тем не менее произвольное внимание у подростков продолжает развиваться и связано с формированием интересов и их дифференциацией.
Высокая работоспособность в юношеском возрасте обеспечивается дальнейшим развитием внимания, как непроизвольного, так и в большей степени произвольного. Форма подачи материала не имеет существенного значения. Основная роль , так же как и у зрячих, принадлежит уже содержательной стороне учения.
В старшем школьном возрасте учащиеся с глубоким нарушением зрения начинают задумываться над тем, какую профессию выбрать, куда пойти учиться, работать, как войти в жизнь. У них появляется цель, мотив, стремление к ее реализации, последнее невозможно без концентрации внимания.
В отличие от зрячих, у слепых в этом возрасте все большее значение приобретает развитие слухового внимания как при пространственной ориентировке, так и при общении с другими людьми . Концентрация слухового внимания требуется слепому при передвижении в пространстве.
При разговоре с собеседником свое слуховое внимание незрячий направляет на речь собеседника, ее тембр, интонацию, т. е. так называемую вокальную мимику, на основе которой у них формируется представление о человеке, его искренности, характере и т. п.
Из литературы о слепых (Дидро, Цейне, Роденбах, Дюфур, Ансальди, Дюфо, Геллер, А.А.Крогиус, П. Вилл ей и многие другие) известны случаи (их немало), когда образ собеседника, возникший в представлении слепого, совпадает до мельчайших подробностей с оригиналом. Основой такого представления о человеке является его голос, его “вокальная мимика”, услышанная слепым. Эта удивительная способность находила различные объяснения. Как отмечал В. С. Сверлов, до сих пор наша наука не имела научно поставленного эксперимента, который с достаточной достоверностью ответил бы на этот вопрос.
Незрячие, используя слуховое произвольное внимание, концентрируя его, могут судить по голосу говорящего о его настроении, искренности, психических особенностях, по звукам шагов — о его физическом состоянии. Что же касается других подробностей представлений о человеке, то и они, вполне возможно, возникают при концентрации произвольного внимания иных модальностей.
Немаловажное значение для слепых имеет развитие произвольного осязательного внимания. Оно проявляется при обучении по Брайлю , при обследовании предметов и т. п. на протяжении всего учебно-воспитательного процесса.
У слабовидящих слуховое внимание , его концентрация не получили такого развития, как у незрячих. Надеясь на зрение, они не развивают слуховое произвольное восприятие, не учатся его концентрировать. Внешнее же проявление внимания в мимике и пантомимике у них формируется на недостаточном уровне. Из-за своего слабого зрения они чаще всего не могут видеть точно выражение лица собеседника, а следовательно, представления о нем могут формироваться неточные.
У слабовидящих школьников интенсивность и концентрация произвольного зрительного внимания при выполнении какой-либо деятельности не всегда устойчивы . Так, например, при выполнении корректурной пробы было отмечено (В. А.Ленина), что безошибочно она выполнялась первоклассниками в течение первых 5 — 7 минут, после чего наблюдались пропуски четырех и более букв. Четвероклассники успешно выполняли задание на протяжении 10—12 мин, после чего возникали пропуски одной-двух букв. Их нормально видящие сверстники выполняли корректурную пробу значительно лучше: на протяжении 15 мин они не делали ни одной ошибки. Концентрация произвольного внимания при выполнении зрительной работы у них сохранялась до конца опыта. У первоклассников с нормальным зрением показатели соответствовали результатам слабовидящих четвероклассников.
Недостаточный уровень концентрации произвольного зрительного внимания у слабовидящих школьников подтверждается как школьной практикой, так и исследованиями, направленными на изучение у них письма и чтения.
Данные, свидетельствующие о зрительной и общей утомляемости слабовидящих учащихся, подтверждают правильность установленного режима зрительной нагрузки, ее длительности для слабовидящих — 15 мин.
Таким образом, внимание у детей с неполноценным зрением развивается по закономерностям, общим с детьми с нормальным зрением. Но в силу ограниченности или отсутствия зрительного восприятия оно имеет свои специфические особенности. Это несколько более позднее его формирование, неустойчивость, меньшая концентрация и интенсивность, большая утомляемость.
Внешнее проявление внимания характеризуется маскообразным выражением лица, фиксированным положением головы и тела у незрячих и бедностью мимики и пантомимики у слабовидящих.
У слепых есть особенности в развитии слухового и осязательного внимания, проявляющиеся в способности “считывать” вокальную мимику.При направленном психолого-педагогическом воздействии, осуществляемом в период преддошкольного и дошкольного возраста, многих негативных явлений в развитии внимания можно избежать или ослабить их влияние.
- Учебное пособие
- Глава 1
- 1.1. Предмет, задачи и методы специальной психологии
- 1.2. Общие и специфические закономерности психического развития
- 1.3. Динамика психического развития в условиях недостаточности функций
- Глава 2 умственно отсталые дети
- 2.1. Определение понятия. Причины нарушений интеллектуального развития у детей
- 2.2. История психолого-педагогического изучения умственно отсталых детей
- 2.3. Социально-педагогические условия жизни умственно отсталых детей на современном этапе развития общества
- 2.4. Психологическая характеристика умственно отсталых детей Моторика
- 2.5. Умственно отсталые дети со сложным дефектом
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 3
- 3.1. Определение. Причины. Классификация
- 3.2. Задержка психического развития в дошкольном возрасте
- Особенности моторики
- Внимание
- Особенности мышления
- Особенности речевого развития
- Игровая деятельность
- 3.3. Дети с задержкой психического развития в школьном возрасте
- Особенности внимания
- Восприятие
- Мышление
- Особенности речевого развития
- Контрольные вопросы и задания
- Литература
- Глава 4
- 4.1. Сурдопсихология как раздел специальной психологии
- Методы сурдопсихологии
- 4.2. Психическое развитие глухих детей в дошкольном возрасте
- 4.3. Психическое развитие глухого ребенка в старшем дошкольном возрасте
- 4.4. Характеристика психического развития глухих детей в школьном возрасте
- 4.5. Жестовая речь глухих
- 4.6. Особенности психического развития слабослышащих детей
- 4.7. Особенности психического развития глухих детей, имеющих другие первичные нарушения развития
- Контрольные вопросы
- Литература
- Глава 5 дети с нарушениями зрения
- 5.1. Тифлопсихология как наука о закономерностях психического развития слепых и слабовидящих
- 5.2. Возрастные особенности психического развития детей с нарушением зрения от младенчества до школьного возраста
- 5.3. Личность и особенности ее развития при нарушениях зрения1
- 5.4. Деятельность и внимание при дефектах зрения
- Внимание при нарушениях зрения
- 5.5. Особенности познавательной деятельности у детей с нарушением зрения
- 5.6. Развитие зрительного восприятия слепых с остаточным зрением и использование его в процессе обучения
- 5.7. Осязание
- 5.8. Представления
- 5.9. Пространственные представления и пространственная ориентировка слепых и слабовидящих
- 5.10. Память
- 5.11. Мышление детей с недостатками зрения
- 5.12. Формирование образов внешнего мира при нарушениях зрения
- 5.13. Формирование системных слуховых образов у детей с нарушением зрения
- 5.14. Речь и общение при нарушениях зрения
- 5.15. Эмоционально-волевая сфера при нарушениях зрения. Особенности эмоций и чувств у слепых
- 5.16. Психологические особенности умственно отсталых детей с нарушениями зрения
- Глава 6
- 6.1. Определение, этиология, основные формы
- 6.2. Психическое развитие при детском церебральном
- 6.3. Олигофрения у детей с церебральным параличом
- 6.4. Нейроонтогенетический подход к диагностике и коррекции двигательных и речевых нарушений у детей с церебральным параличом
- Контрольные вопросы и задания
- Литература
- Глава 7
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 8
- 8.1. Направления практического применения психологических исследований
- 8.2. Адаптация. Коррекция и компенсация функций
- 8.3. Психодиагностика нарушений развития у детей
- 8.4. Психологическая служба в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях
- Глава 1. Общие проблемы специальной
- Глава 2. Умственно отсталые дети 18
- Глава 3. Задержка психического развития ...45
- Глава 4. Дети с нарушениями слуха 76
- Глава 5. Дети с нарушениями зрения 107
- Глава 6. Дети с церебральным параличом 198
- Глава 7. Слепоглухие дети 212
- Глава 8. Прикладные проблемы специальной