42.Задачи изучения и содержание курса русского языка в 5 – 10 классах специальной школы. Преемственность в обучении русскому языку в начальных и старших классах.
Проблема преемственности обучения на начальной и основной ступенях общего образования, несмотря на многочисленные исследования путей её решения, до сих пор остается актуальной. На современном этапе обучения разрыв между начальным и средним звеном становится всё ощутимее, т.к. особенно остро встает проблема преемственности с появлением в начальной и средней школе альтернативных программ и учебников, отражающих разные направления в лингвистике и реализующих различные методические системы.
Понятие «преемственность» в учебном пособии для студентов «Методика преподавания русского языка» рассматривается следующим образом: «Преемственность – это учёт знаний, полученных учащимися в предшествующих классах, при изучении нового материала. <…> Необходимость в учёте преемственности в учебном процессе возникает на стыке концентров курса, ступеней его изучения, а также между учебными годами» [5] Е.В. Архипова считает актуальной ориентированность современных программ на общее развитие ребёнка и определённый уровень сложности материала для начальной школы, который затем, в средней школе, не должен быть «потерян» [2] Л.Д. Санина определила компоненты преемственности в контексте гармоничного сочетания ценностного, личностного и деятельностного подходов к реализации концепции непрерывного образования [9] В письме Департамента общего и дошкольного образования Министерства образования Российской Федерации от 21 мая 2004 г. «Об обеспечении успешной адаптации ребёнка при переходе со ступени начального общего образования на основную» реализация преемственности связей между начальным общим и основным общим образованием связана с успешной адаптацией школьника к обучению в 5–6-х классах [6]
Практика современной школы решает проблему преемственности путём создания непрерывного курса русского языка, разработанного в едином концептуальном ключе и способного обеспечить органичную связь всех звеньев от начала и до конца изучения предмета.
По мнению педагогов и методистов, решение проблемы успешно при определённых условиях: создание единого образовательного пространства в школе; создание условий для сотрудничества между педагогами на всех ступенях данного образовательного учреждения, а также между образовательными учреждениями города, района [4]
Многолетний опыт работы позволяет сделать вывод: обеспечение преемственности связано не с наличием вариативных учебников, не в попытке стыковать программы начальной и средней школы, а в сохранении единых подходов к целям и задачам обучения русскому языку. Большое значение также имеет перестройка деятельности учителя, который должен не только владеть определённой суммой знаний, умений и навыков, быть мотивационным к деятельности в новых условиях, но владеть диагностико-технологической культурой.
Современная школа на всех ступенях ставит перед собой цель: развитие личности ребёнка на основе формирования учебной деятельности средствами учебного предмета, в частности «русский язык».
Большое внимание в обучении русскому языку уделяется развитию речи как одному из важных показателей готовности школьников к обучению, развитию и саморазвитию.
Работа с пособием Е.И. Никитиной «Русская речь: Развитие речи» (УМК под редакцией В.В. Бабайцевой) строится по этапам: на начальном этапе используются репродуктивные методы и приёмы, затем репродуктивно-творческие, а потом творческие, требующие литературно-образного воплощения замысла в сочинении. Внутри каждого этапа работа проводится по такой же схеме:
репродуктивный – репродуктивно-творческий: обучение специальным навыкам (составлению плана, строгому отбору конкретного материала, соблюдению логики изложения и т.д.);
творческий: развитие потребности в самовыражении, в сопереживании, развитие чувства слова, умения переносить и связывать знания из разных областей, размышлять над фактами, явлениями. Таким образом создаются условия для раскрытия интеллектуальных и духовных возможностей детей на основе технологического подхода, а методы и приёмы учитель выбирает в соответствии с качественным составом обучающихся, с уровнем их подготовленности.
- Ответы к экзамену «Методика преподавания литературы»
- 1.Специальная методика преподавания русского языка как наука
- 5.Урок – основная форма организации учебной работы. Содержательная и структурная характеристика уроков по различным дисциплинам курса русского языка. Коррекционная направленность уроков русского языка
- 7. Цели и специфика обучения русскому языку в специальной школе. Содержание и направления работы по обучению русскому языку детей с тяжелыми нарушениями речи
- 8. Программные требования к содержанию, организации и проведению уроков письма и чтения
- 9.Общедидакитические и специфические для русского языка принципы обучения
- Принципы обучения родному языку
- 12.Связь уроков обучения грамоте с уроками произношения. Добукварный и букварный периоды обучения.
- I. Формирование навыков произношения звуков и развитие фонематического восприятия.
- 13. Образовательно – познавательные и коррекционно – воспитательные задачи курса « Русский язык « в специальной школе.
- 15.Методы обучения. Классификации обучения русскому
- 16.Основные разделы и содержание работы на уроках произношения
- II класс
- 17.Приемы и дидактические средства обучения, используемые на уроках русского языка и обусловленность их выбора особенностями учащихся учащихся с тнр
- 18.Произношение как учебная дисциплина цикла Русский язык в специальной коррекционной школе 5 вида. Характеристика и анализ программы ( раздел « Произношение»)
- 19.Коррекционно – методический аспект работы по всем разделам на уроках произношения. Межпредметные связи уроков с уроками развития речи и обучения грамоте.
- 20.Лингвистические, психолингвистические, психолого – педагогические, нейропсихологические основы формирования речи учащихся с тнр
- 22.Основные направления работы над словом на уроках развития речи. Принципы организации словарной работы.
- 23.Грамматический строй речи как объект усвоения на уроках развития речи. Лингвистическая и психолингвистическая характеристика грамматической стороны речи.
- 24. Тематика, цели, задачи, структура и планирование уроков письма и чтения.
- 25. Принципы, задачи, разделы работы по развитию речи в начальной школе
- 26.Основные направления работы по формированию грамматического строя речи ( на морфологическом и синтаксическом уровнях)
- 28.Типы уроков русского языка в специальной (коррекционной) школе 5 вида. Особенности их структуры и методики проведения. Требования к современному уроку русского языка.
- 29.Обучение устной и письменной монологической речи учащихся начальных классов с онр.
- 30.Задачи, содержание и методы изучения элементарного курса грамматики
- 31. Уроки развития речи в специальной (коррекционной) школе V вида. Тематика, цели, задачи, структура и планирование.
- 33. Задачи уроков чтения. Овладение техникой чтения
- 34. Обследование речи учащихся с тнр, учет результатов обследования в индивидуальной и фронтальной форме по развитию речи.
- Обследование понимания слов
- Обследование лексического запаса и грамматического строя языка
- 35.Формирование грамматического строя речи учащихся на уроках развития речи. Преодоление импрессивного и экспрессивного аграмматизма.
- I класс
- II класс
- 3 Класс
- 36.Задачи формирования связной речи как средства общения. Формирование диалогической формы речи.
- 37.Содержание работы по расширению, актуализации и активизации словарного запаса учащихся начальных классов.
- 38. Характеристика и оценка состояния речевого развития учащихся начальных классов( лексическая сторона, грамматический строй речи, связная устная речь.
- 39.Типы уроков развития речи, определяемые их содержанием и направленностью на формирование соответствующих умений. Отбор речевого материала для урока развития речи.
- 40.Формирование монологической речи. Виды работы.
- 41.Методика работы над текстом на уроке чтения
- Методика чтения и анализа произведений различных литературных жанров
- 42.Задачи изучения и содержание курса русского языка в 5 – 10 классах специальной школы. Преемственность в обучении русскому языку в начальных и старших классах.
- 43.Связь уроков развития речи с уроками чтения, произношения, грамматики.