logo search
Шипицына Л

Глава 4

МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ ЛИЦ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ .110

4.1. Значение общения в психическом развитии ребенка............................... 110

4.2. Вербальные и невербальные средства общения........................................ 112

4.3. Особенности формирования коммуникативных навыков у лиц с

умственной отсталостью............................................................................. ] 16

4.3.1. Диагностика коммуникативных навыков у молодых людей

с умеренной и тяжелой умственной отсталостью............................ 119

4.4. Развитие коммуникативных навыков у молодых людей с умеренной

и тяжелой умственной отсталостью в процессе обучения........................ 126

4.5. Рекомендации по формированию вербального общения у умственно отсталых детей............................................................................................. 132

4.5.1. Развитие способности познавать себя.............................................. 134

4.5.2. Развитие умения заботиться о себе.................................................. 136

4.5.3. Развитие способности ориентироваться в окружающем мире

и воспринимать его адекватно.......................................................... 137

4.5.4. Развитие способности ориентироваться в социальных отноше­ниях и умения включаться в них...................................................... 139

4.5.5. Развитие умения концентрировать внимание и реагировать на обращения окружающих................................................................... 140

4.5.6. Развитие умения воспринимать речь............................................... 141

4.5.7. Развитие умения подражать.............................................................. 142

4.5.8. Развитие умения соблюдать очередность в разговоре..................... 143

4.5.9. Развитие умения пользоваться навыками общения

в повседневной жизни ...................................................................... 144

1.6. Рекомендации по формированию невербального общения у умственно отсталых детей............................................................................................. 146

4.6.1. Система жестов как средство невербального общения................... 147

4.6.2. Система символов (пиктограмм) как средство невербального общения............................................................................................. 149