3. Задачи и содержание работы по формированию грамматической стороны речи у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью
Основные задачипо формированию грамматического строя речи следующие:
1. Помочь детям практически освоить морфологическую систему родного языка (изменение по родам, числам, лицам, временам).
2. Помочь детям в овладении синтаксической стороной: учить правильному согласованию слов в предложении, построению разных типов предложений и сочетанию их в связном тексте.
3. Сообщить знания о некоторых нормах образования форм слов- словообразования.
Объемграмматических навыков обобщенно можно представить следующим образом:
1). Морфологический строй речи дошкольников с интеллектуальной недостаточностью включает почти все грамматические формы. Самое большое место занимают существительные и глаголы.
2). Именами существительными обозначают предметы, вещи, людей, животных, отвлеченные свойства. Они имеют грамматические категории рода, числа и падежа (различаются по родам и изменяются в числе и падеже).
Необходимо упражнять детей в правильном употреблении падежных форм (особенно в употреблении формы родительного падежа множественного числа: апельсинов, карандашей).
В предложении существительное является одним из важнейших компонентов, оно согласуется с прилагательным в роде, числе и падеже, координируется с глаголом. Детям надо показать разнообразные способы согласования существительного с прилагательным и глаголами.
3). Глагол обозначает действия или состояние предмета. Глаголы различаются по виду (совершенный, несовершенный), изменяются по лицам, числам, временам, родам и наклонениям.
Дети должны правильно употреблять глаголы в форме 1-го, 2-го, 3-го лица единственного и множественного числа (я хочу, ты хочешь, вы хотите, мы хотим, они хотят).
Дошкольники с интеллектуальной недостаточностью должны правильно употреблять категории рода, соотнося действия и предмет женского, мужского или среднего рода с глаголами прошедшего времени (девочка сказала, мальчик читал, солнце сияло).
Изъяснительное наклонение глагола выражается в форме настоящего и будущего времени (он играет, играл, будет играть). Детей подводят к образованию повелительного наклонения глагола (действие, к которому кто-либо побуждает: иди, беги, идем, бежим, пусть бежит, идемте) и к к образованию сослагательного наклонения (возможное или предполагаемое действие: играл бы читал бы).
Владение разными категориями и формами глаголов необходимо детям для построения разного типа предложений.
4).Имя прилагательное обозначает признак предмета и выражает это значение в грамматических категориях рода, числа, падежа.
Детей знакомят с согласованием существительного и прилагательного в роде, числе, падеже с полными и краткими прилагательными (веселый, весел, веселы), со степенями сравнения прилагательных (добр – добрее, тихий – тише).
В процессе обучения дети овладевают умениями употреблять и другие части речи: местоимения, наречия, союзы, предлоги.
5). В словообразовании детей подводят к образованию одного слова на базе другого однокоренного слова, которым оно мотивированно, т.е. из которого оно выводится по смыслу и по форме. Образование слов осуществляется с помощью аффиксов (приставки, суффиксы).
Способы словообразования многообразны: суффиксальный (учить – учитель), префиксальный (писать – переписывать, смешанный (застольный, разбежаться).
Дети могут отталкиваясь от исходного слова, подбирать словообразовательное гнездо (снег – снежинка, снежный, снеговик, подснежник). Овладение разными способами словообразования помогает дошкольникам правильно употреблять название детенышей животных (зайчонок, лисенок), предметов посуды (сахарница), направления движений (ехал – поехал – выехал).
6). В синтаксисе детей обучают способам соединения слов в словосочетания и предложения разных типов – простые и сложные.
В зависимости от целей сообщения предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные. Особая эмоциональная окрашенность, выражающаяся специальной интонацией, может делать любое предложение восклицательным.
Необходимо обучать детей умению обдумывать словосочетание, затем правильно связывать слова в предложения.
Особое внимание при обучении детей построению предложений необходимо уделять упражнениям на употребление правильного порядка слов. Важно следить, чтобы у детей элементарное представление о структуре предложения и о правильном использовании лексики в предложениях разных типов. Для этого они должны овладеть разными способами сочетания слов в предложении, освоить некоторые смысловые и грамматические связи между словами, уметь интонационно оформлять предложения.
- Тема 4: Методика формирования грамматического строя речи у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью (6 часов) План:
- 1. Значение грамматического строя для речевого развития
- 2. Особенности усвоения детьми грамматического строя речи (развития грамматического строя у дошкольников)
- 3. Задачи и содержание работы по формированию грамматической стороны речи у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью
- 4. Пути формирования грамматической стороны речи у детей с интеллектуальной недостаточностью.
- 5. Методы и приемы формирования грамматически правильной речи у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
- 6. Методика формирования морфологической стороны речи у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
- 7. Методика формирования способов словообразования у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
- 8. Методика формирования синтаксической стороны речи у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.