Методика чтения и анализа произведений различных литературных жанров
Схема работы над художественным произведением
Этапы работы и задачи | Приёмы работы |
Подготовка к восприятию произведения возбудить у детей интерес к читаемому; эмоционально настроить на восприятие читаемого; помочь правильно воспринять произведение; актуализировать знания учащихся |
|
2. Первичное (целостное) восприятие произведения (первичный синтез) Задача: сформировать умение осознанно, прочувствованно воспринимать текст произведения |
Виды чтения: вслух, про себя |
3. Проверка первичного восприятия прочитанного Задача: проверить, как учащиеся поняли фактическое содержание прочитанного |
|
4. Вторичное чтение и анализ произведения Задача: углубить понимание смысловой и эстетической сторон произведения |
|
5. Вторичный синтез произведения. Задача: уточнить идею произведения и осмыслить авторскую позицию |
|
План разбора художественного произведения
в специальной (коррекционной) школе
Подготовка к чтению и словарная работа:
обращение к прошлому опыту учащихся;
беседа или рассказ учителя в сочетании с наглядным материалом или диафильмом;
создание проблемной ситуации;
использование музыки;
предварительное составление рассказа с опорой на тему и иллюстрацию;
словарная работа (2-3 слова в начальной школе, 4-5 слов в старшей, разбор новых, непонятных слов).
Чтение текста учителем.
Проверка первого восприятия (эмоциональный настрой учащихся).
Речевая зарядка или словарная работа (трудночитаемые слова).
Чтение текста учащимися (возможно с параллельным проведением словарной работы). Слова разбираются в контексте, в старших классах учащиеся пытаются сами объяснить их значение.
Анализ произведения. Вопросы по содержанию текста. Чем старше дети, тем меньше информационных вопросов и больше смысловых.
Деление текста на части и озаглавливание частей.
Пересказ прочитанного (возможные варианты):
по цепочке;
с эстафетой;
от другого лица;
по иллюстрации или серии иллюстраций;
по картинному плану к абзацам, к каждому предложению;
краткий пересказ;
выборочный;
полный;
пересказ по картинно-символическому плану;
пересказ по вопросам;
творческий пересказ.
Работа над характеристикой действующих лиц.
Обобщающая беседа (если работали над большим произведением или темой):
сравниваются главы прочитанного произведения или тексты по изученной теме;
сравниваются характеры героев;
сравнение и разбор последовательности развития событий в разных произведениях или в одном;
выявление общей идеи;
работа с пословицами, загадками.
Сказка - это эпическое произведение, чаще всего в прозаической форме, в котором есть установка на вымысел. Сказки оказывают нравственное воздействие на детей. В них ярко выражено торжество добра и правды. Сказка является благодатным материалом для развития у детей связной устной речи.
Выделяют две существенные особенности сказки:
вымысел;
композиционное своеобразие (зачин, повторы, концовка).
Сказки делятся на три группы:
о животных ("Зимовье зверей'');
волшебные ("Гуси-лебеди'');
бытовые ("Каша из топора'').
При работе над сказкой необходимо следовать следующим рекомендациям:
1. При подготовке к чтению сказки может быть организована предварительная беседа или наглядно-практическая деятельностьдетей.
2. Первичное восприятие сказки может сопровождаться показом диафильма, иллюстраций. Лучше рассказывать сказку; она может быть прослушана в магнитофонной записи.
3.Анализ следует проводить без акцентирования на том, что что-то является вымыслом, а что-то правдой жизни. Вопросы формулируются так, как будто все события происходили на самом деле. Важна работа над языком сказки: (эпитеты - красна девица, добрый молодец; сравнение - вырос, словно гриб; сочетание слов - умный-разумный; сочетание синонимов - путь-дорога; употребление ласкательных суффиксов - миленький; обороты народной речи - откуда ни возьмись; устаревшие слова - гонцы, верста).
4. Сказка может читаться по ролям. Можно поработать над составлением плана и пересказом сказки; предложить различныетворческие работы (иллюстрирование, драматизация).
Басня - вид эпической поэзии. Басня заключает в себе большие возможности для нравственного воспитания учащихся; лаконизм, картинность и выразительность описаний, меткость и народность языка чрезвычайно много дают для развития мышления и речи учащихся.
Существенные признаки басни:
наличие морали (нравоучения);
аллегории (иносказания).
действующие лица - животные.
Специфика этого жанра предполагает некоторое своеобразие методической работы:
Подготовительная работа должна быть направлена на выявление основных линий поведения персонажей (проводится беседа: как выглядят герои, что делают, где обитают + рассматриваются их изображения на картинках).
Чтение басни следует проводить по частям с одновременным разбором каждой из них. После разбора учитель прочитывает басню целиком, демонстрируя образец выразительного чтения.
Анализ басни должен быть направлен на выяснение поступков персонажей.
Работа над моралью басни отчасти совпадает с работой над аллегорией. Объясняется, что действия животных на самом деле выражают суть поступков людей. В процессе разбора басни учитель или сами школьники подбирают аналогичный случай из жизни.
Пересказывать басню не следует. Рекомендуется после анализа басни читать текст по ролям, учить его наизусть, драматизировать.
Стихотворение - небольшое лирическое или лиро-эпическое произведение, имеющее особую ритмико-звуковую структуру.
Стихотворения делятся на следующие группы:
лиро - эпические (наличие сюжета - Н.А. Некрасов "Дедушка Мазай и зайцы'');
лирические (предмет изображения - переживания, чувства человека - Ф.И. Тютчев "Зима недаром злится'').
Анализ эпического стихотворения совпадает с методикой чтения рассказов и направлен на выяснение сюжета, раскрытие особенностей действующих лиц, идеи произведения, художественного своеобразия. Можно делить стихотворение на части, составлять его план, пересказывать.
При анализе лирического стихотворения проводится подготовительная работа (использование музыкальных произведений, иллюстраций, биографические сведения, как правило, не сообщаются). Стихотворение читается учителем наизусть. После задаются вопросы, направленные на выяснение его первичного восприятия. Затем осуществляется вторичное чтение стихотворения, анализ (содержания, языковых средств), проводится подготовка к выразительному чтению (определяются интонация, паузы, логические ударения).
- Ответы к экзамену «Методика преподавания литературы»
- 1.Специальная методика преподавания русского языка как наука
- 5.Урок – основная форма организации учебной работы. Содержательная и структурная характеристика уроков по различным дисциплинам курса русского языка. Коррекционная направленность уроков русского языка
- 7. Цели и специфика обучения русскому языку в специальной школе. Содержание и направления работы по обучению русскому языку детей с тяжелыми нарушениями речи
- 8. Программные требования к содержанию, организации и проведению уроков письма и чтения
- 9.Общедидакитические и специфические для русского языка принципы обучения
- Принципы обучения родному языку
- 12.Связь уроков обучения грамоте с уроками произношения. Добукварный и букварный периоды обучения.
- I. Формирование навыков произношения звуков и развитие фонематического восприятия.
- 13. Образовательно – познавательные и коррекционно – воспитательные задачи курса « Русский язык « в специальной школе.
- 15.Методы обучения. Классификации обучения русскому
- 16.Основные разделы и содержание работы на уроках произношения
- II класс
- 17.Приемы и дидактические средства обучения, используемые на уроках русского языка и обусловленность их выбора особенностями учащихся учащихся с тнр
- 18.Произношение как учебная дисциплина цикла Русский язык в специальной коррекционной школе 5 вида. Характеристика и анализ программы ( раздел « Произношение»)
- 19.Коррекционно – методический аспект работы по всем разделам на уроках произношения. Межпредметные связи уроков с уроками развития речи и обучения грамоте.
- 20.Лингвистические, психолингвистические, психолого – педагогические, нейропсихологические основы формирования речи учащихся с тнр
- 22.Основные направления работы над словом на уроках развития речи. Принципы организации словарной работы.
- 23.Грамматический строй речи как объект усвоения на уроках развития речи. Лингвистическая и психолингвистическая характеристика грамматической стороны речи.
- 24. Тематика, цели, задачи, структура и планирование уроков письма и чтения.
- 25. Принципы, задачи, разделы работы по развитию речи в начальной школе
- 26.Основные направления работы по формированию грамматического строя речи ( на морфологическом и синтаксическом уровнях)
- 28.Типы уроков русского языка в специальной (коррекционной) школе 5 вида. Особенности их структуры и методики проведения. Требования к современному уроку русского языка.
- 29.Обучение устной и письменной монологической речи учащихся начальных классов с онр.
- 30.Задачи, содержание и методы изучения элементарного курса грамматики
- 31. Уроки развития речи в специальной (коррекционной) школе V вида. Тематика, цели, задачи, структура и планирование.
- 33. Задачи уроков чтения. Овладение техникой чтения
- 34. Обследование речи учащихся с тнр, учет результатов обследования в индивидуальной и фронтальной форме по развитию речи.
- Обследование понимания слов
- Обследование лексического запаса и грамматического строя языка
- 35.Формирование грамматического строя речи учащихся на уроках развития речи. Преодоление импрессивного и экспрессивного аграмматизма.
- I класс
- II класс
- 3 Класс
- 36.Задачи формирования связной речи как средства общения. Формирование диалогической формы речи.
- 37.Содержание работы по расширению, актуализации и активизации словарного запаса учащихся начальных классов.
- 38. Характеристика и оценка состояния речевого развития учащихся начальных классов( лексическая сторона, грамматический строй речи, связная устная речь.
- 39.Типы уроков развития речи, определяемые их содержанием и направленностью на формирование соответствующих умений. Отбор речевого материала для урока развития речи.
- 40.Формирование монологической речи. Виды работы.
- 41.Методика работы над текстом на уроке чтения
- Методика чтения и анализа произведений различных литературных жанров
- 42.Задачи изучения и содержание курса русского языка в 5 – 10 классах специальной школы. Преемственность в обучении русскому языку в начальных и старших классах.
- 43.Связь уроков развития речи с уроками чтения, произношения, грамматики.