logo search
Диплом

Понятия «ценность» и «ценностные ориентации» личности

У каждого человека есть свои ценности. И каждый относится к фактам своей жизни по их значимости, имеет ценностное отношение к миру. Для человека ценностью является все то, что имеет для него некую значимость, важность, личностный или общественный смысл. Ценность – это представление о том, что значимо для человека, коллектива, группы или даже общества в целом. Это убеждения и взгляды, которые отражаются в поведении людей.

«Ценности – это идеи, идеалы, к которым стремится человек и общество» [4, с.117].

В мире существуют общепринятые ценности такие как: любовь, деньги, здоровье, престиж, уважение, знание, и другие. Но выделяют еще и внутригрупповые ценности, к которым относятся политические, религиозные и личностные ценности. С возрастом и обстоятельствами жизни ценности могут изменяться. Но все-таки они остаются ориентиром в жизни человека, регулируют нормы в обществе и необходимы для поддержки социального порядка.

В научной литературе существует настолько много различных определений понятия «ценность», что авторы не могут придти к одному общему согласию. И мы попробуем в нашем теоретическом анализе рассмотреть и сопоставить позиции, касающиеся проблемы ценностей.

В рамках различных наук выделяют некоторые особенности исследования ценностей. Так, например, для философского исследования будет характерна глобальность и рассмотрение ценностей в различных контекстах (историческом, культурном). А для социально-психологического исследования характерно: стремление разделить понятия «ценность», «потребность», «цель», «норма», «ценностные ориентации» и т.п.

Главным фактором процесса социализации выступает формирование личностно-ценностной структуры человека, когда человек становится полноправным членом общества во всех социальных взаимоотношениях.

Важным фактором взаимоотношений людей и поведения становятся личностные ценности. Для них характерна высока осознанность [6].

«Ценностные ориентации – это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров» [1, с.62].

Также ценностные ориентации – это элементы внутренней структуры личности, полученные жизненным опытом и переживаниями человека. [11].

Еще в послевоенной социальной психологии было введено понятие ценностных ориентаций, как аналог философского понятия ценностей, но граница между этими понятиями отсутствовала. А различия по параметру «общее – индивидуальное», либо по параметру «реально действующее – рефлекторно сознаваемое» были, но в зависимости от того, насколько признавалось наличие индивидуально-психологических форм существования ценностей, отличных от их присутствия в сознании [4].

Главная цель сознания ценностной ориентации, по мнению философии, обеспечивает устойчивость личности, связь определенного типа поведения и деятельности людей, а также выражается в потребностях и интересах. Развитые ценностные ориентации – это признак зрелости личности и показатель меры ее социальности. Такие качества личности, как цельность, надежность, верность определенным принципам и идеалам, способность к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей, активность жизненной позиции определяют совокупность ценностных ориентаций. А противоречивость ценностных ориентаций порождает непоследовательность в поведении. И соответственно неразвитость ценностных ориентаций – признак инфантилизма [4].

В социальной психологии понятие «ценностные ориентации» используется в двух значениях:

1). «идеологические, политические, моральные, эстетические и другие основания оценок субъектом действительности и ориентации в ней»[28, с.101];

2). «способ дифференциации объектов по их значимости. Формируются при усвоении социального опыта и обнаруживаются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и других проявлениях личности» [48, с.101].

Осознанно сделать свой выбор сможет только зрелая личность.

Развитие направленности личности ценностных ориентаций тесно связано с развитием ценностных ориентаций. С.Л. Рубинштейн указывал, что человек в своей деятельности руководствуется общественной шкалой ценностей. Не безразличие человека ко всему миру, говорит о наличии у него ценностей [43].

Каждый человек имеет свою систему ценностей. В этой системе ценности выстраиваются в определенной иерархической взаимосвязи. Конечно, эти системы индивидуальны лишь постольку, поскольку индивидуальное сознание отражает сознание общественное.

Необходимо учитывать два параметра в процессе выявления ценностных ориентаций у учащихся, как показателя определенного уровня развития их личности:

1). степень сформированности иерархической структуры ценностных ориентаций;

2). Направленность ценностных ориентаций, которая характеризуется определенными ценностями, входящими в эту структуру.

Первый параметр является очень важным для оценки уровня личностной зрелости школьника. Так как, формирование внутренних структур ценностей происходит лишь при условии наличия способности выделить из множества явлений те, которые представляют для него интерес, а затем превратить их в определенную структуру в зависимости от условий и целей всей своей жизни. Лишь при высоком уровне личностного развития может осуществляться способность, которая включает определенную степень сформированности высших психических функций сознания.

Повысить на уровень развития личности дает возможность второй параметр. В зависимости от того, какие ценности входят в структуру ценностных ориентаций личности, можно определить на какие же цели жизни деятельность человека направлена. Изучая содержательную сторону иерархической структуры ценностных ориентаций, можно выявить, в какой степени ценностные ориентации учащихся соответствуют общественному мнению и насколько они соответствуют цели воспитания [22].

Целью и основой воспитания являются ценности. А ценности, в свою очередь, – это духовные и материальные явления, имеющие личностный смысл, а также являющиеся мотивом деятельности человека. Основными направлениями научного поиска является изучение противоречий между ценностями поколений, выявление ценностей различных социальных групп.

Отсюда следует, что ценностные ориентации связаны с воспитанием.

Ценностные ориентации также связаны с понятием «личность». Главную роль играет связь ценностных ориентаций с направленностью личности. Тогда как, именно ценностные ориентации личности выражают активную деятельность человека. Значит, они должны стать мотивами деятельности и превратиться в убеждения [4].

Например, Р.С. Немов под «личностью» понимает «понятие, обозначающее совокупность устойчивых качеств человека, составляющих его индивидуальность» [30, с.34].

А вот В.А. Петровский говорил, что «быть личностью значит быть субъектом собственной жизнедеятельности, строить свои витальные контакты с миром» [28, с.103].

В.С. Мухина личность определяла так: «личность – это человек, как продукт общественно-исторических отношений, имеющих определенные индивидуальные качества» [28, с.105].

Так, можем отметить, что вышеперечисленные авторы, отмечают главное в личности то, что она обладает собственными индивидуальными качествами.

Таким образом, можно сделать вывод, что личность – это особое качество человека. Оно приобретается в обществе благодаря совместной деятельности и общению.

Заметим, что в настоящее время жизненные ценности складываются внезапно, под влиянием самых различных факторов. Ценностное влияние на их формирование оказывает минимальное воздействие.

Из выше сказанного можно предположить, что ценностные ориентации зависят от того, в какую деятельность включена личность.

Исходя из возрастной периодизации, Д.Б. Эльконин принимал психологическое развитие личности в качестве смены этапов овладения предметной деятельностью и деятельностью общения.

Ценностные ориентации являются одним из центральных новообразований личности. Они выражают сознательное отношение человека к социальной действительности, а еще оказывают значимое влияние на все стороны его действительности и выделяют обширную мотивацию его поведения.

Система ценностных ориентаций определяет направленность личности и составляет основу ее взглядов на окружающий мир, к другим людям, к себе самому, основу своего мировоззрения. Ценностные ориентации по их значимости можно определить как положительный или отрицательный объект реальности.

Немов Р.С. под ценностными ориентациями понимает то, что «человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый, положительный жизненный смысл» [30, с.25].

Б.С. Волков определял ценностные ориентации как поведение личности в социуме. Он отмечал мотивационную роль в ценностных ориентациях. И говорил, что они определяют выбор деятельности [10].

Ценностные ориентации задают общую направленность личности, а также определяют иерархию индивидуальных предпочтений и интересов, уровень притязаний, меру решимости, представления о должном.

В более новой интерпретации «ценностные ориентации» – это мировоззрение личности, выражающее предпочтения и стремления личности в отношении тех или иных человеческих ценностей (благосостояние, здоровье, гражданские свободы, комфорт, познание, творчество, труд и т.д. и т.п.) [48].

Ценности делятся на две категории:

1). высшие ценности – это ценности-цели

2). второстепенные ценности – это ценности-средства.

Ценности личности образуют систему важнейших качеств личности. Эти ценностные ориентации определяют некоторую основу сознания и поведения личности, они обуславливают ее развитие и формирование.

В профориентации существует несколько систем. Система нравственно-ценностных ориентаций представляет собой интегративное личностное образование. Оно включает в себя такие категории, как ответственность, доброта, достоинство, уважение, сочувствие, содействие, а также характеризуется переходом от эмоционально-положительной оценки к эмоционально-отрицательной оценке.

Система ценностных ориентаций является психологической характеристикой зрелой личности. Эта система выражает отношение человека к социальной действительности и соответственно определяет его поведение. Но также оказывает влияние на его стороны деятельности. Ценностные ориентация, являясь элементом структуры личности, характеризуют готовность к совершению определенного рода деятельности, т.е. приходят к удовлетворению потребностей и интересов.

Основоположником диспозиционной концепции по регулированию социального поведения индивида является В.А. Ядов. Основной идеей этой концепции является то, что у человека имеется сложная система неких образований, которые включают в себя три компонента – это потребность индивида в различной социальной деятельности; ситуация, включающая определенные потребностями; образование, отвечающее за регуляцию поведения и деятельность индивида [56].

Система ценностных ориентаций составляется на высшем уровне развития личности и начинает регулировать поведение и деятельность личности в ситуациях ее активности. В этих ситуациях выражается отношение личности к поставленным целям в жизни и к средствам удовлетворения этих целей.

Занимаясь развитием индивида, Колберг Л., исследовал стадии морального развития личности и затем связывал их со стадиями умственного развития по Пиаже [19].

А вот, например, Якобсон П.М., исследуя критерии социальной зрелости личности, отмечал аспекты созревания личности. А затем выделял роль самой личности и усвоение ее норм, ценностей, требований [55].

Идеи и идеалы, ценности эпохи находят свое отражение в системе ценностей. В разные годы они оценивались по-разному. Например, в 30 – 50-е годы на пике находилась романтика и трудолюбие. В 70 – 80-е годы – практичность и упорство. В 1988-1990 годы уже произошли изменения в ценностных ориентациях. Это произошло за счет ориентаций, направленных на широкую человеческую общность [33].

В.А. Ядов раздел социально-психологические и общепсихологические ценностные ориентации. К первым относится актуальна адаптация индивида к требованиям и нормам в группе, а ко вторым – мотивация жизнедеятельности [56].

Б.Ф. Поршнев отмечал, что «основа личности заключается в функции выбора» [36, с.347]. Этот выбор заключается преимущественно в преобладании одного мотива над всеми другими. Для этого необходима определенная база с ценностями, а ценность является единственной мерой в сравнении мотивов.

Таким образом, ценностные ориентации – это сложный социально-психологический феномен. Он характеризуется направленностью и содержанием активности личности, а также является составной частью системы отношений личности. При этом определяется общий подход человека к себе, к миру, придающий смысл и направление личностным позициям, поступкам, поведениям. Система ценностных ориентаций выражает внутреннюю основу отношений личности с действительностью.