9.Общедидакитические и специфические для русского языка принципы обучения
Многочисленны попытки разработать систему дидактических принципов в работах исследователей нового времени. Их анализ позволяет выделить в качестве основополагающих, общепризнанных следующие принципы:
сознательности и активности;
наглядности;
систематичности и последовательности;
прочности;
научности;
доступности;
связи теории с практикой.
Эти принципы составляют систему дидактических принципов.
Суть принципа сознательности и активности состоит в умелом использовании разнообразных приемов, способствующих возбуждению потребности и интереса к овладению знаниями, придание учебному процессу проблемного характера. Для сознательного и активного овладения знаниями необходимо: приучать школьников к постановке вопросов, как перед учителем, так и для самостоятельного ответа и разрешения; выработать у учащихся самостоятельный подход к изучаемому материалу, глубоко продумывать те теоретические выводы и понятия, мировоззренческие и морально - эстетические идеи, которые имеются в его содержании. Решить эту задачу нельзя, если педагог не сумеет возбудить и поддерживать познавательную активность и сознательность учащихся в процессе обучения.
Суть принципа наглядности обусловлена рядом факторов:
наглядность обучения вытекает из того, что оно выступает для учащихся как средство познания окружающего мира, и поэтому процесс этот происходит более успешно, если основан на непосредственном наблюдении и изучении предметов, явлений или событий.
познавательный процесс требует включения в овладение знаниями различных органов восприятия. По мнению Ушинского, наглядное обучение повышает внимание учащихся, способствует более глубокому усвоению знаний.
наглядность обучения основана на особенностях мышления детей, которое развивается от конкретного к абстрактному.
наглядность повышает интерес учащихся к знаниям и делает процесс обучения более легким. Многие сложные теоретические положения при умелом использовании наглядности становятся доступными и понятными для учащихся. К наглядным пособиям относятся: реальные предметы и явления в их натуральном виде, модели машин, муляжи, иллюстративные пособия (картины, рисунки, фотографии), графические пособия (диаграммы, графики, схемы, таблицы), различные технические средства (учебные кинофильмы, средства программированного обучения, компьютеры).
Суть принципа систематичности и последовательности заключается в обеспечении последовательного усвоения учащимися определенной системы знаний в разных областях науки, систематическое прохождение школьного обучения. Обеспечение систематичности и последовательности обучения требует глубокого осмысления учащимися логики и системы в содержании усваиваемых знаний, а также систематической работы по повторению и обобщению изучаемого материала. Одной из распространенных причин неуспеваемости учащихся является отсутствие у них системы в учебной работе, неумение проявлять настойчивость и прилежание в учении.
Принцип прочности отражает ту особенность обучения, в соответствии с которой овладение знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями достигается только тогда, когда они, с одной стороны, обстоятельно осмыслены, а с другой - хорошо усвоены и продолжительное время сохраняются в памяти. Прочность обучения достигается, прежде всего, тогда, когда учащиеся совершают в процессе обучения полный цикл учебно-познавательных действий: первичное восприятие и осмысление изучаемого материала, его последующее более глубокое осмысление, проделывали определенную работу по его запоминанию, применению усвоенных знаний на практике, а также по их повторению и систематизации. Для прочного усвоения знаний большое значение имеет систематически осуществляемая проверка и оценка знаний учащихся.
Суть принципа научности состоит в том, что содержание образования в школе должно быть научным и иметь мировоззренческую направленность. Для его реализации учителю необходимо: глубоко и доказательно раскрывать каждое научное положение изучаемого материала, не допуская ошибок, неточностей и механического зазубривания учащимися теоретических выводов и обобщений; показывать значение изучаемого материала для понимания современных общественно-политических событий и их соответствия интересам и стремлениям народа.
Суть принципа доступности заключается в необходимости учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в учебном процессе и недопустимости его чрезмерной усложненности и перегруженности, при которых овладение изучаемым материалом может оказаться непосильным. Сделать обучение доступным - значит: правильно, с учетом познавательных возрастных возможностей учащихся определить его содержание, тот объем знаний, практических умений и навыков, которыми необходимо овладеть школьникам каждого класса по каждому учебному предмету. Правильно определить степень теоретической сложности и глубины изучения программного материала. Правильно определить количество учебного времени, отводимого для изучения каждого учебного предмета с учетом его важности и сложности и обеспечения его глубокого и прочного усвоения. Необходимо совершенствовать учебные программы и учебники. Учитель должен использовать в процессе обучения яркий фактический материал, компактно и доходчиво его излагать, связывать с жизнью и умело подводить учащихся к теоретическим выводам и обобщениям. Учитывать индивидуальные особенности мыслительной деятельности и памяти учащихся, а также уровня их подготовки и развития.
Принцип связи теории с практикой предусматривает, чтобы процесс обучения стимулировал учеников использовать полученные знания в решении поставленных задач, анализировать и преобразовывать окружающую действительность вырабатывая собственные взгляды. Для этого используется анализ примеров и ситуаций из реальной жизни. Одним из направлений реализации данного принципа является активное подключение учащихся к общественно полезной деятельности в школе и за ее пределами.
- Ответы к экзамену «Методика преподавания литературы»
- 1.Специальная методика преподавания русского языка как наука
- 5.Урок – основная форма организации учебной работы. Содержательная и структурная характеристика уроков по различным дисциплинам курса русского языка. Коррекционная направленность уроков русского языка
- 7. Цели и специфика обучения русскому языку в специальной школе. Содержание и направления работы по обучению русскому языку детей с тяжелыми нарушениями речи
- 8. Программные требования к содержанию, организации и проведению уроков письма и чтения
- 9.Общедидакитические и специфические для русского языка принципы обучения
- Принципы обучения родному языку
- 12.Связь уроков обучения грамоте с уроками произношения. Добукварный и букварный периоды обучения.
- I. Формирование навыков произношения звуков и развитие фонематического восприятия.
- 13. Образовательно – познавательные и коррекционно – воспитательные задачи курса « Русский язык « в специальной школе.
- 15.Методы обучения. Классификации обучения русскому
- 16.Основные разделы и содержание работы на уроках произношения
- II класс
- 17.Приемы и дидактические средства обучения, используемые на уроках русского языка и обусловленность их выбора особенностями учащихся учащихся с тнр
- 18.Произношение как учебная дисциплина цикла Русский язык в специальной коррекционной школе 5 вида. Характеристика и анализ программы ( раздел « Произношение»)
- 19.Коррекционно – методический аспект работы по всем разделам на уроках произношения. Межпредметные связи уроков с уроками развития речи и обучения грамоте.
- 20.Лингвистические, психолингвистические, психолого – педагогические, нейропсихологические основы формирования речи учащихся с тнр
- 22.Основные направления работы над словом на уроках развития речи. Принципы организации словарной работы.
- 23.Грамматический строй речи как объект усвоения на уроках развития речи. Лингвистическая и психолингвистическая характеристика грамматической стороны речи.
- 24. Тематика, цели, задачи, структура и планирование уроков письма и чтения.
- 25. Принципы, задачи, разделы работы по развитию речи в начальной школе
- 26.Основные направления работы по формированию грамматического строя речи ( на морфологическом и синтаксическом уровнях)
- 28.Типы уроков русского языка в специальной (коррекционной) школе 5 вида. Особенности их структуры и методики проведения. Требования к современному уроку русского языка.
- 29.Обучение устной и письменной монологической речи учащихся начальных классов с онр.
- 30.Задачи, содержание и методы изучения элементарного курса грамматики
- 31. Уроки развития речи в специальной (коррекционной) школе V вида. Тематика, цели, задачи, структура и планирование.
- 33. Задачи уроков чтения. Овладение техникой чтения
- 34. Обследование речи учащихся с тнр, учет результатов обследования в индивидуальной и фронтальной форме по развитию речи.
- Обследование понимания слов
- Обследование лексического запаса и грамматического строя языка
- 35.Формирование грамматического строя речи учащихся на уроках развития речи. Преодоление импрессивного и экспрессивного аграмматизма.
- I класс
- II класс
- 3 Класс
- 36.Задачи формирования связной речи как средства общения. Формирование диалогической формы речи.
- 37.Содержание работы по расширению, актуализации и активизации словарного запаса учащихся начальных классов.
- 38. Характеристика и оценка состояния речевого развития учащихся начальных классов( лексическая сторона, грамматический строй речи, связная устная речь.
- 39.Типы уроков развития речи, определяемые их содержанием и направленностью на формирование соответствующих умений. Отбор речевого материала для урока развития речи.
- 40.Формирование монологической речи. Виды работы.
- 41.Методика работы над текстом на уроке чтения
- Методика чтения и анализа произведений различных литературных жанров
- 42.Задачи изучения и содержание курса русского языка в 5 – 10 классах специальной школы. Преемственность в обучении русскому языку в начальных и старших классах.
- 43.Связь уроков развития речи с уроками чтения, произношения, грамматики.