12.2. Консультирование как особая форма учебной работы в военном вузе
Консультации являются одной из форм руководства самостоятельной работой курсантов и слушателей в военном вузе и оказания им помощи в освоении учебного материала. Они проводятся регулярно в соответствии с установленными на кафедрах графиками в часы самостоятельной работы и носят в основном индивидуальный характер. При необходимости, в том числе перед проведением семинаров, практических занятий, учебных игр, экзаменов (зачетов), могут проводиться групповые консультации.
Название “консультация” происходит от латинского слова consultatio – совещание, обсуждение. Это одна из важнейших форм учебной работы в высших военно-учебных заведениях.
Консультации по теоретической части курса проводятся в течение всего семестра, но посещаются они, как правило, только теми курсантами и слушателями, которые занимаются планомерно и систематически. Посещение консультаций значительной массой обучающихся начинается во второй половине и в конце семестра, когда они готовятся к сдаче зачетов и экзаменов.
Наиболее ценны консультации, не связанные с учебными занятиями, относящиеся к самостоятельной работе обучающегося в интересующей его научной области. Такие консультации проводятся по курсовому и дипломному проектированию и приобретают характер индивидуальных занятий. Они помогают курсанту (слушателю) избрать правильные методы работы, не снижая его ответственности за принятые решения.
Консультации проводятся для всех желающих, но отдельные кафедры делают их обязательными, в этом случае они посвящаются определенным темам, по которым требуется наиболее серьезная подготовка курсантов и слушателей.
Формы проведения консультаций в военном вузе разнообразны. Наиболее распространена вопросно-ответная, когда один или несколько курсантов и слушателей задают вопросы, а преподаватель отвечает на них. Иногда консультация протекает в виде беседы преподавателя с обучающимися по затронутым ими вопросам изучаемого учебного материала.
Чтобы определить педагогически правильный метод проведения консультации, следует исходить из характера вопросов, задаваемых курсантами и слушателями. Эти вопросы можно разбить на следующие основные группы:
– вопросы, касающиеся организации и методики самостоятельной работы;
– выясняющие дополнительные литературные и другие источники;
– связанные с уточнением тех или иных научных данных, научно-теоретических положений, новых понятий, методов решения задач;
– методологического характера, т. е. связанные с логикой организации, методами и средствами деятельности в данной науке.
В зависимости от того, какой группы вопрос задан, следует и полнота ответа преподавателя. Не всегда нужно давать исчерпывающий ответ. Необходимо помнить, что ясными и прочными знания становятся только в результате самостоятельной работы, а не приобретенные исключительно в “разжеванном” виде.
Педагогически целесообразно давать исчерпывающие ответы на вопросы первой группы. Обучающиеся часто не знают, как наиболее правильно распределить свое время, установить оптимальный режим работы.
Нередко курсанты и слушатели, особенно первого года обучения, испытывают затруднения при работе по нескольким источникам. Одни, добросовестно прочитав и законспектировав рекомендуемую литературу, не могут сделать никаких обобщений, а некоторые даже не подозревают, для чего все это изучается и конспектируется, предполагая, что лишь для того, чтобы лучше запомнить содержание прочитанного. Другие не имеют правильных навыков конспектирования, иногда даже не умеют читать научную литературу: читают торопливо, не обращают внимания на шрифтовые выделения в тексте, придают значения частностям, не понимая существа текста в целом или основных его идей, выводов и т. п. В результате искажается смысл прочитанного и создается превратное понятие о содержании источника. Хорошо, если курсант (слушатель) сам обращается к преподавателю и говорит о своих затруднениях в работе. Однако чаще всего они не просят помощи, больше того, некоторые не понимают причин своих неудач и не видят недостатков в своей самостоятельной работе. Только близкое общение преподавателя с курсантами и слушателями позволяет раскрыть истинную картину самостоятельной работы и совместными усилиями найти необходимые пути устранения возможных затруднений. Задача педагога в таких случаях – выправить неправильные навыки обучающихся, рекомендуя наиболее пригодные пути, способы и средства самостоятельной работы.
Следовательно, по вопросам первой группы ответ военного преподавателя всегда должен быть исчерпывающим. Кроме того, ему самому необходимо проявлять активность в выявлении недостатков у курсантов и слушателей в организации и выполнении самостоятельной работы. Этим можно укрепить их самостоятельность и уменьшить необходимость оказания помощи в дальнейшем. Во всяком случае, преподаватель и обучающиеся должны стремиться именно к этому.
Вопросы, касающиеся дополнительных источников, следует всемерно поощрять. Когда это возможно, необходимо отправлять курсантов и слушателей к справочным пособиям, каталогам и т. п. Но если преподаватель убежден, что это не может быть выполнено, лучше сразу дать ответ, указать необходимую литературу, каталог, справочник. Чем больше у обучающегося источников, тем больше у него возможностей основательнее проработать учебный материал.
На вопросы третьей группы далеко не всегда целесообразно давать готовый и тем более исчерпывающий ответ. В этом случае преподавателю лучше проявить большую осторожность и осмотрительность, чтобы не оставить без ответа ищущего, добросовестного обучающегося, оказавшегося в затруднительном положении. Педагог прежде всего обязан понять, задается ли данный вопрос после того, как курсант (слушатель) ознакомился с рекомендуемыми учебниками и пособиями, или же он не читал их. В последнем случае необходимо отправить его к рекомендуемой литературе, указав, что нельзя задавать вопросов, не поработав самостоятельно с книгой. Другое дело, если обучающийся не справился с вопросом, неправильно понимает учебный материал. Преподаватель в каждом конкретном случае должен решить, как следует поступить. Если есть более доступный источник, возможно, его следует рекомендовать курсанту (слушателю), а если нет, то дать необходимые разъяснения. Иногда разъяснение не следует доводить до конца, убедившись в том, что обучающийся понял основное и может самостоятельно продолжать и успешно закончить работу.
Наибольшую сложность и важность имеют вопросы методологического характера. Они требуют особо внимательного подхода преподавателя: неправильное понимание их курсантами и слушателями может привести к неверным толкованиям предмета и к ошибкам в практической деятельности. Ошибки методологического характера чаще всего связаны с мировоззрением и поэтому особо опасны. Когда имеется хорошее пособие, прямо относящееся к поставленному вопросу, следует рекомендовать его. Независимо от этого целесообразно дать краткое разъяснение, направляющее дальнейшую самостоятельную работу обучающегося по правильному методологическому пути. Устное разъяснение с конкретными примерами обычно хорошо помогает в этих вопросах и предостерегает от ошибок.
Худшим видом консультаций являются те, которые содержат элемент натаскивания и главным образом направлены на заучивание материала без особой заботы преподавателя о развитии мышления и интереса к науке, а также самостоятельности суждения курсантов и слушателей. Такие консультации не отвечают задачам высшего военного образования.
Разумеется, что вопросно-ответная форма консультации не единственная и не самая лучшая. Педагогический опыт показывает, что наилучшие результаты дает консультация, которая начинается с вопросов курсантов и слушателей, затем переходит в своеобразную беседу-дискуссию с преподавателем по наиболее важным проблемным вопросам, поднимаемым ими или же тактично выдвигаемым самим преподавателем. Педагог в этом случае быстро рассматривает вопросы, не имеющие существенного значения, дает краткие ответы и разъяснения, а затем переключает обучающихся на беседу по принципиальным научным вопросам. Чем проще обстановка, тем больше курсанты и слушатели чувствуют себя полноправными участниками такой беседы-дискуссии, тем ценнее ее результаты.
Важным элементом в работе военного преподавателя являются групповые и индивидуальные консультации, проводимые в предэкзаменационный период и в период непосредственной подготовки курсантов и слушателей к зачетам и экзаменам. От методики проведения таких консультаций во многом зависит результат успеваемости обучающихся.
Предэкзаменационные консультации проводятся с целью:
– дать организационные указания о порядке работы при подготовке к экзамену (зачету), рекомендации по лучшему усвоению и приведению в стройную систему изученного материала дисциплины:
– ответить на непонятные, плохо усвоенные вопросы;
– на вопросы, возникшие в процессе изучения дисциплины и выходящие за рамки учебной программы;
– помочь привести в стройную систему знания курсантов и слушателей.
Организационные указания по подготовке к экзамену (зачету) обычно даются преподавателем заблаговременно, на одном из занятий. В дальнейшем на заключительной лекции нужно указать на наиболее сложные и трудные места курса, обратить внимание на так называемые “подводные камни”, выявленные на предыдущих экзаменах и зачетах.
В день, когда курсанты и слушатели приступают непосредственно к подготовке к экзамену, необходимо провести установочную консультацию. Во время подготовки рекомендуется организовать индивидуальные консультации, а за день до проведения экзамена провести окончательную итоговую консультацию.
Наиболее приемлемой формой в этом случае будет вопросно-ответная. Педагогически целесообразно, чтобы курсанты и слушатели сами задавали вопросы, так как сформулированный ими вопрос является не менее ценным результатом учебы, чем понятое и воспроизведенное знание. По характеру и формулировке вопросов преподаватель также может судить об уровне и глубине подготовки курсантов и слушателей.
Консультации должны быть интересными с научной и методической стороны, тогда они привлекут к себе внимание и вселят в обучающихся уверенность в успешном исходе экзамена.
- Дидактика высшей военной школы
- Оглавление
- Введение
- Раздел 1. Организационно-педагогические основы обучения в военном вузе Глава 1. Педагогический процесс как система и целостное явление
- 1.1. Понятие о педагогических системах. Педагогический процесс в военном вузе как система
- 1.2. Педагогический процесс как целостное явление
- Принципы организации целостного педагогического процесса
- Принципы управления деятельностью обучающихся в целостном педагогическом процессе.
- Вопросы и задания
- Глава 2. Обучение как способ организации педагогического процесса в военном вузе
- 2.1. Общая характеристика процесса обучения
- 2.2. Система дидактических принципов и их содержание
- Вопросы и задания
- Глава 3. Методы, формы и средства обучения в высшей военной школе
- 3.1. Методы обучения: сущность, функции и классификация
- Классификация методов обучения (по и. Я. Лернеру и м. Н. Скаткину)
- Выбор методов обучения может определяться:
- 3.2. Характеристика основных форм и средств обучения
- Вопросы и задания
- Раздел 2. Дидактические основы разработки и применения в военном вузе современных технологий обучения Глава 4. Технлогия обучения в системе высшего военно-профессионального образования
- 4.1. Технология обучения: сущность, содержательная характеристика и структура
- 4.2. Информационные технологии обучения в высшей военной школе
- Вопросы и задания
- Глава 5. Дидактические основы информационно-технологического обеспечения учебного процесса в военном вузе
- 5.1. Сущность информационно-технологического обеспечения учебного процесса
- 5.2. Специальная профессионально-ориентированная обучающая среда как основа информационно-технологического обеспечения учебного процесса
- Вопросы и задания
- Глава 6. Проектирование и конструирование профессионально-ориентированной технологии обучения в военном вузе
- 6.1. Целеполагание, отбор и структурирование содержания учебного материала как важнейшие этапы проектирования технологии обучения
- 6.2. Определение требуемых уровней усвоения изучаемого материала, обоснование системы управления познавательной деятельностью обучающихся в рамках технологии обучения
- Вопросы и задания
- Глава 7. Дидактические основы оценки зффективности применения в военном вузе технологии обучения
- 7.1. Контроль и оценка эффективности учебного процесса: сущность, содержание и организация
- 7.2. Педагогическое тестирование как средство повышения качества контроля и оценки эффективности учебного процесса
- 7.3. Основы рейтингового контроля эффективности учебного процесса в военном вузе
- К основным преимуществам рейтингового контроля в военном вузе следует отнести:
- Вопросы и задания
- Раздел 3. Дидактические возможности применения в военном вузе различных методов обучения Глава 8. Лекция как ведущий метод изложения учебного материала
- 8.1. Традиционная вузовская лекция: сущность, дидактические функции, особенности организации и проведения
- Требования к современной вузовской лекции.
- 8.2. Нетрадиционные виды подачи лекционного материала, особенности их организации и проведения
- Вопросы и задания
- Глава 9. Семинар как метод обсуждения учебного материала в высшей военной школе
- 9.1. Сущность, особенности подготовки, организации и проведения семинара в военном вузе
- 9.2. Разновидности семинарских занятий в вышей военной школе, особенности их проведения
- Глава 10. Основы организации и проведения практических и лабораторных занятий в военном вузе
- 10.1. Практические занятия в вузе: сущность, особенности подготовки и проведения
- Раскроем особенности проведения практического занятия на технике.
- 10.2. Лабораторный практикум как разновидность практического занятия
- Особенности подготовки лабораторного занятия.
- Особенности проведения лабораторной работы в военном вузе.
- Вопросы и задания
- Глава 11. Игровые методы проведения учебных занятий в высшей военной школе
- 11.1. Дидактические основы организации и проведения игрового обучения в военном вузе
- 11.2. Особенности организации учебных занятий с использованием различных форм и методов игрового обучения
- Модификации метода мозговой атаки при организации игрового обучения в военном вузе.
- Вопросы и задания
- Глава 12. Метод самостоятельной работы, особенности его использования в военном вузе
- 12.1. Самостоятельная работа курсантов и слушателей под руководством преподавателя
- Особенности организации и проведения занятий методом самостоятельной работы под руководством преподавателя.
- 12.2. Консультирование как особая форма учебной работы в военном вузе
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Приложение технологическая карта изучения модуля “введение в педагогику”
- Тема 1. Предмет, задачи и общие основы педагогики
- Граф изучения темы
- Тема 2. Педагогические системы и педагогические технологии
- Рекомендуемая литература
- 1. Вступительная часть
- 2. Основная часть