9.2.3. Центр дневного пребывания в системе социальной защиты
В рамках российско-шведского социального проекта «Усовершенствование социальной работы в Санкт-Петербурге» в Адмиралтейском административном районе в структуре центра социального обслуживания населения развивается сеть учреждений для людей с ограниченными умственными возможностями.
В работе применяются передовые мировые технологии в социальной сфере, разработанные в Швеции.
Отделение абилитации «Карлсон» для инвалидов с ограниченными умственными возможностями действует с февраля 2000 г. Отделение создано как постоянное специализированное рабочее место для инвалидов 1 и 2 групп, занятых приготовлением пищи. В процессе работы с клиентами проводятся мероприятия по адаптации в обществе, прививаются трудовые навыки. За основу взята программа «SIVUS» (Развитие социального инвалида в процессе взаимодействия). Этот метод работы разработан сотрудниками, практически работаюшими с клиентами. Он применяется уже почти 20 лет в Швеции при работе с людьми с нарушением в развитии. Его целью является формирование самостоятельного человека, как в индивидуальном, так и в социальном плане, в зависимости от своего потенциала. Метод означает, что индивид развивается во взаимодействии с другими людьми, исходя из собственных побудительных мотивов, идей и потребностей, путем самостоятельной работы — занятий и достижения индивидуального (собственного) результата.
В основе метода лежит гуманистическое представление о человеке и осуществление руководства и содействия со стороны персонала. SIVUS —динамичный метод коллективной работы, который можно взять за основу профессиональной работы с людьми, он не исключает применение других методов, которые зачастую необходимо использовать в качестве дополнения в работе с людьми с множественными нарушениями.
Метод учитывает несколько аспектов:
□ вера в собственные силы,
□ самостоятельность,
□ солидарность,
□ связь (сообщение),
□ вспомогательные средства, П роль персонала,
П проблемные моменты.
Принципы данной программы строятся на гуманистическом представлении о человеке, основная идея которого заключается в том, что каждый индивид сам по себе является целью, а не средством и что человек — это высшая ценность, превосходящая любую другую. В статье 3 Декларации ООН о правах человека говорится, что каждый человек имеет право на жизнь, свободу и личную безопасность. Принципиальные ценности гуманистического представления о человеке должны распространяться на всех людей, независимо от наличия у них нарушений.
Методы программы нацелены на реализацию следующих целей:
□ развитие способностей к социальному общению, труду, оценке своей деятельности,
П развитие умения планировать.
Учитываются ступени развития способностей:
□ 1 ступень — с большой помощью других людей,
□ 2 ступень — с определенной помощью других людей,
□ 3 ступень — самостоятельно.
Выделяют разные стадии развития способностей: индивидуальная, «попарная», коллективная (групповая), межгрупповая и общественная.
SIVUS является методом, интегрирующим проживание, работу и досуг инвалидов в нормальную жизнь общества, он позволяет научить умственно отсталого человека — который (исходя из своих способностей) может вести, насколько возможно, самостоятельный образ жизни, как в индивидуальном, так и в социальном плане — реально оценивать свои возможности, верить в свои силы и обладать подлинным чувством солидарности.
Цели и задачи отделения «Карлсон».
1. Обращение к ресурсам каждого инвалида с ограниченными умственными возможностями, обеспечение максимального его развития путем специального тренинга с сохранением тех способностей и навыков, которые уже имеются.
2. Формирование у каждого инвалида уверенности в себе, обретение им нового качества жизни, придание ей достойного наполнения.
3. Воздействие на общественное мнение с целью изменения отношения к умственно отсталым людям.
4. Содействие интеграции инвалидов с ограниченными умственными возможностями в общество, предоставление им возможности трудоустройства.
5. Развитие взаимодействия и координация деятельности с учреждениями и общественными организациями, осуществляющими работу с данной категорией инвалидов.
6. Высвобождение члена семьи инвалида от необходимости присмотра за ним с целью трудоустройства и получения полноценного отдыха и лечения.
7. Проведение оценки результатов деятельности отделения «Карлсон» с учетом мнения инвалидов, посещающих отделение. Осуществление деятельности по обмену опытом и распространению информации.
Основные функции отделения «Карлсон».
1. Отделение «Карлсон» предназначено для инвалидов с ограниченными умственными возможностями, способных принимать участие в производственном процессе. Все инвалиды должны обладать необходимыми возможностями для активного участия в работе.
2. Содержание основной деятельности сотрудников отделения «Карлсон» состоит в проведении мероприятий по адаптации инвалидов в процессе получения навыков по полному циклу профессиональных обязанностей, заключающихся в приготовлении пищи. В отделении «Карлсон» проводятся тренинги инвалидов для развития навыков, необходимых в повседневной жизни, в быту:
А. Тренинг рабочих навыков:
а) умение следить за временем,
б) умение исполнять производственные обязанности.
Б. Тренинг навыков самостоятельного проживания:
а) обучение самостоятельно удовлетворять ежедневные личные гигиенические потребности,
б) умение готовить пищу,
в) умение поддерживать в порядке одежду,
г) умение произвести элементарную уборку помещения, постирать, заправить за собой постель и т. д.
301
В. Транспортный тренинг: умение самостоятельно добираться на работу и с работы домой, а в дальнейшем умение пользоваться транспортом для поездок «туда-обратно» в различные места.
3. Отделение абилитации является рабочим местом как для персонала так и для инвалидов, которые являются полноправными участниками рабочего процесса и в дальнейшем именуются «работники».
4. В отделении «Карлсон» применяется метод совместного приема пищи для работников и персонала отделения. Это позволяет снять у работников ощущение пребывания в специализированном учреждении и способствует лучшей интеграции работников в повседневную жизнь.
5. Специалистами отделения абилитации принимаются меры по трудоустройству инвалидов по решению социальной экспертной комиссии (СЭК) при наличии рекомендации медико-социальной экспертной комиссии (МСЭК).
Порядок работы отделения «Карлсон». Отделение «Карлсон» создано для работы с 25 инвалидами с ограниченными умственными возможностями. Оно работает ежедневно с 9.00 до 18.00 (кроме выходных и праздничных дней).
Время с 9.00 до 15.00 является рабочим и обязательно для всех работников отделения. С 15.00 до 18.00 для половины работников отделения организуются абилитационные мероприятия специалистами (логопед, психолог, инструктор ЛФК и т. д.). Работа с инвалидами ведется по рекомендации СЭК и по социальным показаниям.
Из числа работников отделения абилитации создается бригада по приготовлению пищи, с фондом заработной платы по ставкам, предусмотренным в пилотном проекте. В связи со спецификой отделения бригадиром назначается заведующая отделением «Карлсон». Зачисление в бригаду производится на основании личного заявления работника, выплата заработной платы производится с учетом фактически отработанного времени, а также с учетом того, что в соответствии с установленной организацией труда нагрузки на всех работников равны.
Решение о приеме инвалида в отделение абилитации «Карлсон» принимает директор центра с учетом рекомендаций СЭК. Прием производится только с согласия инвалида или его опекуна, при этом обязательно учитывается желание инвалида. Для приема в отделение необходимо: заявление инвалида или его опекуна, социальная карта, копия справки МСЭК, решение-рекомендация СЭК, санитарная книжка.
Право на зачисление в отделение имеют неработающие инвалиды с ограниченными умственными возможностями от 16 до 50 лет без криминального прошлого, не имеющие противопоказаний для работы в учреждениях общественного питания. Преимущественное право из их числа имеют:
П инвалиды из неполных и многодетных семей,
П инвалиды, родители которых являются пенсионерами или инвалидами,
CJ одиноко проживающие инвалиды.
Противопоказанием для пребывания в отделении является наличие заболеваний, препятствующих посещению данного учреждения: О острые психические состояния, О наличие инфекционных заболеваний,
□ устойчивая агрессивная тенденция,
□ суицидальные наклонности,
□ устойчивые поведенческие нарушения, не поддающиеся коррекции.
Штат отделения абилитации «Карлсон»: заведующая отделением, специалисты по социальной работе, сестра-хозяйка, психолог, медсестра, инструктор ЛФК, инструктор по труду, логопед, социальный работник, повара, калькулятор, санитарка.
Характеристика «работников» отделения
В настоящее время количество клиентов в отделении — 26 человек. 7 человек имеют 1 группу инвалидности, остальные — 2 группу инвалидности. Среди клиентов 44,1% из полных семей, 51,8% — из неполных семей, 3,7% являются одинокими.
Клиенты отделения «Карлсон», помимо умственной отсталости, имеют дополнительные функциональные нарушения: нарушение речи — 92,5%, повреждения ОДА— 7,4%, нарушения зрения— 14,8%, нарушения слуха— 11,1%, эпи-синдром — 7,4%, нарушение обмена веществ — 11,1%.
По уровню наличия академических навыков среди клиентов: не знают буквы 7,4%, частично знают буквы 7,4%, могут читать, писать 85,2%.
Основным методом реабилитации в отделении является метод приготовления пищи, при этом используется опыт ресторана в Швеции «Гласадэ Гонгин» (там работает 40 инвалидов). В отделении существует 6 производственных групп, в каждой группе по 3-6 клиентов:
1-я группа — приготовление первых блюд,
2-я группа — приготовление вторых блюд,
3-я группа — выпечка,
4-я группа — приготовление салатов,
5-я группа — сервис,
6-я группа — маркетинг (ведут учет расхода продуктов).
Клиенты готовят обеды для себя, на заказ для обслуживаемых пенсионеров и инвалидов по центру, а также готовят фуршеты для официальных встреч в районе и городе. За свой труд они получают небольшую заработную плату.
Для учета работы с клиентами отделения «Карлсон» ведется обязательная документация, которая включает следующие документы:
1. Социальная карта:
П Ф. И.О.
□ Дата рождения, адрес, телефон.
П Диагноз, наличие инвалидности (кем, когда установлена). П Образование (специальная школа).
□ Наличие профессии, сохранились ли навыки, занятость.
□ Социальная адаптация.
О Любимое время провождения, увлечения.
□ Наличие склонности к общественно-полезному труду.
□ Особенности характера.
303
О Состав семьи, данные о родителях или опекуне.
□ Данные о других детях в семье.
□ Степень участия семьи в оказании помощи инвалиду.
□ Доход семьи, социальная или материальная помощь, ее источники. П Наличие проблемы в семье, ее характер, трудоустройство, лечение. О Примечание.
П ФИО, должность заполнившего социальную карту, дата заполнения.
2. Справка ВТЭК— заключение об условиях и характере труда (легкий труд в специально созданных условиях).
3. Индивидуальный план развития клиента: D развитие рабочих навыков,
О развитие навыков самостоятельного проживания,
□ развитие знаний о транспорте.
По каждому пункту ведется учет развития клиента. Записи делают специалисты с указанием даты.
4. План реализации:
D развитие рабочих навыков,
П развитие навыков самостоятельного проживания,
□ развитие знаний о транспорте.
В планах указываются пункты необходимого развития, время выполнения реализации и ответственный по сопровождению.
5. Оценка способностей для адаптации к самостоятельной жизни: П использование символов,
□ сортировка,
□ множество, количество, цифры, О деньги,
□ взаимосвязь, О время,
□ расстояние и направление.
6. Карта контроля над динамикой реализации индивидуального плана: О развитие знаний о транспорте,
□ развитие рабочих навыков,
О развитие навыков самостоятельного проживания.
Полугодие
в совместной под частичным12345; самостоятельно деятельности12345; контролем12345
динамика
Обозначения: I — руководитель делает все сам; 2 — руководитель помогает работнику практически; 3 — рукоиодитель помогает работнику словом; 4 — руководитель присутствует, но работник все выполняет самостоятельно; 5 — работник выполняет работу полиостью самостоятельно.
304
7. Итоги опросов (обобщение): О ФИО.
□ Какие задания работник не может выполнять самостоятельно?
□ Что работник хочет делать самостоятельно?
□ Что конкретно необходимо сделать, чтобы работник научился выполнять задание самостоятельно?
8. Планирование выполнения определенного задания:
а ф. и.о.
Р Ситуация (приготовить тесто).
□ Трудные моменты..
□ Трудности, возникающие в результате ограниченных возможностей работника.
□ Как помочь работнику справиться с заданием?
□ Что можно сделать, чтобы работник проявил больше самостоятельности (вселять чувство уверенности)?
Представленная модель поддерживаемого проживания на примере отделения абилитации «Карлсон» достаточно эффективна, она решает задачу социальной интеграции умственно отсталых молодых людей. При сравнении результатов работы в 2000 и 2003 гг., выявлена положительная динамика роста приспособленности к жизни в обществе клиентов:
□ Абсолютно не приспособлены к жизни в обществе в 2000 г. — 44,4%, а в 2003 г. - 18,5%.
□ Частично приспособлены к жизни в обществе в 2000 г. — 48,1%, а в 2003 г. - 55,5%.
□ Достаточно приспособлены к жизни в обществе в 2000 г. — 5,4%, а в 2003 г. - 22,2%.
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6
- Глава 7
- Глава 8
- Глава 9
- Глава 10
- Глава 1
- Глава 2
- 2.1. Исторический экскурс в учение об умственной отсталости
- 2.2. Причины умственной отсталости
- 2.3. Патогенез умственной отсталости
- 2.4. Систематика умственной отсталости
- 2.5. Симптомы умственной отсталости
- 2.5.1. Легкая умственная отсталость
- 2.5.2. Умеренная умственная отсталость
- 2.5.3. Тяжелая умственная отсталость
- 2.5.4. Глубокая умственная отсталость
- 2.6. Ранняя диагностика умственной отсталости
- 2.7. Динамика умственной отсталости
- 2.8. Поздняя абилитация умственной отсталости
- Глава 3
- 3.1. Формирование представлений об «умственной отсталости» в психолого-педагогических исследованиях
- 3.2. Диагностика сенсорно-перцептивных функций у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
- 3.3. Диагностика социального развития детей и подростков с тяжелой и глубокой умственной отсталостью
- 3.3.1. Возрастная группа с 7 до и лет
- 3.3.2. Возрастная группа с 12 до 18 лет
- 3.4. Оценка родителями сформированности социально-бытовых навыков и эмоционально-поведенческих реакций у взрослых детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
- 3.5. Диагностика социально-бытовых навыков у молодых людей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
- 3.5.1. Развитие социально-бытовых навыков в условиях дома
- 3.5.2. Развитие социально-бытовых навыков вне дома
- 3.5.3. Развитие учебных навыков и навыков трудовой деятельности
- 3.6. Диагностика эмоционального состояния у молодых людей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
- 3.7. Диагностика речевого развития молодых людей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
- Глава 4
- 4.1. Значение общения в психическом развитии ребенка
- 4.2. Вербальные и невербальные средства общения
- 4.3. Особенности формирования коммуникативных навыков у лиц с умственной отсталостью
- 4.4. Развитие коммуникативных навыков у молодых людей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в процессе обучения
- 4.5. Рекомендации по формированию вербального общения у умственно отсталых детей
- 4.5.1. Развитие способности познавать себя
- 4.5.2. Развитие умения заботиться о себе
- 4.5.3. Развитие способности ориентироваться в окружающем мире и воспринимать его адекватно
- 4.5.4. Развитие способности ориентироваться в социальных отношениях и умения включаться в них
- 4.5.5. Развитие умения концентрировать внимание и реагировать на обращения окружающих
- 4.5.6. Развитие умения воспринимать речь
- 4.5.7. Развитие умения подражать
- 4.5.8. Развитие умения соблюдать очередность в разговоре
- 4.6. Рекомендации по формированию невербального общения у умственно отсталых детей
- 4.6.1. Система жестов как средство невербального общения
- 4.6.2. Система символов (пиктограмм) как средство невербального общения
- Глава 5
- 5.1. Развитие половой идентичности и полоролевого поведения в онтогенезе ребенка
- 5.2. Особенности психосексуального развития детей и подростков с умственной отсталостью
- 5.3. Концепции полоролевой идентичности и половых ролей
- 5.4. Исследование полоролевой идентификации подростков с умственной отсталостью
- 5.4.1. Результаты рисуночного теста
- 5.4.2. Результаты теста «Возраст. Пол. Роль» (впр)
- 5.5. Исследование полоролевого поведения подростков с умственной отсталостью
- 5.6. Исследование сексуального поведения девочек с умеренной умственной отсталостью
- 5.7. Рекомендации по половому воспитанию детей и подростков с умственной отсталостью
- Глава 6
- 6.1. Стили и типы родительского воспитания
- 6.2. Рождение ребенка с нарушением психического развития как фактор, влияющий на жизнедеятельность семьи
- 6.3. Своеобразие взаимоотношений родителей и детей с нарушением в развитии
- 6.4. Социально-психологическая характеристика семей, воспитывающих детей с умственной отсталостью
- 6.5. Исследование межличностных отношений в семьях, имеющих детей с умственной отсталостью
- 6.6. Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности ребенка с умственной отсталостью
- 6.7. Особенности взаимоотношений в семьях, имеющих взрослых детей с умственной отсталостью
- Глава 7
- 7.1. Роль матери в семье умственно отсталого ребенка
- 7.2. Социальная адаптация матери, воспитывающей ребенка с умственной отсталостью
- 7.3. Исследование личностных качеств матерей методом наблюдения
- 7.4. Исследование личностных качеств матерей методом беседы
- 7.5. Исследование личностных качеств матерей биографическим методом
- 7.6. Исследование уровня тревожности и ее причин у матерей, воспитывающих детей с умственной отсталостью
- 7.7. Исследование уровня эмоциональной напряженности матерей, воспитывающих детей с умственной отсталостью
- 7.8. Исследование внутреннего мира матерей, воспитывающих детей с умственной отсталостью
- Глава 8
- 8.1. Интеграция, ее взаимосвязь с социализацией и самореализацией личности
- 8.2. История становления социальной интеграции умственно отсталых людей в россии
- 8.3. Изменение нормативно-правовой базы в отношении инвалидов с умственной отсталостью
- 8.4. Отношение общества к лицам с нарушением интеллекта
- 8.4.1. Информированность общества об инвалидах с психическими нарушениями
- 8.4.2. Отношение разных категорий населения к инвалидам с психическими нарушениями
- Глава 9
- 9.1. Реабилитационные службы помощи умственно отсталым людям
- 9.2. Центры дневного пребывания
- 9.2.1. Центр дневного пребывания при специальной (коррекционной) школе
- 9.2.2. Исследование реабилитации умственно отсталых лиц в условиях центра дневного пребывания
- 9.2.3. Центр дневного пребывания в системе социальной защиты
- 9.3. Социальные гостиницы
- 9.4. Социально-реабилитационный центр как модель поддерживаемого проживания интернатного типа
- 9.4.1. Содержание учебно-воспитательной работы в центре
- 9.4.2. Структура центра
- 9.5. Рекомендации по психолого-педагогической реабилитации детей с умственной отсталостью и их родителей в системе поддерживаемого проживания
- 9.5.1. Реабилитационная работа с родителями
- 9.5.2. Организация общения и совместной деятельности родителей с детьми
- 9.5.3. Реабилитационная работа с детьми-инвалидами
- Глава 10
- 10.1. Принципы и формы реабилитации в кемпхильских общинах
- 10.2. Исторический аспект идей общинного проживания в россии
- 10.3. Структура центра социально-психологической реабилитации «деревня светлана»
- 10.4. Ритм жизни в центре «деревня светлана»
- 10.5. Индивидуальные особенности социально-психологической реабилитации молодых людей с нарушением интеллекта, проживающих в центре «деревня светлана»
- 1.2. Методика «Социограмма». Педагогический анализ социального развития людей с множественными нарушениями (форма pac-s/p). На основе третьего издания по X. С. Гюнцбургу
- 1.3. Опросник для родителей:
- 1.5. Анкета для определения эмоционально-поведенческих особенностей
- 1.8. Психологическая автобиография
- 1.9. Методика «Шкала самооценки» (по ч. Д. Спилбергеру, ю. Л. Ханину)
- 1.10. Методика «Семантический дифференциал»
- 1.11. Методика «Незаконченные предложения»
- 1.12. Методика исследования самоотношения (по с. Р. Пантелееву)
- 1.13. Методика «Самоактуализация» (по а. Маслоу)
- 1.14. Анкета 1. «Информированность об инвалидах с психическими нарушениями»
- 2.1. Положение
- 2.2. Положение
- 2.3. Положение
- 1. Здоровье
- 3. Отношения с близкими людьми
- 4. Безопасность
- 5. Включенность в общество (социальная роль и готовность к ее выполнению в общении и взаимодействии с разными группами людей)
- 6. Эмоциональное здоровье