logo search

90. Высокая культура диалога

Стремление многих учителей слушать другого человека не столько с целью вслушиваться в то, что он им сообщает, сколько с целью оценить его, часто становится причиной коммуникативных барьеров. К ним относятся барьеры диалогического общения (предубеждение, недоверие, отсутствие чувства юмора, навыков социального контакта). Одним из разновидностей диалога между учителем и учеником является спор. Только высокая культура диалога страхует от опасности превратить его в ссору, то есть в «состояние взаимной вражды».

Культура спора обеспечивается соблюдением следующих педагогических правил :

умение слушать, способствующее лучшему пониманию учителем ребенка и нейтрализующее склонность учителя к оценке;

восприятие несогласия учащихся как естественной реакции, следствия критического отношения к информации;

учет глубинных мотивов конфронтации учащихся (потребности в личностном самоутверждении, повышении статуса в среде сверстников, обиды, эмоционального возбуждения, состояния психологического дискомфорта и пр.);

выражение неизменной доброжелательности по отношению к оппоненту, невзирая на репутацию и статус;

заинтересованное и уважительное отношение к любой точке зрения, даже абсурдной, забота о сохранении и повышении престижа каждого учащегося;

критическая оценка конкретных действий, а не личности в целом («Этот поступок представляется мне некрасивым», а не: «Ты всегда стремишься сорвать урок, потому что бездельник» и др.);

контроль за эмоциональной тональностью спора, чтобы предупредить его перерастание в ссору;

при отстаивании своего мнения использование общепринятых этикетных норм («Мне кажется», «Подумаем вместе», «Может быть, я ошибаюсь» и т. п.), готовность признать ошибки, извиниться за оплошность;

готовность принимать компромиссные решения, учитывая интересы учащихся, их потребности;

терпимость, уступчивость в мелочах;

дисциплинирование класса с помощью косвенных воздействий – переключения внимания, шутки;

доминирование экспрессии оптимизма.