1. Каковы механизмы организации лицензирования и государственной аккредитации доу? Определите назначение данных процедур и трудности их организации (2 вопрос)
Лицензирование на право ведения образовательной деятельности проводится с целью осуществления единой государственной политики в области образования и защиты прав граждан на получение образования. Данная процедура осуществляется в соответствии с Законом РФ «Об образовании» и «Положения о порядке лицензирования образовательных учреждений» (1994 г.)». Лицензированию предшествует регистрация образовательного учреждения, порядок которой представлен нами в ст.33. Закона РФ «Об образовании» (см тему «Организационно- правовая база ДОУ»). Для получения лицензии учредитель (ли) ДОУ должен (ны) представить в орган управления образованием следующие документы: заявление учредителя (лей), копию устава ДОУ, сведения о педагогических кадрах и укомпектованность штатами ДОУ; данные о материально-технической базе и оснащённости образовательного процесса ДОУ; копии документов, подтверждающих право владения, пользования помещениями ДОУ; заключение санитарно- эпидемиологической службы, органов пожарного надзора о пригодности помещений ДОУ для осуществления образовательного процесса; документ, подтверждающий внесение платы или гарантийное письмо об оплате за проведение экспертизы и выдачу лицензии.
По заявлению учредителя (ей) ДОУ о выдаче лицензии приказом органа управления образованием создаётся экспертная комиссия. Руководство данной комиссией возлагается на ведущих работников органа управления образованием, осуществляющего выдачу лицензии.
Предметом и содержанием экспертизы является установление соответствия условий осуществления образовательного процесса предлагаемых ДОУ, государственным и местным требованиям в части строительных норм и правил; санитарных и гигиенических норм; охраны здоровья обучающихся, воспитанников и работников ДОУ; оборудования помещений, оснащенности образовательного процесса ДОУ; образовательного ценза педагогических работников и укомплектованности штатов.
Содержание, организация и методика образовательного процесса в ДОУ предметом экспертизы не являются. По результатам экспертизы экспертная комиссия составляет мотивированное заключение о соответствии условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых ДОУ, государственным и местным требованиям и о возможности выдачи лицензии на право ведения образовательной деятельности.
Решение о выдаче лицензии принимается органом управления образованием, осуществляющим лицензирование, в двухнедельный срок с момента оформления экспертного заключения. Лицензия или решение об отказе ее выдачи с указанием причин отказа выдается заявителю в 5-дневный срок со дня принятия решения.
В лицензии на право ведения образовательной деятельности фиксируются: название и юридический адрес ДОУ, виды реализуемых основных и дополнительных программ, основание для выдачи лицензии, срок действия лицензии. В приложении (ях) к лицензии ДОУ указываются следующие контрольные нормативы и показатели: виды образовательной деятельности и образовательных услуг ДОУ (платные и бесплатные); предельная численность (прием) обучающихся, воспитанников в течение года; наличие материально-технической базы и оснащенности образовательного процесса; укомплектованность штатов. Лицензия без приложения недействительна. В случае реорганизации ДОУ лицензия утрачивает силу.
Государственная аккредитация образовательного учреждения — это процедура признания государством в лице его гocyдарственных органов управления образованием государственного статуса образовательного учреждения (типа, вида, категории образовательного учреждения, определяемых в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых образовательных программ).
ДОУ с момента государственной аккредитации приобретает также право на включение в схему централизованного государственного финансирования в соответствии с установленным видом и право на финансирование в соответствии с установленными видом и категорией.
Для проведения государственной аккредитации ДОУ государственный (ведомственный государственный) орган управления образованием создает постоянно действующую аккредитационную комиссию (коллегию), в состав
которой включаются представители органа управления образованием субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления и (или) местных (муниципальных) органов управления образованием, профессиональных общественных организаций и объединений, а также, при необходимости, представители органа (службы), проводившего аттестацию данного ДОУ.
Предметом и содержанием деятельности аккредитационной комиссии (коллегии) является установление типа, вида и категории образовательного учреждения в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ним.
Государственный (ведомственный государственный)
орган управления образованием принимает решение о государственной аккредитации образовательного учреждения (либо об отказе в государственной аккредитации) на основании представления аккредитационной комиссии (коллегии).
Свидетельство о государственной аккредитации или уведомление об отказе в государственной аккредитации с указанием причин отказа выдается (высылается) образовательному учреждению в 2-недельный срок после принятия соответствующего решения.
ДОУ при изменении статуса (типа, вида, категории) обязано сообщить об этом в орган управления образованием, выдавший свидетельство о государственной аккредитации.
Государственное регулирование системы дошкольного образования в Российской Федерации.
Государственная политика в области дошкольного образования. Законодательство в области дошкольного образования (анализ нормативно-правовых документов, регламентирующих развитие ДОУ: Конвенция о правах ребенка, Федеральный Закон РФ № 273 «Об образовании», Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по общеобразовательным программам дошкольного образования и т.д.).
Государственная политика в сфере дошкольного образования в настоящее время сложилась на основе законодательства, которое включает несколько уровней: нормы Конституции РФ, нормы, которые регулируются Гражданским, Бюджетным, Трудовым и Семейным кодексами РФ, и нормы федеральных законов и законов субъектов РФ. Кроме того, ДОУ в своей деятельности должно руководствоваться принятыми международными конвенциями, в частности, Конвенцией о правах ребенка.
Конвенция ООН о правах ребенка дает определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты (ст. 19), а также устанавливает: обеспечение в максимально возможной степени здорового развития ребенка (ст. 6); защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребенка, от посягательств на его честь и репутацию (ст. 16); обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст. 24); признание права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 24); защиту ребенка от сексуального посягательства (ст. 34); защиту ребенка от других форм жестокого обращения (ст. 37); меры помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст. 39).
Одним из важнейших документов, определяющих и регламентирующих деятельность образовательных упреждений, является Закон РФ «Об образовании», вступивший в силу с 1 сентября 2013 года. В этом законе содержатся те основные принципы и положения, на основе которых будет строиться и стратегия, и тактика реализации законодательно закреплённых идей развития всей системы образования в России в целом и дошкольной ее отрасли в частности (этому посвящена ст. 64 Закона в новой редакции).
Типовое положение о ДОУ является основным документом, регламентирующим деятельность государственных, муниципальных дошкольных образовательных организацией всех видов. Документ был принят Постановлением Правительства РФ 1 июля 1995 года. Впоследствии в документ также были внесены изменения и дополнения. Типовое положение о ДОУ определяет виды дошкольных образовательных организаций в соответствии с их направленностью, конкретизирует основные вопросы организации и функционирования дошкольных образовательных организацией, управления ими, комплектования детьми, определяет участников педагогического процесса.
Устав ДОУ, договора между дошкольной образовательной организацией и учредителем, дошкольной образовательной организацией и родителями также являются документами регламентирующими деятельность детского сада. Все документы разработаны в соответствии с Законом РФ «Об образовании» и обеспечивают доступность и качество образовательных услуг дошкольной образовательной организации.
Характеристика системы управления дошкольным образованием в РФ. Задачи и функции управления дошкольным образованием на различных уровнях управления: федеральном и региональном. Компетенция и ответственность дошкольной образовательной организации
Для организационной структуры управления образованием характерна децентрализация, т.е. подчинение нижестоящих органов управления вышестоящим. С учетом содержащейся в Законе РФ «Об образовании» компетенции органов государственной власти и управления образованием определяются полномочия субъектов государственно-общественного управления образованием на всех уровнях образования.
Федеральный уровень: Федеральные, центральные органы управления должны направлять свою деятельность на выработку идеологии и стратегии развития системы непрерывного образования, определение ее приоритетов, на закладывание крупных социально-педагогических экспериментов, на анализ общественного мнения и постоянное информирование общественности о состоянии, проблемах и перспективах развития образования. Нижестоящие органы управления должны заниматься реализацией и введением в действие законов и нормативных актов и политики, разработанной вышестоящими органами.
Региональный уровень: В каждом органе управления образованием есть ведомство, которое занимается вопросами дошкольного образования: в частности в районах, городах и областях в общей структуре управления образованием действуют отделы дошкольного образования (областные, районные, городские). Структура РУО (РОО), способная в наибольшей мере отразить в практике образования региональные особенности функционирования общества и производства, может включать следующие отделы (секторы): учебно-воспитательного процесса, развития социально-экономической базы образования, научно-методического обеспечения, хозяйственно-эксплуатационный, планово-экономический. В горкомитете или управлении дополнительно вводится отдел подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов.
Непосредственное управление образованием в РФ осуществляет (на федеральном уровне) министр образования и науки, в округах и областях начальник управления соответствующим уровнем управления (начальник окружного управления образованием, районного, городского). Руководство отделами дошкольного образования осуществляют специалисты и методисты. При соответствующем дошкольном отделе управления образованием действуют дошкольные кабинеты
Государственное регулирование соблюдения прав детей, родителей и педагогов в системе дошкольного образования, характеристика механизмов и системы контроля.
Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте. Государство гарантирует финансовую и материальную поддержку в воспитании детей раннего детского возраста, обеспечивает доступность образовательных услуг дошкольной образовательной организации для всех слоев населения. Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных организаций. Отношения между дошкольной образовательной организацией и родителями (законными представителями) регулируются договором между ними, который не может ограничивать установленные законом права сторон. Органы местного самоуправления организуют и координируют методическую, диагностическую и консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому.
Этапы экспертизы дошкольного образовательного учреждения. Лицензирование дошкольной образовательной организации, общественная аккредитация детского сада
Лицензирование на право ведения образовательной деятельности проводится с целью осуществления единой государственной политики в области образования и защиты прав граждан на получение образования. Данная процедура осуществляется в соответствии с Законом РФ «Об образовании» и «Положения о порядке лицензирования образовательных учреждений» (1994 г.)». Лицензированию предшествует регистрация образовательного учреждения, порядок которой представлен нами в ст.91 Закона РФ «Об образовании» в новой редакции. Для получения лицензии учредитель (ли) ДОУ должен (ны) представить в орган управления образованием следующие документы: заявление учредителя (лей), копию устава ДОУ, сведения о педагогических кадрах и укомпектованность штатами ДОУ; данные о материально-технической базе и оснащённости образовательного процесса ДОУ; копии документов, подтверждающих право владения, пользования помещениями ДОУ; заключение санитарно- эпидемиологической службы, органов пожарного надзора о пригодности помещений ДОУ для осуществления образовательного процесса; документ, подтверждающий внесение платы или гарантийное письмо об оплате за проведение экспертизы и выдачу лицензии. Государственная аккредитация образовательного учреждения — это процедура признания государством в лице его гocyдарственных органов управления образованием государственного статуса образовательного учреждения (типа, вида, категории образовательного учреждения, определяемых в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых образовательных программ). ДОУ с момента государственной аккредитации приобретает также право на включение в схему централизованного государственного финансирования в соответствии с установленным видом и право на финансирование в соответствии с установленными видом и категорией.
Анализ актуальных нормативных актов, регулирующих деятельность дошкольной образовательной организации: «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования», СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях». Краткая характеристика Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации».
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования. Образовательная деятельность по программе осуществляется организациями, осуществляющими образовательную деятельность. Положения стандарта могут использоваться родителями (законными представителями) при получении детьми дошкольного образования в форме семейного образования. Содержание программы обеспечивает разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое. Новая программа дошкольного образования состоит из 2-х частей: обязательной части (80%) – это комплексные и парциальные образовательные программы и части, формируемой участниками образовательного процесса (20%) – это опыт работы ДОУ, дополнительное образование. Появление новых СанПиН было обусловлено необходимостью внесения коррективов и изменений в СанПиН 2.4.1.2660-10. С одной стороны, устранена рассогласованность СанПиН 2.4.1.2660-10 с иными действующими законодательными актами в сфере дошкольного образования. С другой стороны, в СанПиН 2.4.1.2660-10 внесены изменения, которые носят принципиальный характер и меняют смысл требований. Это связано с острой нехваткой мест в дошкольных образовательных учреждениях (далее – ДОУ) практически во всех регионах нашей страны. Новые санитарные правила избавлены от противоречий с такими законодательными документами, как ФГТ и Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников, утв. приказом Минобрнауки России от 28.12.2010 № 2106. Вместе с тем столь разноплановый документ, каким являются новые санитарные правила, не лишен и определенных недостатков.
- 1. Система дошкольного образования в Российской Федерации: состояние и перспективы развития.
- 1. Составление информационной справки:
- 1. Проанализируйте систему дошкольного образования в Российской Федерации. Покажите взаимосвязь и взаимообусловленность её основных компонентов
- 2. Обозначьте направления развития системы дошкольного образования на современном этапе
- 3. Спрогнозируйте развитие системы дошкольного образования в нашем городе на ближайшее десятилетие
- 2. Государственное регулирование системы дошкольного образования в Российской Федерации.
- 1. Какова компетенция органов управления образованием на различных уровнях?
- 2. Проанализируйте основные нормативные документы, регламентирующие деятельность доу
- 1. Каковы механизмы организации лицензирования и государственной аккредитации доу? Определите назначение данных процедур и трудности их организации (2 вопрос)
- 3. Обеспечение качества дошкольного образования в Российской Федерации.Литература: Крулехт м.В., Тельнюк и.В. Экспертные оценки в образовании
- 4. Управление дошкольной образовательной организацией: теория и практика.
- 5. Проектирование образовательной программы дошкольного образовательного учреждения: нормативно-правовой и методический аспект.
- 1. Проанализируйте образовательные программы для детей дошкольного возраста (2-3 на выбор студента). Обозначьте критерии для выбора образовательных программ в доу (5 вопрос)
- 5. Проектирование образовательной программы дошкольного образовательного учреждения: нормативно-правовой и методический аспект
- 6. Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи: состояние, проблемы и перспективы развития.
- Формы работы с родителями
- 7. Организация работы коллегиальных органов управления в дошкольной образовательной организации.
- 1. Обозначьте назначение и функции Совета педагогов доу. Каким образом организуется подготовка заседаний Совета педагогов доу? (вопрос 7)
- 7. Организация работы коллегиальных органов управления дошкольного образовательного учреждения.
- 8. Организация методической деятельности в дошкольной образовательной организации.
- Содержание методической работы старшего воспитателя
- 1.Феномен детства в дошкольной педагогике.
- 2. Педагогический процесс в детском саду.
- 3.Социально-личностное воспитание детей дошкольного возраста.
- 4 Организация обучения детей дошкольного возраста.
- 5.Организация творческих игр дошкольников в детском саду.
- 8. Подготовка ребенка к школьному обучению в детском саду.
- 6. Условия формирования готовности к школьному обучению (т. И. Бабаева).
- 9. Экспериментирование как познавательно-исследовательская деятельность дошкольников и метод экологического образования.
- 11. Развитие изобразительного творчества детей в детском саду.
- 12. Логико-математическое развитие детей в детском саду.