6.3. Деятельность воспитателя в работе с родителями.
Педагог должен вести систематическую работу по повышению уровня знаний, умений и навыков в области сотрудничества с семьей. Взаимодействие детского сада и семьи должно пронизывать всю воспитательно-образовательную работу в детском саду. Необходимо педагог использовал различные формы работы, уделяя внимание совершенствованию практических воспитательных навыков родителей (беседы и другая работа должны подтверждаться практическими наблюдениями, совместной деятельностью детей и родителей и т.п.). Родители за то время, пока ребенок посещает детский сад, должны усвоить максимум знаний и умений, чтобы в каждой возрастной группе были затронуты самые актуальные вопросы воспитания детей раннего возраста, уделялось больше внимания вопросам социализации. Например, во второй группе детей раннего возраста много внимания необходимо уделять роли семьи в адаптации к дошкольному учреждению, в средней группе - роли в формировании познавательных интересов, трудолюбия у детей, в старших группах - обучению детей, воспитанию у них чувства ответственности за выполнение обязанностей, подготовке детей к школе и т.п. Особое значение должно придаваться изучению условий воспитания детей в семье. Помимо вышеуказанных методов анкетирования и тестирования существует масса других способов изучения семьи, как групповых, так и индивидуальных. Самым распространенным является посещение семей воспитателем. Видя ребенка в семейной среде, воспитатель более глубоко познает его интересы, которые часто отличаются от интересов в детском саду, имеет возможность ближе подойти к самому ребенку. Он может выявить положительные приемы воспитания, которые рекомендует другим родителям, а также использует в индивидуальном подходе к ребенку в детском саду. Каждую семью необходимо посещать не реже одного раза в год, особое внимание, уделяя неблагополучным семьям. Для выявления затруднений родителей в воспитании детей в различных возрастных группах, а также их интересов и предложений по улучшению работы детского сада можно проводить опросы следующего плана: 1. Что Вас радует в поведении Вашего ребенка? 2. С какими трудностями Вы сталкиваетесь при воспитании ребенка? 3. Что, по Вашему мнению, обуславливает отклонение (если таковое есть) в поведении ребенка? 4. Какие темы Вы хотели бы обсудить (или услышать рекомендации) на родительских собраниях? 5. Каковы Ваши пожелания по улучшению работы детского сада? Обобщение ответов помогает составить общее представление о том, как они понимают задачи воспитания, знают ли своего ребенка, умеют ли анализировать причины отклонений в его поведении и корректировать их. Также такие небольшие вопросники помогают активизировать и направлять работу педагогов, так как в них содержатся не только ответы на поставленные вопросы, но и пожелания родителей относительно вопросов организации воспитательной работы в детском саду. Эффективность работы с родителями во многом зависит и от психологического настроя, который возникает в процессе повседневных контактов между педагогами и родителями. Этот настрой определяется индивидуальным подходом воспитателей к самим родителям, тем, как они учитывают особенности личности родителей и затруднения семейного воспитания.
В целях облегчения работы воспитателя при подготовке к мероприятиям по педагогическому просвещению родителей особое внимание нужно уделять систематизации и разработке различных рекомендаций.
Тематический материал можно условно разделить на четыре группы:
1. Содержание семейного воспитания и вопросы повышения педагогической культуры родителей в детском саду.
2. Практические рекомендации воспитателям относительно содержания, форм и методов работы детского сада с родителями: а) изучение семей; б) педагогические беседы и тематические консультации; в) родительские собрания; г) изучение, обобщение и распространение опыта семейного воспитания; д) индивидуальная работа с неблагополучными семьями и детьми из этих семей; е) рекомендуемая тематика мероприятий для родителей детей разных возрастных групп, практические рекомендации и вопросы для анализа определенной формы работы воспитателей с родителями.
3. Повышение педагогических умений воспитателей: а) планирование работы с родителями; б) педагогическое самообразование педагогов; в) педагогический опыт; г) консультации и семинары с воспитателями.
Вопросы педагогической культуры родителей необходимо рассматривать в тесной связи с повышением квалификации воспитателей, потому что отношение педагога к детям, к их родителям, уровень его педагогического мастерства определяют уровень воспитанности ребенка и отношение родителей к выдвигаемым детским садом требованиям.
- I. Паспорт программы
- II. Пояснительная записка.
- III. Аналитическая записка.
- IV. Основные направления взаимодействия с семьей.
- V. Основные принципы организации работы с родителями.
- VI. Основа реализации программы.
- 6.1. Организация взаимодействия семьи и доу.
- 6.2. Дифференцированный подход к работе с родителями.
- 6.3. Деятельность воспитателя в работе с родителями.
- 6.4. Формы и методы
- VII. Мониторинг оценки результатов включает следующие критерии:
- VIII. Реализация программы.
- План работы с родителями на второй учебный год.
- Мероприятия по реализации программы