9.4.2. Структура центра
Структура центра представлена двумя подразделениями: 1. Специальная (коррекционная) школа-интернате индивидуальным обучением и ранней профориентацией (многовариантные образовательные и коррекционные программы).
2. Реабилитационный центр социальной и профессионально-трудовой подготовки.
Специальная (коррекционная) школа-интернат.
Основные задачи школы-интерната:
□ осуществление индивидуального обучения: многовариантные образовательные программы в зависимости от степени интеллектуального дефекта (коррекционно-развивающие, компенсирующие, абилитационные);
□ разработка и реализация адекватных форм и методов психолого-педагогической коррекции;
□ углубленная психолого-педагогическая диагностика учащихся;
□ разработка и осуществление дифференцированных форм социально-педагогической реабилитации во внеучебное время (развитие творческих трудовых интересов учащихся с учетом их возможностей).
Возрастной диапазон приступающих к школьному обучению умеренно и тяжело умственно отсталых детей практически довольно широк. Это дети 7— 8 лет и старше — вплоть до 10—12 лет. Основная масса детей — в возрасте 8— 10 лет. Время начала обучения часто на практике определяется не возрастом, а степенью выраженности дефекта. Чем сильнее выражен дефект, тем обычно позже начинают обучать ребенка, хотя такой подход, разумеется, нельзя считать правильным. Обучение ребенка с нарушением интеллекта, как и любого ребенка с отклонениями в развитии, должно начинаться как можно раньше, но по своему содержанию и методам должно соответствовать его индивидуальным возможностям.
Профиль классов и количество параллелей планируется исходя из реальных потребностей. Наполняемость классов — не более 5—6 человек.
В школе-интернате создается комплекс социально-трудовой реабилитации, он имеет:
□ социально оборудованные классы по видам обучения; П мастерские (столярные, слесарные и др.).
Задачами комплекса являются:
П диагностика возможностей детей с целью адаптации к тому или иному виду трудовой деятельности;
□ поиск и разработка методов адекватного психолого-педагогического воздействия на учащихся, отстающих в психическом развитии и испытывающих дефицит трудовых навыков и умений;
О формирование общей грамотности, развитие навыков и умений — прежде всего, бытового характера.
Комплекс состоит из 2 групп:
1) групп социально-бытовой ориентации (подготовительные группы для детей 6—9 лет, наполняемость каждой группы — 5—8 человек). Основная задача этих групп — подготовка к школе и развитие основных бытовых и гигиенических навыков;
2) групп школьников, осваивающих основные образовательные трудовые навыки согласно комплексной экспериментальной программе реабилитации детей с нарушением интеллекта.
В школе-интернате функционирует лечебно-профилактический комплекс, который предназначен для осуществления диагностических, коррекционных, лечебных и оздоровительных мероприятий в процессе обучения и воспитания. Он состоит из психокоррекционного и лечебно-оздоровительного отделов.
В психокоррекционном отделе проводится психологическая и клиническая диагностика особенностей развития ребенка. Здесь же дети могут получить различную психотерапевтическую помощь — индивидуальную и групповую, проводятся занятия по профилактике и коррекции нарушений поведения. При необходимости дети получают поддерживающую медикаментозную терапию.
Лечебно-оздоровительный отдел осуществляет профилактические оздоровительные мероприятия, включающие диетическое питание, фитотерапию, лечебную физкультуру и массаж.
Реабилитационный центр социальной и профессионально-трудовой подготовки лиц с нарушением интеллекта.
Реабилитационный центр создается для умственно отсталых лиц с 13 до 40 лет, так как для подросткового возраста необходима дальнейшая социальная адаптация и профессионально-трудовая подготовка по специальным программам.
Центр дает возможность выбрать профессию с учетом наклонностей, интересов и психических возможностей подростков с опорой на уровень знаний, умений и навыков, полученных ранее в процессе школьного обучения.
Реабилитационный центр предусматривает подготовку по следующим специальностям: швея-мотористка; штукатур-маляр; слесарь-сантехник; столяр-плотник; санитарка-уборщица; подсобный работник сельскохозяйственного труда (садовник, огородник, кроликовод); слесарь-сборщик; грузчик; дворник; кухонный рабочий; прачка; посудомойка; рабочий-картонажник и другие.
Широкий спектр специальностей позволит решить проблему трудоустройства таких людей, а также помочь городу в обеспечении работниками «непрестижных» профессий.
Жизнь в условиях реабилитационного центра позволит решать задачи интеграции лиц с тяжелым нарушением интеллекта в общество и предупреждать возможность асоциальных проявлений.
Реабилитационная работа в центре состоит из 2 этапов.
I этап — пропедевтический, он ориентирован на воспитанников с 13 до 16 лет. На этом этапе проводится школьное обучение с профориентацией, с акцентом на трудовое обучение.
II этап — основной, ориентирован на лиц с 16 до 40 лет. Осуществляется реабилитационная работа по направлениям актуализации социального опыта, профориентации, совершенствованию трудовых профессиональных навыков, рациональному трудоустройству.
Задачи Реабилитационного центра
1. Разработка перспективных форм ориентации учебно-воспитательного комплексного адаптационного процесса.
2. Определение структуры и методик работы психолого-педагогической и медико-оздоровительной служб, обеспечивающих индивидуальное сопровождение воспитанников в процессе коррекционной работы.
3. Внедрение учебных программ, направленных на развитие у воспитанников устойчивых трудовых и социально-бытовых навыков.
4. Осуществление профессиональной ориентации.
5. Оказание лечебно-профилактической помощи.
6. Организация рационального трудоустройства лиц, окончивших обучение.
7. Создание технических, методических и социально-бытовых условий для успешного осуществления адаптационных процессов, включая профессионально-трудовое воспитание и обучение, интеграцию воспитанников в общество.
8. Отработка принципов подготовки и подбора персонала, осуществляющего работу с данным контингентом.
Функции Реабилитационного центра
1. Прием лиц с проблемами умственного развития и организация условий для их адаптации к новой обстановке.
2. Организация рационального питания проживающих с учетом состояния здоровья.
3. Общеобразовательное, трудовое и профессиональное обучение в соответствии со специальными программами.
4. Трудовое устройство лиц, прошедших обучение, при наличии трудовой рекомендации ВТЭК:
1) на промышленные предприятия;
2) на предприятия жилищно-коммунального и бытового обслуживания;
3) на штатные должности в учреждения социального обеспечения;
4) в учреждения здравоохранения и др.
5. Организация совместно с лечебно-профилактическими учреждениями:
1) диспансеризации;
2) лечения;
3) консультативной помощи.
6. Проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
7. Организация культурно-массовой работы.
8. Проведение оздоровительной и спортивной работы совместно с физкультурно-оздоровительными учреждениями.
Условия приема, содержания и выписки из Реабилитационного центра В Реабилитационный центр принимаются лица с умственной отсталостью в возрасте от 13 до 40 лет, способные к обучению элементарным навыкам.
319
Все лица, имеющие показания к пребыванию в Реабилитационном центре, принимаются независимо от наличия родственников, обязанных по закону их содержать.
Противопоказаниями к приему в Реабилитационный центр являются:
□ умственная отсталость, сочетающаяся с выраженными психопатологическими расстройствами и психопатоподобным поведением;
П умственная отсталость с частыми пароксизмальными проявлениями;
□ умственная отсталость, осложненная хроническим алкоголизмом и наркоманией;
П умственная отсталость, сочетающаяся с тяжелыми соматическими заболеваниями.
Формированием контингента Реабилитационного центра занимается отборочная комиссия, в состав которой входят: директор (председатель), заместитель директора по медицинской части, заместители по учебно-воспитательной и учебно-производственной работе, врачи-психиатры (зав. отделениями), специальный педагог, психолог, а также представитель городского Комитета социальной защиты.
При выявлении в процессе пребывания в Реабилитационном центре у инвалида состояния, являющегося противопоказанием для пребывания в Центре, он по заключению отборочной комиссии выводится изданного учреждения.
На каждого поступающего в Реабилитационный центр заводятся:
1) личное дело, в котором хранятся: путевка, направление, заявление инвалида, пенсионное удостоверение, трудовая книжка, а для лиц, поступающих на постоянное пребывание:
2) паспорт;
3) история болезни, к которой приобщаются: медицинская карта, заключение отборочной комиссии Реабилитационного центра, справка ВТЭК, а также все медицинские документы, оформленные во время пребывания инвалида в Реабилитационном центре;
4) карта социально-трудового прогноза, в котором отражается динамика овладения профессионально-трудовыми и социально-бытовыми навыками, формулируется заключение о возможностях использования полученных знаний и умений в народном хозяйстве, а также об интересах и склонностях инвалида в предстоящей трудовой деятельности и самостоятельной жизни.
Лицам, находящимся в Реабилитационном центре на постоянном пребывании, ежемесячно выплачивается 10% назначенной пенсии или пособия.
В случае болезни и лечения в домашних условиях лицам, находящимся на пятидневном или дневном пребывании, пенсия выплачивается в полном объеме за все дни болезни на основании медицинских документов и справки, выданной в Реабилитационном центре.
Обеспечиваемым, привлекаемым к работе в лечебно-производственных мастерских, спеццехах, выплачивается 75% стоимости выполненных работ, с зачислением остальных 25% на счет специальных средств. Эти средства расходуются на дополнительное культурно-бытовое обслуживание и питание всех обеспечиваемых.
Лицам, плохо разбирающимся в денежных знаках, выдача денег производится в присутствии инструктора по труду, который проверяет правильность выплаченной суммы и расписывается за неграмотных.
Администрацией Центра, педагогическими и медицинскими работниками организуется контроль за правильным и целесообразным расходованием заработанных средств теми лицами, которые в силу особенностей заболевания не могут рационально расходовать заработанные деньги.
Лица, находящиеся на постоянном проживании в центре, закончившие обучение и получившие профессиональную подготовку, в зависимости от уровня социально-бытовой приспособленности могут быть выписаны к родственникам, опекунам по их заявлению.
Не имеющим родственников предоставляется жилплощадь. Они могут переводиться в другие дома-интернаты с соответствующими рекомендациями.
Администрация осуществляет опеку над лицами, проживающими в Центре и трудоустроенными на промышленные предприятия, учреждения; контролирует условия их труда и оплаты, а также осуществляет помощь в решении жи-лищно-бытовых и правовых проблем умственно отсталым лицам, прошедшим обучение в центре, проживающим по месту жительства родственников (опекунов) и трудоустроенным.
При выбытии из Реабилитационного центра инвалиду выдается закрепленная за ним одежда и белье по сезону, все личные вещи и ценности, хранящиеся в центре, а также следующие документы:
1) справка с указанием срока пребывания в Реабилитационном центре;
2) свидетельство об окончании курса обучения с указанием условий и характера труда;
3) справка ВТЭК о группе инвалидности;
4) паспорт;
5) трудовая книжка;
6) пенсионное удостоверение.
9.4.3. Организация образовательного
и профессионально-трудового обучения
Образовательное и профессионально-трудовое обучение, воспитательная работа должны быть направлены на обучение лиц с умственной отсталостью элементарным профессиям, а также на формирование у них навыков социального поведения, необходимых для самостоятельного проживания в обществе, знаний об окружающем их мире.
Перед началом обучения приемная комиссия на основании медицинского, психологического и педагогического обследования, а также с учетом интересов, склонностей и умений инвалида определяет ему тот или иной вид трудового обучения.
Производственная практика обучающихся организуется в учебно-производственных мастерских Реабилитационного центра, в учреждениях и предприятиях системы социального обеспечения, здравоохранения, жилищно-коммунального и бытового обслуживания, а также на промышленных предприятиях.
Лицам, не усваивающим программу обучения в Реабилитационном центре, по решению квалификационной комиссии может быть рекомендовано обучение другой профессии или перевод в психоневрологический интернат.
За месяц до окончания учебного года проводятся контрольные занятия для определения степени усвоения профессиональных, трудовых и социально-бытовых навыков.
После прохождения контрольных занятий каждый обучающийся аттестуется квалификационной комиссией, заключение комиссии оформляется протоколом.
В случае низкой профессиональной и трудовой подготовки допускается возможность продления курса обучения или его повторного прохождения.
Заключение о приобретении обучающимся профессии с выдачей удостоверения дается квалификационной комиссией.
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6
- Глава 7
- Глава 8
- Глава 9
- Глава 10
- Глава 1
- Глава 2
- 2.1. Исторический экскурс в учение об умственной отсталости
- 2.2. Причины умственной отсталости
- 2.3. Патогенез умственной отсталости
- 2.4. Систематика умственной отсталости
- 2.5. Симптомы умственной отсталости
- 2.5.1. Легкая умственная отсталость
- 2.5.2. Умеренная умственная отсталость
- 2.5.3. Тяжелая умственная отсталость
- 2.5.4. Глубокая умственная отсталость
- 2.6. Ранняя диагностика умственной отсталости
- 2.7. Динамика умственной отсталости
- 2.8. Поздняя абилитация умственной отсталости
- Глава 3
- 3.1. Формирование представлений об «умственной отсталости» в психолого-педагогических исследованиях
- 3.2. Диагностика сенсорно-перцептивных функций у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
- 3.3. Диагностика социального развития детей и подростков с тяжелой и глубокой умственной отсталостью
- 3.3.1. Возрастная группа с 7 до и лет
- 3.3.2. Возрастная группа с 12 до 18 лет
- 3.4. Оценка родителями сформированности социально-бытовых навыков и эмоционально-поведенческих реакций у взрослых детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
- 3.5. Диагностика социально-бытовых навыков у молодых людей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
- 3.5.1. Развитие социально-бытовых навыков в условиях дома
- 3.5.2. Развитие социально-бытовых навыков вне дома
- 3.5.3. Развитие учебных навыков и навыков трудовой деятельности
- 3.6. Диагностика эмоционального состояния у молодых людей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
- 3.7. Диагностика речевого развития молодых людей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
- Глава 4
- 4.1. Значение общения в психическом развитии ребенка
- 4.2. Вербальные и невербальные средства общения
- 4.3. Особенности формирования коммуникативных навыков у лиц с умственной отсталостью
- 4.4. Развитие коммуникативных навыков у молодых людей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в процессе обучения
- 4.5. Рекомендации по формированию вербального общения у умственно отсталых детей
- 4.5.1. Развитие способности познавать себя
- 4.5.2. Развитие умения заботиться о себе
- 4.5.3. Развитие способности ориентироваться в окружающем мире и воспринимать его адекватно
- 4.5.4. Развитие способности ориентироваться в социальных отношениях и умения включаться в них
- 4.5.5. Развитие умения концентрировать внимание и реагировать на обращения окружающих
- 4.5.6. Развитие умения воспринимать речь
- 4.5.7. Развитие умения подражать
- 4.5.8. Развитие умения соблюдать очередность в разговоре
- 4.6. Рекомендации по формированию невербального общения у умственно отсталых детей
- 4.6.1. Система жестов как средство невербального общения
- 4.6.2. Система символов (пиктограмм) как средство невербального общения
- Глава 5
- 5.1. Развитие половой идентичности и полоролевого поведения в онтогенезе ребенка
- 5.2. Особенности психосексуального развития детей и подростков с умственной отсталостью
- 5.3. Концепции полоролевой идентичности и половых ролей
- 5.4. Исследование полоролевой идентификации подростков с умственной отсталостью
- 5.4.1. Результаты рисуночного теста
- 5.4.2. Результаты теста «Возраст. Пол. Роль» (впр)
- 5.5. Исследование полоролевого поведения подростков с умственной отсталостью
- 5.6. Исследование сексуального поведения девочек с умеренной умственной отсталостью
- 5.7. Рекомендации по половому воспитанию детей и подростков с умственной отсталостью
- Глава 6
- 6.1. Стили и типы родительского воспитания
- 6.2. Рождение ребенка с нарушением психического развития как фактор, влияющий на жизнедеятельность семьи
- 6.3. Своеобразие взаимоотношений родителей и детей с нарушением в развитии
- 6.4. Социально-психологическая характеристика семей, воспитывающих детей с умственной отсталостью
- 6.5. Исследование межличностных отношений в семьях, имеющих детей с умственной отсталостью
- 6.6. Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности ребенка с умственной отсталостью
- 6.7. Особенности взаимоотношений в семьях, имеющих взрослых детей с умственной отсталостью
- Глава 7
- 7.1. Роль матери в семье умственно отсталого ребенка
- 7.2. Социальная адаптация матери, воспитывающей ребенка с умственной отсталостью
- 7.3. Исследование личностных качеств матерей методом наблюдения
- 7.4. Исследование личностных качеств матерей методом беседы
- 7.5. Исследование личностных качеств матерей биографическим методом
- 7.6. Исследование уровня тревожности и ее причин у матерей, воспитывающих детей с умственной отсталостью
- 7.7. Исследование уровня эмоциональной напряженности матерей, воспитывающих детей с умственной отсталостью
- 7.8. Исследование внутреннего мира матерей, воспитывающих детей с умственной отсталостью
- Глава 8
- 8.1. Интеграция, ее взаимосвязь с социализацией и самореализацией личности
- 8.2. История становления социальной интеграции умственно отсталых людей в россии
- 8.3. Изменение нормативно-правовой базы в отношении инвалидов с умственной отсталостью
- 8.4. Отношение общества к лицам с нарушением интеллекта
- 8.4.1. Информированность общества об инвалидах с психическими нарушениями
- 8.4.2. Отношение разных категорий населения к инвалидам с психическими нарушениями
- Глава 9
- 9.1. Реабилитационные службы помощи умственно отсталым людям
- 9.2. Центры дневного пребывания
- 9.2.1. Центр дневного пребывания при специальной (коррекционной) школе
- 9.2.2. Исследование реабилитации умственно отсталых лиц в условиях центра дневного пребывания
- 9.2.3. Центр дневного пребывания в системе социальной защиты
- 9.3. Социальные гостиницы
- 9.4. Социально-реабилитационный центр как модель поддерживаемого проживания интернатного типа
- 9.4.1. Содержание учебно-воспитательной работы в центре
- 9.4.2. Структура центра
- 9.5. Рекомендации по психолого-педагогической реабилитации детей с умственной отсталостью и их родителей в системе поддерживаемого проживания
- 9.5.1. Реабилитационная работа с родителями
- 9.5.2. Организация общения и совместной деятельности родителей с детьми
- 9.5.3. Реабилитационная работа с детьми-инвалидами
- Глава 10
- 10.1. Принципы и формы реабилитации в кемпхильских общинах
- 10.2. Исторический аспект идей общинного проживания в россии
- 10.3. Структура центра социально-психологической реабилитации «деревня светлана»
- 10.4. Ритм жизни в центре «деревня светлана»
- 10.5. Индивидуальные особенности социально-психологической реабилитации молодых людей с нарушением интеллекта, проживающих в центре «деревня светлана»
- 1.2. Методика «Социограмма». Педагогический анализ социального развития людей с множественными нарушениями (форма pac-s/p). На основе третьего издания по X. С. Гюнцбургу
- 1.3. Опросник для родителей:
- 1.5. Анкета для определения эмоционально-поведенческих особенностей
- 1.8. Психологическая автобиография
- 1.9. Методика «Шкала самооценки» (по ч. Д. Спилбергеру, ю. Л. Ханину)
- 1.10. Методика «Семантический дифференциал»
- 1.11. Методика «Незаконченные предложения»
- 1.12. Методика исследования самоотношения (по с. Р. Пантелееву)
- 1.13. Методика «Самоактуализация» (по а. Маслоу)
- 1.14. Анкета 1. «Информированность об инвалидах с психическими нарушениями»
- 2.1. Положение
- 2.2. Положение
- 2.3. Положение
- 1. Здоровье
- 3. Отношения с близкими людьми
- 4. Безопасность
- 5. Включенность в общество (социальная роль и готовность к ее выполнению в общении и взаимодействии с разными группами людей)
- 6. Эмоциональное здоровье