logo search
инфо по ЗПР

20. Особенности становления и смены форм общения ребенка с зпр..

У детей с ЗПР достаточно высока потребность в общении. Но из-за отставания в развитии эмоционально-волевой сферы, контакты со сверстниками характеризуются поверхностью, неустойчивостью эмоций, с одной стороны, и эмоциональной на¬пряженностью, с другой. При этом наблюдаются два варианта на¬правленности контактов: 1) ребенок отчуждается от сверстников, либо исполняет роль ведомого, проявляет излишнюю покорность, 2) ребенок навязчиво вступает в контакт, переходит на агрессию. Из-за недостатков интеллектуального развития он многое не вос¬принимает, не понимает и не усваивает в общении со сверстниками. Поэтому личность развивается ущербно: не формируются познава¬тельные мотивы, мотивы достижения, самооценка оказывается не¬адекватной.

Медленнее происходит смена основных форм общения (по М. И. Лисиной). Так, большинство шестилетних детей с ЗПР демон¬стрируют ситуативно-деловой уровень общения с взрослыми, в то время как здоровые сверстники выходят за рамки ситуации и обща¬ются личностно (внеситуативно-личностная форма общения) (Е.Е.Дмитриева, 1988). Воспитанников диагностико-коррекционных групп отличает низкий уровень личностных контактов, слабое жела¬ние познать правила поведения и характер реальных людей и вы¬мышленных персонажей. Дети затрудняются в оценке нравственно-этических норм поведения. Слабо выражено стремление к взаимо¬пониманию и сопереживанию с взрослым.

Незрелость личностной сферы накладывает свой отпечаток на сюжетно-ролевую игру. Исследования Е. С. Слепович (1985), Л. В. Кузнецовой (1986) показали, что все компоненты ролевой игры оказываются у детей возраста подготовительной группы несформированными: сюжет игры не выходит за пределы бытовой темы; со¬держание игр, отношения (игровые и реальные), способы общения и действия, роли бедны, кратковременны. Диапазон нравственных норм и правил общения, отражаемый детьми в играх, очень невелик, беден по содержанию, что обязательно будет сказываться на трудностях в школе.

Однако, специалисты, изучающие нравственное развитие де¬тей с ЗПР отмечают, что эти особенности не являются специфиче¬скими и вытекающими из интеллектуальной недостаточности детей. Они носят социальный характер. Это служит подтверждением вы¬сказанной Л, С. Выготским мысли о том, что «решает судьбу лично¬сти ... не дефект сам по себе, а его социальные последствия, его социально-психическая реализация» (Выготский Л. С. Собр. соч. -М., 1983. Т. 5. С. 14.)