1.Феномен детства в дошкольной педагогике.
Самоценность и уникальность дошкольного детства. Понятие «субкультура дошкольного детства», ее особенности. Исследование проблемы дошкольного детства в поликультурном пространстве России: детский сад, сверстники, семья, страна глазами детей дошкольного возраста.
Дошкольный возраст как начальный период становления личности. Периодизация социально-личностного развития ребенка.
Теория амплификации детского развития. Обогащение развития ребенка в процессе специфически детских дошкольных видов деятельности: развитие наглядно-образного мышления, творческого воображения, социальных чувств. Обогащение видов детской деятельности: разные виды игровой, познавательной, художественной деятельности в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения.
Концепция развития ребенка как субъекта детских видов деятельности поведения. Активность как основополагающая характеристика позиции субъекта деятельности. Эмоционально-деятельностные и эмоционально-субъектные проявления ребенка в деятельности.
Самоценность и уникальность дошкольного детства.
Самоценность дошкольного детства заключается в уникальности данного возрастного периода, когда формируются базис личностной культуры, первые представления (о мире, культуре, социуме, природе, самом себе), способы познания (экспериментирование, игра, двигательная активность, рефлексия), опыт взаимодействия с природным и социальным окружением (личностный, социальный, деятельностный). В дальнейшем они будут развиваться, углубляться, уточняться, но самое важное свершается в начале жизненного пути.
Современный дошкольник постоянно находится в разнообразных потоках информации, стремится экспериментальным путём проверить то, что узнаёт из телевизионных передач, мультфильмов, книг. Он учится использовать компьютер, мобильный телефон, планшет и другие технические устройства, готов к освоению новых способов познания и преобразования мира. Стремительно меняющиеся технологии, продукты и изделия, лавинообразный рост информации – это тот мир, который для ребёнка знаком и понятен. Информатизация общества вызывает необходимость учёта факта трансформации сознания, т.е. того, как современные дети осмысливают проблемы, каким образом получают, используют, обобщают информацию и как относятся к ней. В этой новой реальности у них может стихийно сформироваться мозаичная, бессистемная, бессвязная картина мира, в которой все знания существуют изолированно, а образы в сознании сменяются как картинки в калейдоскопе, поэтому ему всё сложнее долго удерживать внимание на какой-либо одной задаче. Ребёнок постоянно ищет новые источники информации и новые ощущения. Перевес в сторону цифровых технологий и развлечений может привести к нарушению гармонии его внутреннего мира и ценностной дезориентации. Сокращается время на игру, являющуюся ведущим видом деятельности дошкольников и условием эффективности их социализации.
Именно поэтому внимание учёных, педагогов, родителей и чиновников Министерства образования и науки РФ обращается на сохранение субкультуры детства, создание условий для становления целостной картины мира в единстве и взаимосвязи представлений о природе, социуме, предметах, искусстве, а также для приобретения опыта толерантных взаимоотношений, ценностного отношения к действительности и самому себе, соблюдения правил и норм поведения. Формирование общей культуры ребёнка, становление его индивидуальной траектории познания окружающего мира происходит в процессе развития физической, мотивационно-потребностной, духовно-нравственной, эстетической сфер, сохранения и укрепления здоровья детей, формирования у них чувства принадлежности к роду, семье, поколению, стране.
Понятие «субкультура дошкольного детства», ее особенности.
Субкультура - это культурный мир, который существует внутри культуры общества.
Детская субкультура - это система бытующая в детской среде (представление о мире, о ценностях, которая складывается внутри детского общества и существует автономно).
Содержанием субкультуры является - детская лексика, представление о времени, стереотипы поведения, игры, детский фольклор, детский юмор, детские мифы, религиозные предположения, детские эстетические предположения.
Проявления субкультуры передаются из поколения в поколения.
Детская субкультура даёт оценку мира детьми, помогает войти в культуру взрослых. Часто проявления детской субкультуры не безобидны.
Исследование проблемы дошкольного детства в поликультурном пространстве России: детский сад, сверстники, семья, страна глазами детей дошкольного возраста.
Определенно. что типичные ценностные ориентации современных детей старшего дошкольного возраста (ст. д. в) связаны с миром взрослых. Дети 5-7 лет чувствуют себя уверенно в жизни, стремятся к самостоятельности, свободе, инициативности, чувствуют ответственность и за себя, и за других, более младших по возрасту детей., В этом возрасте, наиболее значимым для детей становится наличие собственного мнения, собственной оценки, которую они стремятся выразить доступными средствами. К предпочитаемым видам детской деятельности дети по - прежнему относят игру, затем худ. виды деятельности (изобразительная, музыкальная).
Дети 5-7 лет хорошо ориентируются в социальных категориях, в целом направлены на человеческие качества: доброта, зло, забота, внимание, защита, дружба.Дети оценивают сверстника по личным качествам и свойствам и по достижениям в деятельности. Представления о человеке, о том, кто он есть - один из самых сложных моментов для современных детей.
Хочет ли современный ребёнок общаться со взрослыми и сверстниками?
Современный ребёнок стремится к установлению разнообразных содержательных связей с миром взрослых и обществом сверстников. Дети преимущественно ориентированы на созидательность, гуманистические и доброжелательные отношения с окружающими людьми. Проявление негативных, деструктивных черт в поведении окружающих негативно оцениваются всеми детьми.
Современный ребёнок старшего возраста проявляет интерес к взрослым, родителям, педагогам. Если ребёнок ограничен в общении со взрослыми в семье, в детском саду- это является причиной острых переживаний ребёнка.
Отношения современного дошкольника со сверстниками регулируются комплексом личных. деловых, познавательных мотивов, имеющих разную индивидуальную выраженность у детей. Дети оценивают сверстников по его эмоционально-личностным проявлениям и качествам (дружелюбие, доброта, щедрость, приветливость и др.) и его достижениям в деятельности.
Совместные игры со сверстниками сохраняют свою традиционную привлекательность. Предпочтение детей и популярность в группе во многом зависят от их способности придумывать и организовывать совместную игру.
Любит ли ребёнок детский сад?
в целом дети любят ходить в детский сад, ходят туда с удовольствием. Своих воспитателей дети воспринимают положительно, стремятся понять и объяснить их настроение, замечают лучшее в них, идеализируют.
В детском саду для ребёнка много привлекательного. Самой значимой для детей в детском саду является возможность включаться в разные виды деятельности, наличие разнообразных игрушек и материалов. Следующим по значимости выступает возможность в общении со сверстниками. К сожалению , общение с воспитателями не являются значимым для детей. Этот факт заставляет предположить, что воспитателям пока ещё не удаётся оптимально для ребёнка построить свои отношения с ним.
Среди предпочитаемых видов деятельности дети выделяют - игру. В результате исследований была выявлена проблема - отсутствие достаточного времени в ПП для организации самостоятельных детских игр и удовлетворения игровых потребностей детей. Доминирующей причиной является - обучающие занятия. Игра используется только для решения образовательной задачи или регулирования поведения.
Так же в детском саду у детей вызывает интерес - развивающая среда. Однако в исследовании выявлен факт наличия существенных ограничений детей в использовании этих условий среды. Эти ограничения препятствуют активности детей, самостоятельности, за установленный порядок в группе.
Оценка детского сада глазами ребёнка в большей мере зависит от конкретных людей, там работающих, от их отношения к детям и к своим профессиональным обязанностям, от личностных и профессиональных качеств воспитателя.
Как чувствует себя ребёнок в семье?
У ребёнка выраженная потребность в том, чтобы у него были мама и папа, другие родственники, понимание того, что невозможно жить без них. В оценке своих родителей дети беспристрастны и искренни.
По результатам исследования, наибольшее удовольствие во взаимодействии с ребёнком родителям доставляют достижения его развития, изменения, происходящие с ним.Так же доставляют эмоции, чувства ребёнка, разнообразие его проявлений. для современных родителей оказалось легче материально обеспечит ребёнка, чем строить с ним партнёрские отношения.
Современные родители любят своего ребёнка, весьма заинтересованы в хороших результатах его образования, стремятся развивать его коммуникативные и когнитивные навыки. Родители хотят быть примером, авторитетом, для своих детей, но не знают, как быть интересными для них, как выстраивать партнёрские отношения..Задача современного детского сада - способствовать педагогическому образованию родителей, делая это содержательно, разнообразно,неформально.
В какой стране живёт современный дошкольник?
Дети знают свои города, в которых живут, знают свою страну. Они имеют разнообразные и глубокие представления о своём городе, знают его особенности и недостатки. О России у детей более скромные представления, хотя дети неплохо ориентируются в своей стране, знают, что она большая, что в ней живёт много людей, что есть президент, другие города, с другим климатом, морем, солнцем, есть люди других национальностей.Толерантность у старших дошкольников есть, но она не является осознанной. В целом отношение детей к своим городам можно охарактеризовать как типично созидательное, дети стремятся сделать свой город лучше, чище, красивее, удобнее и совершеннее.
Теория амплификации детского развития.
Амплификация - обозначает обогащение, расширение и углубление тех сторон развития, которые специфичны для дошкольного периода.
Стороны развития:
- Познавательная (наглядно - образное мышление, творческое воображение).
- Эмоциональная (социальные чувства ребёнка).
Дошкольное образование в первую очередь должно обеспечить расширение и углубление этих сторон развития.
Если у ребёнка недостаточно развито наглядно-образное мышление, у него возникают трудности в решении интеллектуальных задач. Если недостаточно развито социальные чувства (сочувствие, сопереживание) возникают трудности в социальной сфере.
А. В. Запорожец установил, что развитие познавательной и эмоциональной сферы эффективнее всего осуществляется ы детских видах деятельности, среди которых на первом месте находятся:
- игровые и продуктивные виды деятельности (сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, , лепка, рисование).
Максимальный эффект достигается тогда, когда деятельность является самостоятельной.
Обучение должно быть вторичным.
Концепция развития ребенка как субъекта детских видов деятельности поведения. Активность как основополагающая характеристика позиции субъекта деятельности. Эмоционально-деятельностные и эмоционально-субъектные проявления ребенка в деятельности.
(Крухлет, Логинова, Гогоберидзе и др. преподаватели кафедры).
Субъект - это источник активности, которая направлена на познание или преобразование мира.
Субъектность человека проявляется в наличии собственных личностных отношений к объекту, к предмету, к явлению. Личностное отношение может проявляться как оценка, как интерес. На основе оценки, интереса субъект проявляет инициативность, желание активно действовать( город красивый, хочу его нарисовать). Желание проявить активность переходит в деятельность.
Личностное отношение (оценка, интерес) ---- Инициатива ------ Деятельность
Ребёнок дошкольного возраста способен проявлять личностные отношения в разных видах деятельности и в общении. Ребёнок дошкольного возраста может быть инициатором в разных видах деятельности. Ребёнок дошкольного возраста может действовать самостоятельно. Ребёнок по своей природе деятельностный.
Все проявления ребёнка как субъекта можно разделить на 2 группы:
1. Эмоционально-деятельностное проявление (ЭДП) - выражается в интересах, предпочтениях, в наличии любимых видах деятельности, в наличии любимого содержания вида деятельности.Это называется избирательностью.
ЭДП - связаны со становлением детских отношений (я хочу помогать …)
2. Субъектно-деятельностное проявление (СДП) - связано к самой деятельности, самостоятельностью, творчеству, выборе содержания в деятельности.
Субъектные проявленияхарактерны для детей раннего возраста ( 2 месяца).
Начиная с 1 года ребёнок начинает проявлять себя как субъект предметно-монипулиативной деятельности.
Результатом субъектности становится активное познание предметов, их свойств, качеств и развитие самостоятельности с предметами (до 3-х лет).
Начиная с 3-х лет ребёнок становится субъектом игровой и продуктивной деятельности (рисование, лепка).
В результате ребёнок начинает ориентироваться на других людей, происходит социализация, среди близких взрослых и сверстников.
Начиная с 5 лет ребёнок становится субъектом разнообразных водов деятельности (игровая, трудовая, художественная и учебная).
Результатом субъектным проявлением становится творчество, самовыражение, так же установление взаимоотношений, самоутверждения среди сверстников.
Субъектные проявления возникают рано и продолжают развиваться за пределами дошкольного периода детства.
- 1. Система дошкольного образования в Российской Федерации: состояние и перспективы развития.
- 1. Составление информационной справки:
- 1. Проанализируйте систему дошкольного образования в Российской Федерации. Покажите взаимосвязь и взаимообусловленность её основных компонентов
- 2. Обозначьте направления развития системы дошкольного образования на современном этапе
- 3. Спрогнозируйте развитие системы дошкольного образования в нашем городе на ближайшее десятилетие
- 2. Государственное регулирование системы дошкольного образования в Российской Федерации.
- 1. Какова компетенция органов управления образованием на различных уровнях?
- 2. Проанализируйте основные нормативные документы, регламентирующие деятельность доу
- 1. Каковы механизмы организации лицензирования и государственной аккредитации доу? Определите назначение данных процедур и трудности их организации (2 вопрос)
- 3. Обеспечение качества дошкольного образования в Российской Федерации.Литература: Крулехт м.В., Тельнюк и.В. Экспертные оценки в образовании
- 4. Управление дошкольной образовательной организацией: теория и практика.
- 5. Проектирование образовательной программы дошкольного образовательного учреждения: нормативно-правовой и методический аспект.
- 1. Проанализируйте образовательные программы для детей дошкольного возраста (2-3 на выбор студента). Обозначьте критерии для выбора образовательных программ в доу (5 вопрос)
- 5. Проектирование образовательной программы дошкольного образовательного учреждения: нормативно-правовой и методический аспект
- 6. Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи: состояние, проблемы и перспективы развития.
- Формы работы с родителями
- 7. Организация работы коллегиальных органов управления в дошкольной образовательной организации.
- 1. Обозначьте назначение и функции Совета педагогов доу. Каким образом организуется подготовка заседаний Совета педагогов доу? (вопрос 7)
- 7. Организация работы коллегиальных органов управления дошкольного образовательного учреждения.
- 8. Организация методической деятельности в дошкольной образовательной организации.
- Содержание методической работы старшего воспитателя
- 1.Феномен детства в дошкольной педагогике.
- 2. Педагогический процесс в детском саду.
- 3.Социально-личностное воспитание детей дошкольного возраста.
- 4 Организация обучения детей дошкольного возраста.
- 5.Организация творческих игр дошкольников в детском саду.
- 8. Подготовка ребенка к школьному обучению в детском саду.
- 6. Условия формирования готовности к школьному обучению (т. И. Бабаева).
- 9. Экспериментирование как познавательно-исследовательская деятельность дошкольников и метод экологического образования.
- 11. Развитие изобразительного творчества детей в детском саду.
- 12. Логико-математическое развитие детей в детском саду.