logo search
госы 2 часть

23.Характеристика общения и деятельности (игра), их диагностика и коррекция у детей с нарушениями речи на этапе дошкольного детства.

В дошкольный период развития детской психики общение выступает как ведущий фактор, которым обусловлено накопление и усвоение новых знаний, умений и навыков, так как новообразования психики этого периода формируются в процессе деятельности, которая возникает и протекает в рамках схемы «ребенок-общение-взрослый».

Содержание и форма вербальной коммуникации определяется когнитивной деятельностью и социальными условиями. Недостаточность одного из этих компонентов приводит к искажению процесса коммуникации за счет смещения иерархии целей и возможности последовательно их осуществлять.

Смещение целей коммуникации приводит к тому, что ребенок, имеющий общее недоразвитие речи, игнорирует собеседника, так как ему важно не рассказать что-либо, а просто высказаться, не интересуясь, понятен ли его рассказ слушателю.

У детей с ОНР были выявлены следующие недостатки коммуникативной способности: употребление слов в неточном значении; использование в самостоятельной речи неадекватных грамматических форм; многочисленные повторения, возвращения к ранее сказанному; шаблонность, т.е. использование заученных формулировок; изобилие необоснованных пауз в речи; единичность случаев активной вербальной коммуникации; отсутствие широкого применения адекватных форм коммуникации, применение демонстративных и «силовых» действий; неспособность оценивать высказывания других детей; замена обращения к другим за помощью многократным повторением «безадресного» сообщения о своей потребности; специфика или трудности в употреблении невербальных средств общения – выразительных движений, мимики, жестов.

Кроме того, было замечено, что коммуникативные речевые нарушения носят нерегулярный характер, зависящий от условий протекания речевой деятельности и от внешней мотивации, задаваемой окружающими авторитетными взрослыми.

Дефект речевого развития детей оказывает существенное влияние на формирование и становление деятельности общения и речевой деятельности вообще. Специфика употребления детьми 6-7 лет с ОНР 3 уровня как языковых, так и невербальных средств общения, обусловлена недоразвитием языкового компонента.

Без специального обучения представления у дошкольников с нарушениями речи о невербальных средствах общения характеризуются слабой обобщенностью, фрагментарностью, обеднённостью, носят ситуативный характер.

Нарушение коммуникативной функции выражается в снижении потребности в общении как со взрослыми, так и со сверстниками, недостаточной сформированности форм коммуникации (диалога и монолога), особенностях поведения (отсутствие заинтересованности в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм). Указанные речевые и коммуникативные затруднения оказывают отрицательное влияние на усвоение и поддержание контактов со сверстниками во время игры, процесса общения в целом.

Развитие средств общения, уровень которых у детей с речевой патологией отличается от нормы, требует соблюдения следующих психолого-педагогических условий: определения сущности и выявления уровня использования средств общения детьми в коммуникативном процессе, разработки и проведения систематической коррекционной работы с учетом принципов поэтапности и последовательности предъявления заданий, достаточной сформированности психологической, психомоторной и просодической сторон речи.