logo search
Istoria_Pedagogiki_shpory1

21. Основные направ-я зарубежной педагогики XX века.

Экзистенциализмфилософия существования, осмысление собственного я. Основные представители этого направления яв-ся Хайдаггер в Германии, Сартр Камю во Франции, Тиллик в США, Бердяев, Шестов в России. Представители этого направления критикуют совр-ую школу за усредненность учебных программ, за стандартность в обучении, за потерю индивидуальности в процессе обучения. В педагогике экзистенциалисты отмечают деформацию личности, утерю своеобразия личности, поэтому сч-ют, что для этого необходимо: индивид творить сам себя.

Основное требование пед-ки – создание условий для индивидуального развития личности, для учета интересов ребенка, самостоятельного выбора ребенком образовательной траектории. Экзистенциализм яв-ся методологической основой для индивидуализации обучения.

Цель школы – научить школьников «творить себя как личность, учить их так, чтобы они создавали себя». Выступают против программ и учебников. Ценность знаний опр-ют по томк насколько они важны для конкретной личности. Ведущую роль принадлежит чувствам, мечте, вере. Экзистенциализм яв-ся философским основанием и индивидуализацией обучения.

Неотомизмэто обновление средневекового или религиозного обучения Фомы Аквинского, к-ый признавая достижения науки стремился к примирению религии и науки. Критикует совр-ую школу за бездуховность. Весь мир делят на духовный и материальный, низший и высший. Выступает за введение религиозного образования в школе, за формирование стремления к Богу.

Неотомисты сч-ют, что в воспитании должна быть уделена большую роль религии. В работах неотомистов (Мартен, Адлер, Казотти) резко критикуют современность в школе. Духовный мир большую ценность.

Диалектический материализм - учение об общих законах движения, развития природы, общества, мышления. Зародилось в 40-е гг. XIX в. Основные положения диалектического материализма – материя первична, а сознание вторично, сознание выступает в рез-те развития материи.

Основополагающим яв-ся деятельностный подход в образовании. Личность – объект и субъект личностных отношений. Личность формируется и развивается только в деятельности.

Позитивизм направление, сформировавшееся в 30-40-е гг. XX столетия под влиянием крупнейших открытий в области ест.-мат. дисциплин. Основоположниками яв-ся физики, химики. Считают наукой только те отрасли знаний, где можно провести количественную проверку, все остальные относятся к области мифов

Неопрагматизмсовременное продолжение идей Джона Дьюи, главной целью к-ой яв-ся способность самореализации личности. Были выдвинуты принципы обучения и воспитания: развитие активных детей, возбуждение интереса как мотива учения ребенка. Индивидуальный опыт ребенка – основа учения ребенка.