4. Примерные вопросы к экзамену по теории и методике обучения изобразительному искусству
Цели и задачи преподавания изобразительного искусства в средней общеобразовательной школе. Общеобразовательные и воспитательные задачи изобразительного искусства как учебного предмета. Связь обучения изобразительному искусству с другими предметами и развитие творческих способностей учащихся.
Содержание занятий по изобразительному искусству в школе. Федеральные программы по изобразительному искусству в общеобразовательной школе, их принципы построения и отличительные стороны.
Виды занятий по изобразительному искусству, их сущность. Художественные материалы и техники как средство активизации изобразительной деятельности школьников.
Учебно-воспитательные задачи урока (образовательные, воспитывающие, развивающие). Общие требования к уроку изобразительного искусства Конспект урока (структура) и требования к его оформлению.
Основные дидактические принципы методики обучения изобразительному искусству в школе. Принцип воспитывающего обучения изобразительному искусству.
Принципы научности, системности и последовательности в обучении изобразительному искусству (законы композиции, теория перспективы, теория цветоведения на уроках изобразительного искусства).
Принципы активности, сознательности и доступности в обучении изобразительному искусству (роль логических и эмоциональных факторов в творческом процессе детей).
Принцип наглядности в обучении изобразительному искусству.
Учитель как организатор и руководитель учебно-воспитательным процессом средствами изобразительного искусства. Основные функции в деятельности учителя, направленные на организацию учебного процесса.
Урок как основная форма организации учебной работы в школе. Современные требования к уроку изобразительного искусства. Роль мотивации и интереса в приобретении умений и навыков. Методы формирования устойчивого интереса к предмету, мотивации к образованию.
Методика проведения занятий по изобразительному искусству. Формы и методы организации эстетического восприятия, наблюдения, анализа, оценок произведений изобразительного искусства и руководства творческой работой школьников.
Методика организации уроков рисования с натуры. Учебно-методическое обоснование выбора предметов для рисования с натуры. Формы и методы развития наблюдательности и руководства детским творчеством на уроках рисования с натуры.
Методика организации уроков рисования на темы. Формы и методы развития творческой фантазии, наблюдательности и руководства детским творчеством на уроках тематического рисования
Методика проведения уроков иллюстрирования литературных произведений. Формы и методы развития творческой фантазии, наблюдательности и руководства детским творчеством на уроках тематического рисования.
Методика организации уроков декоративного рисования. Формы и методы развития творческой фантазии, наблюдательности и руководства детским творчеством на уроках декоративного рисования
Наглядность как средство активизации изобразительной деятельности школьников. Виды и типы наглядных пособий.
Педагогический рисунок как особый тип наглядности. Виды педагогических рисунков. Рисунок на классной доске и технические приемы его выполнения. Функции педагогического рисунка.
Методы художественно-эстетического образования и воспитания. Педагогические и специфические художественные приемы и методы. Взаимосвязь методов обучения с этапами освоения художественного материала.
Критерии оценки знаний и умений школьников в области изобразительного искусства.
Кабинет изобразительного искусства, его оборудование, оформление и материально-учебная база. Специфические формы организации занятий изобразительным искусством.
- 8 Семестр
- 4. Примерные вопросы к экзамену по теории и методике обучения изобразительному искусству
- Практические задания
- IV курс, 8 семестр Тема 15. Методика проведения уроков тематического рисования и иллюстрирования литературных произведений
- 4. Связь тематического рисования с другими видами изобразительной деятельности школьников.
- 5.Принципы анализа и критерии оценки детских тематических работ.
- Тема 16. Методика организации бесед об изобразительном искусстве
- 1.Роль и место уроков-бесед в системе задач обучения изобразительному искусству в школе.
- 3. Беседы об искусстве в 5-8 классах.
- 4. Художественное восприятие и методы его формирования у школьников
- Тема 17. Кабинет изобразительного искусства, его оборудование, оформление и материально-учебная база
- Тема 18. Формирование художественно-творческой активности учащихся на уроках изобразительного искусства
- Тема 19. Формирование нравственно-эстетической оценки окружающей действительности и искусства.
- Тема 20. Эстетическая среда школы и задачи учителя изобразительного искусства
- Тема 21. Специфика и содержание уроков на старшей ступени в зависимости от профиля. Методика преподавания на общеобразовательном и профильном уровне обучения
- Тема 22. Внеклассная работа по изобразительному искусству в школе – задачи и содержание
- Тема 23 специфические формы организации занятий изобразительным искусством. Организация занятий изобразительным искусством в системе дополнительного образования
- Тема 24. Основы научно-исследовательской работы в области изобразительной деятельности детей
- Рекомендуемая литература Основная литература
- Изобразительное искусство