I. Нормативные документы, регламентирующие деятельность учителя математики. Характеристика учебного предмета «Математика».
Математическое образование в системе общего среднего образования занимает одно из ведущих мест, что определяется безусловной практической значимостью математики, её возможностями в развитии и формировании мышления человека, её вкладом в создание представлений о научных методах познания действительности.
Целью обучения математике является не только и не столько изучение математики, сколько развитие универсальных (общих) способностей, умений и навыков, являющихся основой существования человека в социуме.
Учителю математики необходимо планировать учебно-методическую работу, разрабатывать рабочие программы и календарно-тематические планы в соответствии с нормативно-правовыми и инструктивно - методическими обеспечениями по предмету:
Стандарт основного общего образования по математике, 2004 г.,
http://college.ru/pedagogam/308/310/428/
Стандарт среднего (полного) общего образования по математике (базовый уровень), 2004г.
http://college.ru/pedagogam/308/311/154/192/
Стандарт среднего (полного) общего образования по математике (профильный уровень), 2004г.
http://college.ru/pedagogam/308/311/154/210/
Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программу общего образования, 2004 г.
http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/bup.doc
Примерная программа основного общего образования по математике
http://window.edu.ru/window/catalog?p_rid=37182
Примерная программа среднего (полного) общего образования по математике. Базовый уровень.
Примерная программа среднего (полного) общего образования по математике. Базовый уровень для профилей гуманитарной направленности
Примерная программа среднего (полного) общего образования по математике. Профильный уровень.
Перечисленные документы представлены в издании: «Сборник нормативных документов. Математика/ сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007 (или 2008»).
http://www.school.edu.ru/dok_min.asp?ob_no=70395
• Федеральный базисный учебный план (Приказ Минобразования России от 30 августа 2010 г. № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Минобразования РФ от 09 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования).
http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/
http://mon.gov.ru/work/obr/dok/.
• Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.12.2010 № 2080 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год»).
http://www.edu.ru
http://mon.gov.ru.
• Письмо Министерства образования и науки РФ, Департамента государственной политики в образовании от 4 марта 2010г. № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов».
• Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897).
• Аналитические отчеты ФИПИ по результатам ЕГЭ – 2010, ЕГЭ-2011.
http://www.fipi.ru
• Аналитические отчеты ФИПИ по результатам ГИА-9 – 2010, ГИА-9 – 2011. http://www.fipi.ru
Содержание математического образования в основной школе складывается из следующих разделов: арифметика, алгебра, геометрия, элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей. В ходе изучения, учащиеся осваивают умения общеучебного характера, овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают опыт:
планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска путей и способов решения;
исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
При изучении курса математики старшей школы на базовом уровне продолжается изучение разделов: «Алгебра», «Функции», «Уравнения и неравенства», «Геометрия», «Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей», вводится линия «Начала математического анализа».
В ходе освоения содержания математического образования учащиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:
построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин;
выполнения и самостоятельного составления алгоритмических предписаний и инструкций на математическом материале; выполнения расчетов практического характера; использования математических формул и самостоятельного составления формул на основе обобщения частных случаев и эксперимента;
самостоятельной работы с источниками информации, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт;
проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, различения доказанных и недоказанных утверждений, аргументированных и эмоционально убедительных суждений;
самостоятельной и коллективной деятельности, включения своих результатов в результаты работы группы, соотнесение своего мнения с мнением других участников учебного коллектива и мнением авторитетных источников.
В профильном курсе содержание образования развивается в следующих направлениях:
систематизация сведений о числе; формирование представлений числовых множеств, как способе построения нового математического аппарата необходимого для решения задач окружающего мира и внутренних задач математики; совершенствование техники вычислений;
развитие и совершенствование техники алгебраических преобразований, решения уравнений, неравенств, систем;
систематизация и расширение сведений о функциях, совершенствование графических умений; знакомство с основными идеями и методами математического анализа в объеме, позволяющем исследовать элементарные функции и решать простейшие геометрические, физические и другие прикладные задачи;
расширение системы сведений о свойствах плоских фигур, систематическое изучение свойств пространственных тел, развитие представлений о геометрических измерениях;
развитие представлений о вероятностно-статистических закономерностях в окружающем мире;
совершенствование математического развития до уровня, позволяющего свободно применять изученные факты и методы при решении задач из различных разделов курса, а также использовать их в нестандартных ситуациях;
формирование способности строить и исследовать простейшие математические модели при решении прикладных задач, задач из смежных дисциплин, углубление знаний об особенностях применения математических методов к исследованию процессов и явлений в природе и обществе.
В ходе изучения математики в профильном курсе старшей школы учащиеся продолжают овладение разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:
проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, использования различных языков математики для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
решения широкого класса задач из различных разделов курса, поисковой и творческой деятельности при решении задач повышенной сложности и нетиповых задач;
планирования и осуществления алгоритмической деятельности: выполнения и самостоятельного составления алгоритмических предписаний и инструкций на математическом материале; использования и самостоятельного составления формул на основе обобщения частных случаев и результатов эксперимента; выполнения расчетов практического характера;
построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин и реальной жизни; проверки и оценки результатов своей работы, соотнесения их с поставленной задачей, с личным жизненным опытом;
самостоятельной работы с источниками информации, анализа, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт.
В российских школах начинается поэтапный переход на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения общего образования (далее – ФГОС), основной миссией которых является повышение качества образования. Особенностью 2011/2012 учебного года является введение ФГОС начального общего образования в начальной школе и последовательная подготовка к введению ФГОС основного общего образования. Поэтому уже сейчас необходимо понять его теоретико-методологическую основу, структуру и содержание.
ФГОС будет обеспечен гарантиями государства относительно того, что образовательные результаты будут достигаться в условиях определенной информационно-образовательной среды, которую составляют: педагогические кадры, материально-техническое, финансово-экономическое, информационное обеспечение.
Хотя содержание математического образования представлено в виде традиционных содержательных разделов: «Арифметика», «Алгебра», «Геометрия», «Математический анализ», «Вероятность и статистика», вместе с тем предполагается знакомство с историей математики и овладение следующими общематематическими понятиями и методами:
определения и начальные (неопределяемые) понятия, доказательства, аксиомы и теоремы, гипотезы и опровержения, контрпример, типичные ошибки в рассуждениях;
прямая и обратная теорема, существование и единственность объекта, необходимое и достаточное условие верности утверждения, доказательство от противного, метод математической индукции;
математическая модель, математика и задачи физики, химии, биологии, экономики, географии, лингвистики, социологии и пр.
Познакомиться с федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения основного общего образования можно на сайтах http://mon.gov.ru/pro/fgos или www.standart.edu.ru.
- Особенности преподавания учебного предмета «Математика» в 2011-2012 учебном году
- I. Нормативные документы, регламентирующие деятельность учителя математики. Характеристика учебного предмета «Математика».
- II. Обзор действующих учебно-методических комплексов, обеспечивающих преподавание предмета.
- III. Особенности преподавания предмета в 2011/2012 учебном году с учетом новых тенденций в обновлении содержания образования
- IV. Рекомендации по составлению рабочей программы, программ спецкурсов, элективных курсов по учебному предмету «Математика»
- V. Методические рекомендации по организации внеклассной работы по предмету.
- VI. Основные подходы к организации оценивания уровня подготовки учащихся по математике
- VII. Рекомендации по содержанию и организации заседаний школьных, районных (городских) методических объединений учителей математики на 2011-2012 учебный год.