logo search
Рекомендации по подготовке диплома

Общие положения о выполнении квалификационной работы

Конечным результатом самостоятельной и творческой работы студентов, обучающихся на факультете коррекционной педагогики, подготовки учителей начальных классов, педагогики и методики дошкольного образования является самостоятельное выполнение и защита квалификационной работы по дисциплинам профессиональной и предметной подготовки.

Выполнение квалификационной работы способствует углублению и обобщению знаний в вопросах теории и практики специальной психологии, специальной педагогики и основ медицины, умению подбирать и дифференцировать диагностические методики всестороннего клинико– физиологического и психолого–педагогического обследования с учетом структуры дефекта детей, участвующих в эксперименте. В ходе исследования вырабатываются умения выделять критерии и параметры оценки состояния физического, психического и психологического здоровья, а также уровня развития возможностей детей с отклонениями в развитии, соответственно делать адекватный вывод по итогам исследования, включающий заключение учителя–логопеда, учителя–дефектолога, психолога, работающего с данной категорией детей.

Целью квалификационной работы является расширение теоретических и практических знаний, их систематизация и закрепление в области специальной психологии, специальной педагогики и предметных методик обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии.

Задачами квалификационной работы являются:

ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ И ВЫПОЛНЕНИЯ

КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Подготовка и выполнение квалификационной работы предусматривает несколько ступеней.

Начальная ступень

Предусматривает назначение научного руководителя и выбор темы квалификационной работы студента.

Студенты имеют возможность ознакомиться с предложенным кафедрой списком вариантов тем квалификационных работ, который ежегодно обновляется. Допускается самостоятельный выбор темы квалификационной работы по просьбе студента. Преподаватель может оказать студенту помощь в выборе темы в соответствии со сферой научных интересов последнего.

На основании личного заявления студента (приложение 1) осуществляется утверждение темы квалификационной работы и закрепление научного руководителя на заседании кафедры. Если предметом исследования является обучение и воспитание детей со сложной структурой дефекта, то по согласованию с научным руководителем студент имеет право получить консультацию у других преподавателей кафедры, сферой научных исследований которых является данная проблема.

Одновременно определяется база практического исследования. Заключение договора возлагается на научного руководителя. Студенты заочного отделения самостоятельно выбирают базу проведения практического исследования. Преподавателем утверждается график проведения консультаций по написанию квалификационной работы. Данная информация фиксируется на заседании кафедры и подлежит передачи деканам факультетов для ознакомления.

Допускается корректировка и изменение выбранной ранее темы квалификационной работы (но не позднее 1 декабря последнего года обучения студентов).

Главная ступень

Данная ступень предусматривает составление и утверждение индивидуального плана выполнения квалификационной работы, в котором обозначено содержание работы, отведенное время на ее выполнение и контрольные мероприятия (приложение 2).

Допускается различный уровень выполнения квалификационной работы.

Предполагает глубокую исследовательскую деятельность студентов на уровне констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов.

Предполагает разработку элементов учебно–методического обеспечения педагогического процесса: учебно–методических комплексов, их отдельных фрагментов, учебных модулей и т.п. Экспериментальная работа ограничена констатирующим экспериментом.

Предполагает анализ изучаемого вопроса в массовой практике с применением констатирующего эксперимента, изучения и обобщения передового педагогического опыта.

Каждая квалификационная работа кроме анализа психолого–педагогической и медицинской литературы должна включать в себя констатирующий эксперимент.

Проведение формирующего и контрольного эксперимента в работе предлагается выполнять студентам, имеющим определенные успехи и прилежание в научно – исследовательской работе.

На этой ступени студент осуществляет изучение и обобщение состояния проблемы в современной отечественной и зарубежной теории и практике специального образования, самостоятельно проводит практическую работу в условиях выбранного учреждения, оформляет квалификационную работу, которая включает в себя введение, 2 – 4 главы по 2 – 3 параграфа в каждой, заключение, библиографический список, вспомогательные указатели, приложения.