logo search
Мат подг ГАК-Дети ЗПР

Трудности при обучении математике: психологические причины, диагностика и коррекция

Педагогическая симптоматика трудностей

Психологические и другие причины

Психолого-педагогические рекомендации

Затруднения в счете, отсутствие устойчивых навыков счета

Не сформирован переход из конкретного плана действий в абстрактный

Недостаточно сформирован внутренний план действий

Несформированность понятий "больше" и "меньше"

Недостаточное развитие анализа пространственных отношений

Сниженный уровень интеллек­туальной деятельности

Повысить качество мыслительной дея­тельности (развива­ющие задания на анализ, синтез, обо­бщение, классифи­кацию и др.)

Сниженная работоспособность

Щадящий режим (снижение учебной нагрузки, введение "разгрузочного дня ")

Трудности при выполнении счетных операций с переходом через десяток

Недостаточное развитие анализа пространственных отношений

Несформированность мысли­тельной операции "анализ через синтез"

Затруднения при разложении числа на удобные для вычисления части

Недостаточный уровень развития процессов анализа

Несформированность мысли­тельной операции "анализ через синтез"

Трудности при продолжении числово­го ряда с заданной позиции

Несформированность понятия числового ряда

Недостаточное развитие анализа пространственных отношений

Ошибки при решении арифметиче­ских примеров

Несформированность мысли­тельной операции "анализ через синтез"

Недостаточное развитие анализа пространственных отношений

Низкий уровень сформирован­ного внутреннего плана действия

Недостатки в развитии процес­сов произвольного внимания

Трудности в назывании компонен­тов при выполнении арифметиче­ских действий

Недостаточное развитие смысловой памяти

Недостаточная отдифференци-рованность понятий "сложение", "вычитание", "умножение", "деление"


Педагогическая симптоматика трудностей

Психологические и другие причины

Психолого-педагогические рекомендации

Затруднения при переводе из словесной формы в цифровую и наоборот

Отсутствие прочных ассоциа­тивных связей между словесным обозначением и графической формой чисел

Записывать цифровые данные слова­ми и наоборот

Незнание состава чисел

Ликвидировать пробелы в знаниях

Некрасивое написание цифр, высота цифр не соответствует высоте клеток в тетради

Недостатки в развитии тонкой моторики руки

Несформированность процессов зрительного анализа

Несформированность зрительно-двигательных координации

Недостаточное развитие анализа пространственных отношений

Не усвоено понятие "рабочая строка"

Смешивание действий сложения и вычитания, умножения и деления

Недостаточная сформированность процессов анализа

Недостаточное развитие анализа пространственных отношений

Недостаточная отдифференци-рованность понятий "сложение", "вычитание", "умножение", "деление"

Умеет считать предметы, но допус­кает ошибки в счете звуков, движе­ний и др.

Недостаточная обобщенность действия счета

Упражнения на пересчитывание различных совокупностей объектов

"Зеркальное" написание цифр

Недостаточность процессов зрительного анализа

Недостаточность анализа пространственных отношений

Отсутствие прочной связи меж­ду зрительным и двигательным образами цифр

При списывании цифровой последо­вательности запись начинается с последнего элемента (напр., 123 вместо 321)

Несформированность однона­правленности считывания записей слева направо

Недостаточное развитие анализа пространственных отношений

Задание, выполненное учеником, располагается слева от образца

Несформированность процессов зрительного анализа

Запись и выполнение столбиков примеров в направлении снизу вверх

Недостаточное развитие анализа пространственных отношений

Несформированность процессов зрительного анализа

Неосвоенность правила разме­щения учебного материала в направлении сверху вниз

Незнание отношений между смеж­ными числами

Несформированность понятия числового ряда

Недостаточное развитие анализа пространственных отношений

Затруднения при счете в обратном порядке

Несформированность понятия числового ряда

Недостаточное развитие анализа пространственных отношений

Затруднения при определении места числа в натуральном ряду

Несформированность понятия числового ряда

Педагогическая симптоматика трудностей

Психологические и другие причины

Психолого-педагогические рекомендации

Недостаточность развития мыслительной операции "анализ через синтез"

Недостаточное развитие анализа пространственных отношений

Ошибки при записи состава чисел (сотни не располагаются слева от десятков, а единицы - справа)

Неотдифференцированность понятий "число" и "цифра"

Неусвоенность позиционного принципа построения много­значных чисел

Недостаточное развитие анализа пространственных отношений

Недостаточная сформированность процессов зрительного анализа

Неправильное пользование количе­ственными и порядковыми числи­тельными

Неотдифференцированность понятий "итог счета" и "процесс счета"

Непонимание смысла счетного действия

Неосвоенность операционального состава действия

Ликвидировать пробелы в знаниях

Трудности в обозначении числом множеств

Не сформировано умение перехода из конкретного плана в абстрактный

Недостаточное развитие анализа пространственных отношений

Не усвоено понятие числа

Ликвидировать пробелы в знаниях

Трудности в формулировании пра­вила на основе анализа конкретных примеров

Несформированность мыслительной операции обобщения

Сформированность слишком узких обобщений

Недостаточность мыслительной операции абстрагирования

Трудности решения задач и приме­ров с буквенными обозначениями

Недостаточность мыслительной операции абстрагирования

Недостаточное развитие процессов обобщения

Неспособность решать задачи несколькими способами

Недостаточная гибкость мыслительной деятельности

Недостаточное развитие операции анализ через синтез

Трудности при осуществлении сравнения

Отсутствие обобщенности мыслительной операции сравнения

Недостаточная гибкость мыслительной деятельности

Затруднения при переносе знаний

Неумение сравнивать числа на основе сопоставления элементов конкретных множеств

Недостаточность процессов анализа

Несформированность умения устанавливать взаимнооднозначные соответствия

Тугодумость, замедленный темп умственной деятельности

Инертность нервных процессов

Предоставить возможность работать в удобном темпе

Недостаточное развитие основных мыслительных операций (анализа, синтеза, обобщения, классификации и др.)

Педагогическая симптоматика трудностей

Психологические и другие причины

Психолого-педагогические рекомендации

Низкий уровень освоения учебного материала

Проверка соответствующих знаний

Основательность и глубина смысловой обработки учебного материала

Неумение вычленить математиче­ское содержание из разнообразного внешнего оформления задач

Недостаточность операции абстрагирования

Недостаточная гибкость мысли­тельной деятельности

Недостаточность мыслительной операции обобщения

Не усвоено понятие инвариантности

Неумение решать задачи

Недостаточность процессов анализа и анализа через синтез

Синкретичность мышления

Конкретность мышления

Несформированность мысли­тельной операции обобщения

Недостатки в развитии процес­сов памяти {несохранение в памяти всех условий задачи)

Недостатки в развитии процес­сов произвольного внимания

Шаблонность мышления (негибкость)

Неустойчивость мыслительной деятельности

Недостаточное осознавание своих мыслительных действий

Требовать от ученика объяснения решения задачи, хода своего мысли­тельного процесса

Склонность к шаблонным решениям, к бездумному воспроизведению ранее усвоенных способов выполнения заданий

Инертность мыслительной деятельности

Интеллектуальная пассивность (использование пальцев при счете)

Повышение уровня познавательной активности, формировать внутренний план действий

Поверхностная смысловая обра­ботка математического материала

Использование нерациональных приемов решения примеров и задач

Несформированность мысли­тельной операции установления закономерностей

Несформированность мысли­тельной операции "анализ через синтез"

Неспособность усвоить схемы рассуждений при решении типовых задач

Недостатки в развитии процес­сов обобщения

Поверхностная смысловая обработка математического материала

Недостатки в развитии смысловой памяти