4 Организация обучения детей дошкольного возраста.
Обучение как процесс обеспечивающий развитие интеллектуальной сферы ребенка, учебно-познавательной деятельности, освоения разных видов деятельности.
Становление теории обучения детей дошкольного возраста в истории дошкольной педагогики.
Сущность и структура процесса обучения в детском саду.
Становление основ учебной деятельности у дошкольников.
Задачи обучения ребенка дошкольного возраста: развитие познавательной деятельности и речи детей; формирование знаний об окружающей действительности и ориентации в окружающем мире; развитие познавательной активности и интересов; развитие элементарной учебной деятельности.
Принципы обучения в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения.
Специфика применения методов обучения в дошкольном образовательном учреждении.
Специфика применения методов в обучении детей дошкольного возраста.
Зависимость выбора методов обучения от дидактических задач.
Занятие и образовательная ситуация как формы обучения в дошкольном возрасте, особенности организации. Требования к максимальной нагрузке на ребенка в организованных формах обучения.
Связь обучения с разными видами детской деятельности.
Развитие самостоятельности, активности и творчества дошкольников в процессе обучения.
Обучение — см.фз- 273
Я.Н. Коменский – проанализировал и обобщил богатый опыт обучения подрастающего поколения, он заложил основы теории обучения (в книге «Великая дидактика».он изложил теоретические основы учебного процесса, по образцу которого строится обучение в современной школе, дошкольном учреждении).Его идейными продолжателями были: Песталоцци, Руссо, Локк, Герцен, Добролюбов, Пирогов, Ушинский – принёсший мировую славу русской педагогике.
Каменский в своей книге «Материнская школа», изложил обоснование идеи последовательного обучения детей дошкольного возраста. Цель дошкольного обучения, он видел в освоении ребёнком разнообразных знаний об окружающем мире, в нравственном развитии и подготовке к школе. Ф. Фребель разработал систему обучения в детском саду. Основу этой системы составляют:
детально проработанная программа, сочетающая знания и способы деятельности;
организация обучения в форме последовательно усложняющихся занятий.
К.Д.Ушинский, задачей дошкольного, «докнижного обучения » он видел в развитии умственных сил и речи ребёнка.
Водовозова, Лесгафт,Тихеева, Флёрина – тесно связывали д/о с ознакомлением с окружающей жизнью(природоведческих знаний) – народные игры, сказки, песни, собственная художественная деятельность детей.
Процесс обучения в его педагогической характеристике представляет собой, прежде всего взаимодействие двух процессов: учения (деятельность дошкольника) и преподавания (деятельность педагога).
Учение - познавательная деятельность ребёнка.
Структура учения включает три главных компонента:
- содержательный - репродуктивная информация - усвоение « готового знания»; проблемная информация –«добытчик знаний»; рефлексивная информация – «Я концепции» - самосознание и самооценка;
- мотивационный – «знание о незнании»( Сократ)
Мотивы учения – это внутренние, личностные побудители учебной деятельности (познавательный интерес).
- операционный – система знаний и овладение умственными действиями с этими знаниями.
Преподавание( деятельность педагога) – направлена на организацию процесса активного усвоения знаний, навыков, умений.
Помимо этих двух компонентов процесса обучения есть третий - научение.
Научение– тот результат процесса обучения, который выражается в позитивных изменениях в развитии ребёнка.
Учебная деятельность детей дошкольного возраста носит систематический целенаправленный характер и преследует задачи развития способностей детей, овладения первоначальными понятиями и элементарными знаниями из различных областей жизни человека.
Учебная деятельность - первый вид учения, прямо и непосредственно направлен на овладение знаниями и умениями (по классификации Рубинштейна).
Учебная деятельность (Эльконин, Давыдов) – имеет свою структуру и строение, а именно включает:
· учебную задачу - цель;
· учебные действия - способ действия;
· контроль и оценку.
В дошкольном возрасте предпосылки учебной деятельности, формируются отдельные её элементы (умение слышать и слушать, смотреть и видеть, следовать инструкциям при выполнении учебного задания.( Усова)).
Принципы обучения (дидактические принципы)– это объективные закономерности, исходные положения, которыми руководствуется педагог при отборе содержания, определении форм организации, методов и средств обучения.
Современные дидактические принципы опираются на познанные законы и закономерности обучения, развития познавательной деятельности (Каменский).
· Принцип воспитывающего обучения- носит воспитывающий характер;
· Принцип развивающего обучения – движущая сила целостного развития личности ребёнка и имеет «зону актуального развития», «зона ближайшего развития» (Выготский).
· Принцип научности – усвоения ребёнком реальных знаний, правильно отражающих действительность (Усова).
· Принцип наглядности - значит создать у ребёнка зрительные образы, обеспечить восприятие окружающего, включить непосредственно в практическую деятельность, связать обучение с жизнью (Каменский,Ушинский).
· Принцип систематичности и последовательности - логика построения как содержания, так и процесса обучения( расположение материала в соответствии с возрастными возможностями развития детей- образовательная программа).
· Принцип доступности – предполагает соотнесение содержания, характера и объёма учебного материала с уровнем развития подготовленности детей (Каменский, Занков).
· Принцип осознания процесса обучения(Лернер) – должен постоянно направлять внимание ребёнка на элементарный анализ его деятельности.
Обучение осуществляется различными методам. Каждый метод состоит из определённых приёмов педагога и обучаемых.
Метод обучения – это способ взаимосвязанной, упорядоченной деятельности обучающих и обучаемых, направленный на реализацию задач обучения.
Приём обучения – более узкое решение учебной задачи. Сочетание приёмов образует метод обучения. Чем разнообразнее приёмы, тем содержательнее и действеннее метод, в который они входят.
Выбор метода обучения зависит от цели и содержания.
Главными методами обучения дошкольников являются (Е.Я.Голант)
наглядные (наблюдение, демонстрация наглядных пособий)(приёмы - показ действия и показ образца);
практические ( упражнение, опыты и экспериментирование, моделирование);
игровые (дидактические игра, воображаемая ситуация);
словесные (рассказ педагога)
беседа (вводная, обобщающая, итоговая),чтение художественной литературы).
Исторически сложилось три формы организации обучения:
индивидуальная (НОД носят контрольно диагностический характер)
групповая (НОД с подгруппой детей).
Фронтальная, коллективная (всей группой).
Спецификой обучения детей является то, что оно осуществляется в разных формах. Одна из форм это НОД - образовательная ситуация, направленная на решение образовательных задач.
Состоит из трех частей.
Первая часть. Введение детей в тему НОД, определение целей и объяснение того, что они должны сделать.
Вторая часть. Самостоятельная деятельность детей по выполнению задания педагога или замысла самого ребенка.
Третья часть. Анализ выполнения заданий и его оценка
НОД (СанПин)
Задача педагога – помочь ребёнку приобрести полноценные знания вне занятий, такая работа называется дифференцированной.
Обучению детей вне НОД служат дидактические и подвижные игры, подготовка к праздникам, развлечениям; чтение художественной литературы; наблюдение на прогулке и другое.
- 1. Система дошкольного образования в Российской Федерации: состояние и перспективы развития.
- 1. Составление информационной справки:
- 1. Проанализируйте систему дошкольного образования в Российской Федерации. Покажите взаимосвязь и взаимообусловленность её основных компонентов
- 2. Обозначьте направления развития системы дошкольного образования на современном этапе
- 3. Спрогнозируйте развитие системы дошкольного образования в нашем городе на ближайшее десятилетие
- 2. Государственное регулирование системы дошкольного образования в Российской Федерации.
- 1. Какова компетенция органов управления образованием на различных уровнях?
- 2. Проанализируйте основные нормативные документы, регламентирующие деятельность доу
- 1. Каковы механизмы организации лицензирования и государственной аккредитации доу? Определите назначение данных процедур и трудности их организации (2 вопрос)
- 3. Обеспечение качества дошкольного образования в Российской Федерации.Литература: Крулехт м.В., Тельнюк и.В. Экспертные оценки в образовании
- 4. Управление дошкольной образовательной организацией: теория и практика.
- 5. Проектирование образовательной программы дошкольного образовательного учреждения: нормативно-правовой и методический аспект.
- 1. Проанализируйте образовательные программы для детей дошкольного возраста (2-3 на выбор студента). Обозначьте критерии для выбора образовательных программ в доу (5 вопрос)
- 5. Проектирование образовательной программы дошкольного образовательного учреждения: нормативно-правовой и методический аспект
- 6. Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи: состояние, проблемы и перспективы развития.
- Формы работы с родителями
- 7. Организация работы коллегиальных органов управления в дошкольной образовательной организации.
- 1. Обозначьте назначение и функции Совета педагогов доу. Каким образом организуется подготовка заседаний Совета педагогов доу? (вопрос 7)
- 7. Организация работы коллегиальных органов управления дошкольного образовательного учреждения.
- 8. Организация методической деятельности в дошкольной образовательной организации.
- Содержание методической работы старшего воспитателя
- 1.Феномен детства в дошкольной педагогике.
- 2. Педагогический процесс в детском саду.
- 3.Социально-личностное воспитание детей дошкольного возраста.
- 4 Организация обучения детей дошкольного возраста.
- 5.Организация творческих игр дошкольников в детском саду.
- 8. Подготовка ребенка к школьному обучению в детском саду.
- 6. Условия формирования готовности к школьному обучению (т. И. Бабаева).
- 9. Экспериментирование как познавательно-исследовательская деятельность дошкольников и метод экологического образования.
- 11. Развитие изобразительного творчества детей в детском саду.
- 12. Логико-математическое развитие детей в детском саду.