logo search
Минобрнауки России

Занятие № 4

Цель: формирование чувства ценности других, коррекция нарушения поведения: агрессивность и деструктивное поведение. Научить детей предъявлять просьбы в социально-принятой форме и просить прощения за «плохие» поступки, быть сдержанными.

Приветствие – см. занятие 1.

- Сегодня мы продолжим путешествовать по сказкам, но перед этим поругаемся, но ругаться будем необычно.

Дидактическая игра «Ругаемся фруктами»

Цель: Коррекция агрессивности в интеллектуальной сфере.

«Ребята вы часто ругались друг с другом? Сегодня мы будем ругаться не плохими словами, а фруктами: «Ты – банан, а ты яблоко и т.д. Вывод: всегда можно постараться найти плохому слову альтернативу и не обижать своего собеседника.

Сказка «Могучий дуб и маленький кабанчик».

На одной солнечной полянке в середине густого леса жила семья кабанчиков: папа, мама, пять дочек и маленький кабанчик-сыночек. Взрослые кабанчики очень любили своих деток, а детки любили своих родителей. На той же полянке, где жили кабанчики, рос могучий дуб. Дуб был огромным: его корни уходили глубоко в землю, а ветви поднимались высоко в небо. В тени его большой кроны можно было спрятаться от жаркого солнца, а за могучим стволом от проливных дождей и колючих ветров. Но самое главное, каждый год на дубе созревало так много вкусных желудей, что кабанчики могли питаться ими все лето и всю осень.

Осенью, когда желудей становилось мало, кабанчики разрывали почву в поисках сладких корешков или питались веточками. Но маленький кабанчик не хотел есть корешки и веточки, он любил только желуди. И вот однажды, когда на земле вокруг дуба не оказалось ни одного плода, кабанчик разбежался и со всех сил ударил по дереву копытцами. На землю упало несколько созревших плодов. Тогда он снова разбежался и снова ударил по дубу, и на землю опять упало несколько плодов. Теперь каждый раз, когда кабанчик хотел желудей, он разбегался и ударял по дереву.

Родители говорили ему, что нельзя бить по дубу копытцами, нужно быть терпеливым и воспитанным. Мама учила сына: «Ты можешь вежливо попросить у могучего дуба сбросить несколько спелых желудей на землю, или дождаться, когда желуди созреют и сами упадут на землю, или когда подует ветер и сорвет плоды с веточек. Но бить по дереву копытцами нельзя!» Только сыночек не слушал своих родителей. С того места ствола, куда кабанчик бил копытцами, упала кора, и образовалась большая- пребольшая рана.

Прошло лето. Осень сменилась холодной зимой, и семья кабанчиков ушла на зимовье в чащу леса. А дуб, израненный и побитый, остался мерзнуть на своей поляне. Наступила весна, кабанчик-сыночек, окрепший и повзрослевший, вместе с семьей вернулся на поляну и...не узнал свой любимый дуб. На всех деревьях уже распустились молодые листочки. И только могучий дуб стоял грустный. Его веточки больше не тянулись к небу, его корни не искали воду глубоко в земле, его могучий ствол стал тоньше и слабее.

«Что с тобой произошло? Почему на твоих веточках нет листочков? А где маленькие цветочки, которые превратятся в сладкие желуди? Кто посмел тебя обидеть? - спрашивал кабанчик у дуба, обходя его вокруг. - Может, это зимние холода тебя обессилили? А может, снежные метели тебя застудили? А может…». И вдруг кабанчик увидел на стволе дуба большую рану. «Кто посмел тебя так поранить?» - спросил он у дуба.

«Это следы твоих копытец, - грустно вздохнул дуб.- Из-за этой раны меня покидают силы. Хотя мои корни по-прежнему ищут в земле живительную влагу и бережно несут ее к стволу, вода не может дойти до верхних веточек и напоить их». «Почему?» - огорчился кабанчик. «Посмотри внимательно на мою рану, и ты сам поймешь почему,» - ответило дерево.

Кабанчик подошел к дубу ближе и увидел, как из раны часто- часто падают капельки. Капельки похожие на слезы. Дуб плакал, ему было очень больно. Стыдно стало кабанчику, сел он рядом с деревом и тоже заплакал: «Почему он не слушал маму? Как он мог так жестоко поступить с любимым дубом? Что теперь делать?»

Вдруг на ветку дуба села сорока, увидела она печального кабанчика и спрашивает: «Кабанчик, что стряслось? Почему ты плачешь? Кто тебя обидел? Нет, сорока, не меня обидели, а я обидел. Искалечил я свой любимый дуб. Не прятаться нам больше в его тени, не есть сладких желудей», - ответил кабанчик и зарыдал еще сильнее.

«Не плачь, кабанчик. Я знаю, как горю твоему помочь. На дальнем болоте растет чудо-трава, сила у той травы лечебная. Сорви ее ночью и принеси вместе с болотной водой к дубу. Вначале промой рану болотной водой, а потом наложи на нее чудо-траву. Только помни: траву накладываешь, а сам приговариваешь. Вот рана и зарастет», - прострекотала сорока и полетела прочь.

«Что приговариваешь? - вдогонку закричал кабанчик. - Какие слова? Волшебные»... - раздался вдалеке голос улетающей птицы.

В тот же вечер кабанчик отправился на дальнее болото. Лягушки помогли ему найти чудо-траву и принесли несколько кувшинок, наполненных болотной водой. Ранним утром кабанчик вернулся на полянку к могучему дубу. Он подошел к дереву, осторожно промыл рану болотной водой, бережно наложил на нее чудо-траву и сам не заметил, как начал приговаривать: «Я больше никогда не буду по тебе бить копытцами. Извини меня. Все будет хорошо. Прости меня, пожалуйста...»

И произошло чудо. Рана на дубе быстро затянулась, веточки весело потянулись к утреннему солнышку. Кабанчику послышалось, будто где-то, совсем рядом, начался праздничный салют, это на веточках начали дружно лопаться почки и распускаться молодые листочки.

В то лето благодарный дуб уродил так много желудей, что их хватило кабанчикам до следующего года. А кабанчик больше никогда не бил копытцами по дереву и следил, чтобы и другие зверюшки не обижали его любимый дуб [58, с.49]..

Вопросы для обсуждения:

Почему кабанчик ударял копытами по стволу, что он хотел? Значит каким он был? (нетерпеливым, несдержанным, он не понимал, что наносит боль дубу, он не послушал родителей). Что произошло с дубом на следующий год, почему это случилось? Понял ли кабанчик, что он сделал? Как он исправил свою ошибку? Какое чудо произошло, когда он произнес волшебные слова? Что за слова это были?

«Конкурс художников»

Цель: разрушать стереотипное восприятие агрессивного персонажа сказки. Детям предлагается поиграть в художников, которые смогут нарисовать иллюстрацию к этой сказке сказку. Всем детям даются заранее приготовленные листы бумаги и краски.

Упражнение «Волшебные слова» - вербальный вариант

Цель: обучить детей эффективным способам общения. Группа делится на пары, один из участников пары (участник 1) берёт в руки игрушку. Другой участник должен попросить этот предмет. Инструкция участнику 1: «Ты держишь в руках игрушку, которая очень нужна тебе, но она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать». Инструкция участнику 2: «Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали». Затем участники 1 и 2 меняются ролями.

Ритуал прощания – см. занятие 2.