27. Особенности межличностных отношений в семьях, имеющих детей с зпр.
Общение и складывающиеся в связи с ним межличностные отношения оказывают непосредственное влияние на формирова¬ние личности (Л. И. Божович, М. И. Лисина, Д. Б. Эльконин). С 1930-х гг. известные представители дефектологической науки об¬ращали особое внимание на научное обоснование вопросов обу¬чения и воспитания детей с нарушениями интеллекта, обозначая важнейшую роль формирования отношения ребенка к своей дея¬тельности, окружающим людям (Л. С. Выготский, И. И. Даню-шевский, Г. М. Дульнев). В частности, изучение особенностей межличностных отношений детей с задержкой психического раз¬вития имеет практическое значение для оптимизации учебно-вос¬питательной работы в специальных (коррекционных) учреждени¬ях. Одновременно с этим актуальной является разработка науч¬ной концепции дизонтогенеза общения детей с нарушением интеллекта, направленной на решение методологических задач в специальной психологии.
От общения в семье во многом зависит развитие коммуника¬тивного, перцептивного и интерактивного компонентов общения [Кошелева А. Д., 1990; Скобло Г. В., Дубовик О. Ю., 1992; Винникот Д. В. (Winnicott D. W., 1998); Айнсворт М. Д. С. (Ains-worth M. D. S., 1982); Бретертон (Bretherton Т., 1983); Гроссман К. Э.
(Grossman К. Е.), Шван A. (Schwan A., 1990)]. Положительный опыт взаимодействия с родителями способствует формированию адек¬ватных коммуникативных навыков, нравственных качеств у ребен¬ка: Семейные конфликты, противоречивые требования, непони¬мание интересов растущей личности обусловливают появление де¬структивных попыток социализации. Лишение ребенка любви и участия взрослого, в том числе эмоциональная и материнская деп-ривация, с утратой содержательного общения приводит к дезин¬теграции внутриличностной и внешней коммуникации.
При воспитании в неблагополучных семьях, в неблагоприят¬ных социальных условиях у ребенка с нарушением интеллекта возникают устойчивые проявления десоциализации. Отрицатель¬ные эмоциональные состояния, аффекты негативным образом сказываются на формировании коммуникативных навыков, при¬водят к искажению представлений о взаимоотношениях между людьми, к отрицанию преимущества совместных игр и занятий.
- 1. Задержка психического развития как специфический вид дизонтогенеза.
- 2. Классификации зпр
- 3. Гармонический психофизический инфантилизм.
- 4. Терминология, используемая для обозначения детей с зпр отечественными и зарубежными специалистами.
- 5. Классификация с зпр м.С. Певзнер на основании сочетания инфантилизма с другими проблемами развития.
- 6. Психоорганический синдром, влияние его на деятельность.
- 7. Дисгармонический инфантилизм.
- 8. Понятие минимальной мозговой дисфункции.
- 9. Особенности выраженности симптомов ммд .
- 10. Факторы риска возникновения ммд.
- 11. Причины, признаки синдрома дефицита внимания.
- 12. Клинические проявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Нейропсихологические причины
- 13. Диагностические критерии сдвг по классификации dsm-IV
- 14. Методика тулуз-пьерона.
- 15. Основные составляющие комплексного психологического диагноза.
- 16.Аномалии развития, наиболее трудно дифференцируемые с зпр.
- 17. Принципы дифференциальной диагностики, предложенные в.И. Лубовским.
- 18. Психическое и соц. Развитие дошкольников с разными формами зпр.
- 19. Классификация зпр по этиологическому признаку, разработанная к.С. Лебединского. Др.Классификации.
- 20. Особенности становления и смены форм общения ребенка с зпр..
- 21. Характеристика игровой деятельности дошкольников с различными формами зпр в сравнении с игровой деятельностью уо и нормально развивающихся сверстников.
- 22. Особенности психического развития младших школьников.
- 23. Мотивационно-целевые установки младших школьников с зпр.
- 24. Особенности познавательных процессов у детей с зпр и их развитие на протяжении школьного возраста.
- 25. Особенности личностно-социального развития при зпр: мотивация, самооценка, произвольно - волевая регуляция.
- 26.Понятие.Органической психопатии.
- 27. Особенности межличностных отношений в семьях, имеющих детей с зпр.
- 28. Факторы дестабилизации семейной ситуации при различных отклонениях развития ребенка
- 29. . Типы семейных взаимоотношений и их влияние на развитие ребенка.
- 30. Характеристика уровня развития различных познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, речи)
- 31. Готовность детей с зпр к школьному обучению.
- 32.Особенности формирования психологической готовности к школьному обучению при зпр.
- 33. Особенности формирования мотивационно-волевой готовности к школьному обучению при зпр.
- 34. Развитие высших форм игровой деятельности как показатель готовности к принятию учебной деятельности в качестве ведущей.
- 35. Основные принципы и направления в организации психолого- педагогической помощи детям с зпр.
- 36. Общая, типовая и индивидуализированная модели коррекции детей с зпр в условиях диагностико-коррекционных групп.
- 37..Концепция коррекционно-развивающего обучения.
- 39. Психолого-медико-педагогический консилиум: цели, назначение, оптимальный алгоритм проведения..