logo search
инфо по ЗПР

27. Особенности межличностных отношений в семьях, имеющих детей с зпр.

Общение и складывающиеся в связи с ним межличностные отношения оказывают непосредственное влияние на формирова¬ние личности (Л. И. Божович, М. И. Лисина, Д. Б. Эльконин). С 1930-х гг. известные представители дефектологической науки об¬ращали особое внимание на научное обоснование вопросов обу¬чения и воспитания детей с нарушениями интеллекта, обозначая важнейшую роль формирования отношения ребенка к своей дея¬тельности, окружающим людям (Л. С. Выготский, И. И. Даню-шевский, Г. М. Дульнев). В частности, изучение особенностей межличностных отношений детей с задержкой психического раз¬вития имеет практическое значение для оптимизации учебно-вос¬питательной работы в специальных (коррекционных) учреждени¬ях. Одновременно с этим актуальной является разработка науч¬ной концепции дизонтогенеза общения детей с нарушением интеллекта, направленной на решение методологических задач в специальной психологии.

От общения в семье во многом зависит развитие коммуника¬тивного, перцептивного и интерактивного компонентов общения [Кошелева А. Д., 1990; Скобло Г. В., Дубовик О. Ю., 1992; Винникот Д. В. (Winnicott D. W., 1998); Айнсворт М. Д. С. (Ains-worth M. D. S., 1982); Бретертон (Bretherton Т., 1983); Гроссман К. Э.

(Grossman К. Е.), Шван A. (Schwan A., 1990)]. Положительный опыт взаимодействия с родителями способствует формированию адек¬ватных коммуникативных навыков, нравственных качеств у ребен¬ка: Семейные конфликты, противоречивые требования, непони¬мание интересов растущей личности обусловливают появление де¬структивных попыток социализации. Лишение ребенка любви и участия взрослого, в том числе эмоциональная и материнская деп-ривация, с утратой содержательного общения приводит к дезин¬теграции внутриличностной и внешней коммуникации.

При воспитании в неблагополучных семьях, в неблагоприят¬ных социальных условиях у ребенка с нарушением интеллекта возникают устойчивые проявления десоциализации. Отрицатель¬ные эмоциональные состояния, аффекты негативным образом сказываются на формировании коммуникативных навыков, при¬водят к искажению представлений о взаимоотношениях между людьми, к отрицанию преимущества совместных игр и занятий.