logo search
Ответы по Асмаловской

33. Задачи уроков чтения. Овладение техникой чтения

Значимость уроков классного чтения и состоит прежде всего в том, что на них в комплексе решаются познавательные и воспитательные задачи, расширяются знания детей об окружающей действительности, прошлом и настоящем нашей Родины, ее народа, формируются элементы коммунистического мировоззрения, положительные моральные качества, учащиеся развиваются умственно и эстетически, овладевают основами самостоятельного приобретения знаний из книг и т. д. В этом нас убеждает анализ книг для чтения «Родная речь»1. В книгах в определенной взаимосвязи выступает содержательная сторона и методический аппарат (задания и вопросы по анализу текстов, система самостоятельных работ и т. п.). Для осуществления образовательно-воспитательных задач в их единстве необходимо, чтобы вся работа на уроках чтения была для учащихся одновременно процессом познания и воспитания. Поэтому важно не только что читать, но и к а к работать над текстом. Реализация образовательно-воспитательных задач на уроках чтения в равной степени предполагает овладение учащимися определенным комплексом знаний умений и формирование у них личностных качеств, необходимых советскому человеку.

Навыки чтения

I полугодие. Правильное, сознательное и выразительное чтение целыми словами (малоизвестные слова сложной слоговой структуры — по слогам). Выделение при чтении важных по смы­слу слов, соблюдение пауз между предложениями и частями текста. Темп чтения незнакомого текста — 45—55 слов в минуту.

II полугодие. Правильное, сознательное и выразительное чтение целыми словами. Нахождение интонации (темпа, логичес­ких ударений, пауз), соответствующей содержанию текста. Темп чтения незнакомого текста — 55—65 слов в минуту.

Осознанное чтение текста про себя.

Работа с текстом. Связная устная, речь. Установ­ление последовательности действия в произведении и осмысление взаимосвязи описываемых событий, подкрепление правильного от­вета на вопрос выборочным чтением. Деление текста на закон­ченные по смыслу части и выделение в них главного, определение смысла всего произведения в целом с помощью учителя.

Составление плана прочитанного и краткая передача его со­держания с, помощью учителя.

Подробный и выборочный пересказ прочитанного по заранее составленному с учителем плану.

Нахождение с помощью учителя в тексте слов и выражений, которые использует автор для изображения действующих лиц, при­роды и описания событии.

Совершенствование звуковой культуры речи.

Ориентировка в учебной книге: самостоятельное нахождение произведения по его названию в оглавлении, отыскивание в учеб­ной книге произведений, близких по тематике.

Внеклассное чтение (урок раз в неделю)

Круг чтения, или учебный материал: русская, со­ветская и зарубежная детская книга —- художественная « научно-художественная объемом от 15 до 110 страниц. Детские журналы и газеты по выбору учителя.

Тематика чтения:

книги о В. И. Ленине и его соратниках,

книги для младшего (и выборочно среднего) школьного возраста ведущих советских писателей (В. Маяковского, Н. Носова, Б. Заходера, Л. Воронковой, Е. Пермяка),

зарубежных писателей (Г.Х. Андерсена, Д. Родари),

книги о Советской Армии и ее ге­роях, сказки народов разных стран, стихи русских поэтов-класси­ков для детей.

Работа с детской книгой (знания, умения, навыки). Знание элементов книги титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие. Умение выбирать книгу по теме урока внеклассного чтения; прочитать за неделю произведение объемом 5—10 страниц (I полугодие) и 10—15 страниц (к концу II полугодия). Подгото­виться к ответу по прочитанному, пользуясь рекомендациями учителя; правильно назвать книгу или произведение по памяти и вос­произвести содержание прочитанного, опираясь на вопросы учителя. Знание 2—3 книг каждого из писателей, с которыми знакоми­лись на уроке внеклассного чтения.

Закрепление читательских навыков, связанных с работой над текстом, особенно умения выделить законченную по смыслу часть (эпизод) текста и передать ее, воспользовавшись любым освоенным видом пересказа. Формирование умения пользоваться реко­мендательным списком и тематической картотекой.

Знакомство с новыми видами литературных игр и формирова­ние интереса к занятиям литературными играми во внеурочное время.

Навыки чтения

I полугодие. Сознательное, плавное, правильное слоговое чтение. Отдельные слова простой слоговой структуры читаются целиком. Темп чтения незнакомого текста — 30—35 слов в минуту.

II полугодие. Сознательное, правильное и выразительное чтение целыми словами (чтение трудных слов по слогам).

Темп чтения незнакомого текста — 35—45 слов в минуту. Соблюдение при чтении пауз и интонаций, соответствующих зна­кам препинания, в конце предложения, интонация перечисления при запятых.

Работа с текстом. Связная устная речь.

Ответы на вопросы по содержанию текста, нахождение в нем предложений, подтверждающих устное Высказывание; оценки прочитанного. Вос­произведение содержания текста по вопросам учителя или картин­ному плану, данному в учебнике.

Раскрытие содержания иллюстраций к произведениям; соотне­сение их с отрывками из рассказа, нахождение в тексте предложе­ний, соответствующих им.

Деление текста на части, озаглавливание их, выявление основ­ной мысли прочитанного

(с помощью учителя).

Практическое различение сказки, рассказа, стихотворения.

Упражнения в овладении важными средствами звучащей речи: темпом, громкостью, тоном и мелодикой речи (повышение и понижение голоса).

Овладение правильным произношением слов.

Ориентировка в, учебной книге: знакомство с оглавле­нием, нахождение в нем названия нужного произведения, умение пользоваться заданиями и вопросами к читаемому произведению (с помощью учителя).

I полугодие. Правильное, сознательное и выразительное чтение целыми словами (малоизвестные слова сложной слоговой структуры — по слогам). Выделение при чтении важных по смы­слу слов, соблюдение пауз между предложениями и частями текста. Темп чтения незнакомого текста — 45—55 слов в минуту.

II полугодие. Правильное, сознательное и выразительное чтение целыми словами. Нахождение интонации (темпа, логичес­ких ударений, пауз), соответствующей содержанию текста. Темп чтения незнакомого текста — 55—65 слов в минуту.

Осознанное чтение текста про себя.

Работа с текстом. Связная устная, речь. Установ­ление последовательности действия в произведении и осмысление взаимосвязи описываемых событий, подкрепление правильного от­вета на вопрос выборочным чтением. Деление текста на закон­ченные по смыслу части и выделение в них главного, определение смысла всего произведения в целом с помощью учителя.

Составление плана прочитанного и краткая передача его со­держания с, помощью учителя.

Подробный и выборочный пересказ прочитанного по заранее составленному с учителем плану.

Нахождение с помощью учителя в тексте слов и выражений, которые использует автор для изображения действующих лиц, при­роды и описания событии.

Совершенствование звуковой культуры речи.

Ориентировка в учебной книге: самостоятельное нахождение произведения по его названию в оглавлении, отыскивание в учеб­ной книге произведений, близких по тематике