logo search
Istoria_Pedagogiki_shpory1

35. Вклад ш.Марджани в просв-ии татарского народа.

Шигабутдин ибн Багаутдин ибн Субхан ибн Абд-ал-Карим ал-Казани ал-Марджани родился по новому стилю 16 января 1818 г. в селе Ябынчи нынешнего Арского района Татарской АССР.

Марджани одним из первых в татарской религиозно-философской мысли XIX века выступил как религиозный философ, который стремился поднять интеллектуальный потенциал татарского народа на современный мировой уровень.

Огромная заслуга Шигабетдина Марджани заключается в том, что он, опираясь на традиционный уклад жизни татар, не нарушая его основные каноны, сумел обозначить кардинальные пути его обновления. Это важно и в наше время, потому что «возрождение традиций ислама не предполагает формальное возвращение общих мусульманских традиций в общественно-политическую жизнь общества, а подразумевает использование тех аспектов, которые сыграли в истории народа позитивную роль».

Второй этап жизнедеятельности Шигабетдина Марджани большей частью связан с просветительской и общественной деятельностью. Это 70-80 годы XIX века. Хотя он ещё продолжает заниматься религиозными и теоретическими вопросами, но в его мировоззрении явно преобладают просветительские тенденции.

Основной принципом Просветительства понимание Марджани историко-культурного процесса как развитие разума личности раскрылся и в «Мукаддиме», и в самой энциклопедии.

Религиозное свободомыслие Марджани не доходило до полного и прямого отвержения мусульманской догматики. Но тем не менее консервативно настроенные муллы в достаточной степени осознали угрозу его метода устоям религии. И совершенно не случайно в рапорте в декабре 1887 года муфтию Султанову 32 татарских муллы утверждали, что Марджани является мутазилитом, то есть рационалистом в религии.

Высоко оценивая научные знания, Шигабетдин Марджани считал их не противостоящими религиозным знаниям, а сосуществующими рядом с ними. Он пытался проблему соотношения веры и знания не за счёт дискредитации знания, а пытаясь установить между верой и знаниями своего рода мирное сосуществование.

В политике как и многие западноевропейские и русские просветители, Шигабетдин Марджани отдал дань концепции «просвещённого монарха». Он полагал, что во избежание взаимных ссор между людьми, кровопролития, всеобщего хаоса, анархии и произвола во имя защиты от посягательств на чужое добро нужен сильный человек, правитель, обладающий большими правами, но мудрый и просвещённый. К числу подобных правителей Марджани относил, например, Узбекхана.

Наряду с Фаизхановым, Насыйри Шигабетдин Марджани становится предвестником джадидизма – общественно-политического течения, проповедовавшего обновления канонов ислама. Именно просветители второй половины XIX века заложили основные реформы в преподавании в медресе, необходимость пропаганды знаний Нового времени через периодическую печать, усвоение татарским народом передовых достижений мировой культуры и науки.

У Марджани было много учеников. Среди них такие выдающиеся общественные деятели, как Х. Фаизханов и М. Рамзи. Многие выпускники Марджани преподавали в Средней Азии.