К основным преимуществам рейтингового контроля в военном вузе следует отнести:
во-первых, возможность управления познавательной деятельностью курсантов и слушателей с использованием целостной системы рейтинговых баллов. В данном случае речь идет не только о начислении их обучающемуся за выполнение конкретных учебных заданий, но и о поощрительных баллах, которые могут быть добавлены ему за активность на занятиях, своевременность выполнения учебных заданий и творческий подход к их решению, участие в научной работе, выступление с докладами на конференциях, участие в конкурсах научных работ и т. п.
Во-вторых, использование военным преподавателем шкалы с унифицированными рейтинговыми градациями способствует в зависимости от потребности управлять познавательной деятельностью осуществлять мониторинг успешности обучения курсантов и слушателей по данному учебному предмету и вычислять индивидуальный рейтинг каждого из них за определенный период обучения (месяц, семестр, учебный год).
В-третьих, широкое информирование всех участников учебного процесса о его результатах, которое вызывает живой интерес большинства курсантов и слушателей прежде всего из-за возможности сопоставления результатов своей учебы с результатами товарищей. При этом повышаются мотивация к обучению, состязательность, активизируются амбиции субъекта обучения, что способствует формированию такого важного для обучающегося качества, как умение рационально, с учетом своих сил, распоряжаться имеющимся ресурсом времени.
В-четвертых, возможность при оценке успеваемости курсанта (слушателя) отслеживать динамику и оценивать плодотворность его работы в течение всего периода обучения, учитывая при этом ее напряженность и результативность, а также своевременно выявлять и корректировать причины снижения успеваемости.
В-пятых, использование метода педагогического тестирования в условиях рейтинговой системы оценки и контроля знаний, навыков и умений курсантов и слушателей позволяет резко снизить при начислении рейтинговых баллов влияние таких субъективных факторов, как личность преподавателя и самого обучающегося, их взаимоотношения и т. п.
В-шестых, наличие серьезной математической поддержки всей рейтинговой системы дает возможность полностью автоматизировать процесс начисления соответствующих баллов и представления конечных результатов контроля в презентабельной форме.
Педагогическая практика применения в российских военных вузах рейтинговых систем контроля свидетельствует о следующих позитивных тенденциях, наметившихся при этом: повышается ритмичность и системность в работе курсантов и слушателей; индивидуализация обучения приобретает конкретные формы и содержание; уровень учебной самоорганизации при подготовке к занятиям характеризуется развитием инициативы и творчества обучающихся; количество традиционных “задолжников” по различным формам контроля уменьшается и т. п.
На конкретном примере обоснуем особенности организации рейтингового контроля курсантов и слушателей в военном вузе.
Исходя из посылки, что курсант (слушатель) при изучении учебной дисциплины способен заработать максимально 100 баллов, его рейтинг можно представить в следующем виде:
, (7.1)
где – баллы, набранные в результате текущего контроля; – баллы, набранные в результате рубежного контроля; – баллы, набранные в результате итогового контроля.
При определении нормирующих весовых коэффициентов, учитывающих ценность каждого вида контроля и приводящих полученные результаты к 100-балльной шкале, выражение для расчета рейтинга обучающегося можно представить в виде
, (7.2)
где – нормирующие весовые коэффициенты.
Рейтинговая система, разработанная только на принципе оценки накопления знаний, на практике оказывается не очень динамичной и мало стимулирует познавательную деятельность курсантов и слушателей. При устранении этих недостатков для расчета рейтинга может быть использована следующая формула:
, (7.3)
где – рейтинг, учитывающий уровень накопления знаний; – рейтинг, учитывающий стабильность работы курсантов и слушателей; – штрафной рейтинг, учитывающий несвоевременную отчетность и задолженность по результатам контроля.
Итоговый рейтинг формируется из условия максимального значения при идеальной работе (активная текущая работа с оценкой “отлично”, регулярность отчета по рубежным видам контроля с оценкой “отлично”) в 100 баллов. Следовательно,
, (7.4)
где – средняя оценка обучающегося, в пересчете на элементарную оценку текущего контроля; – среднеквадратическое отклонение текущих оценок от .
В случае идеальной работы обучающегося .
Тогда Штрафной рейтинг вычисляется по следующей формуле:
(7.5)
где – коэффициент, определяемый из условия получения неудовлетворительной итоговой оценки при наличии двух задолженностей; – количество задолженностей по видам рубежного контроля.
При нормальной регулярной работе курсантов и слушателей = 0. В случае их идеальной работы баллам.
Так как при реализации рейтинговой системы контроля ставка делается на регулярность и обязательность рубежного контроля, то можно использовать следующее распределение баллов рейтинга накопления: (20 %). (60 %). (20 %).
В конечном итоге расчет рейтинга накопления может быть рассчитан исходя из следующего выражения:
(7.6)
где – весовой коэффициент j-го вида контроля; – номер очередного контроля; – количество контрольных акций, включая очередную; – оценка, выставленная обучающемуся по результатам очередного контроля. Весовой коэффициент
(7.7)
где – нормированный постоянный коэффициент, учитывающий важность и сложность конкретного вида контроля; – нормирующий коэффициент, учитывающий количество различных видов контроля, разработанных и утвержденных для учебной дисциплины.
Учитывая, что наибольший вес из всех видов контроля имеет итоговый экзамен, то . Наименьший вес, естественно, имеет текущий контроль, значение которого можно определить как . Значения коэффициентов других видов контроля, применяемых в качестве рубежного, лежат соответственно в пределах от 0,05 до 1 и пропорционально соответствуют объему каждого учебного модуля дисциплины. Так, например, коэффициент зачета может составлять коэффициент ИКС и т. д.
Для вывода итоговой оценки в соответствии с принятой в военных вузах 4-балльной системой оценивания при рейтинговой системе контроля может быть использована следующая методика формирования шкалы перевода.
Максимальное значение относительного рейтинга можно получить, имея только отличные оценки и вырабатывая все заложенное количество контрольных мероприятий, при этом
Если курсант (слушатель) при тех же условиях успевает только с хорошими оценками, то , а если только с удовлетворительными оценками – .
Рубеж отличной оценки определяется как
Рубеж хорошей оценки определяется как
Рубеж удовлетворительной оценки как
Использование описанного подхода к организации рейтинговой системы контроля позволяет получить более чувствительный интегральный показатель успешности обучения курсантов и слушателей военного вуза и одновременно положительно решить одну из наиболее значимых задач, возлагаемых на рейтинговую систему – повысить мотивацию курсантов и слушателей к изучению учебного материала.
- Дидактика высшей военной школы
- Оглавление
- Введение
- Раздел 1. Организационно-педагогические основы обучения в военном вузе Глава 1. Педагогический процесс как система и целостное явление
- 1.1. Понятие о педагогических системах. Педагогический процесс в военном вузе как система
- 1.2. Педагогический процесс как целостное явление
- Принципы организации целостного педагогического процесса
- Принципы управления деятельностью обучающихся в целостном педагогическом процессе.
- Вопросы и задания
- Глава 2. Обучение как способ организации педагогического процесса в военном вузе
- 2.1. Общая характеристика процесса обучения
- 2.2. Система дидактических принципов и их содержание
- Вопросы и задания
- Глава 3. Методы, формы и средства обучения в высшей военной школе
- 3.1. Методы обучения: сущность, функции и классификация
- Классификация методов обучения (по и. Я. Лернеру и м. Н. Скаткину)
- Выбор методов обучения может определяться:
- 3.2. Характеристика основных форм и средств обучения
- Вопросы и задания
- Раздел 2. Дидактические основы разработки и применения в военном вузе современных технологий обучения Глава 4. Технлогия обучения в системе высшего военно-профессионального образования
- 4.1. Технология обучения: сущность, содержательная характеристика и структура
- 4.2. Информационные технологии обучения в высшей военной школе
- Вопросы и задания
- Глава 5. Дидактические основы информационно-технологического обеспечения учебного процесса в военном вузе
- 5.1. Сущность информационно-технологического обеспечения учебного процесса
- 5.2. Специальная профессионально-ориентированная обучающая среда как основа информационно-технологического обеспечения учебного процесса
- Вопросы и задания
- Глава 6. Проектирование и конструирование профессионально-ориентированной технологии обучения в военном вузе
- 6.1. Целеполагание, отбор и структурирование содержания учебного материала как важнейшие этапы проектирования технологии обучения
- 6.2. Определение требуемых уровней усвоения изучаемого материала, обоснование системы управления познавательной деятельностью обучающихся в рамках технологии обучения
- Вопросы и задания
- Глава 7. Дидактические основы оценки зффективности применения в военном вузе технологии обучения
- 7.1. Контроль и оценка эффективности учебного процесса: сущность, содержание и организация
- 7.2. Педагогическое тестирование как средство повышения качества контроля и оценки эффективности учебного процесса
- 7.3. Основы рейтингового контроля эффективности учебного процесса в военном вузе
- К основным преимуществам рейтингового контроля в военном вузе следует отнести:
- Вопросы и задания
- Раздел 3. Дидактические возможности применения в военном вузе различных методов обучения Глава 8. Лекция как ведущий метод изложения учебного материала
- 8.1. Традиционная вузовская лекция: сущность, дидактические функции, особенности организации и проведения
- Требования к современной вузовской лекции.
- 8.2. Нетрадиционные виды подачи лекционного материала, особенности их организации и проведения
- Вопросы и задания
- Глава 9. Семинар как метод обсуждения учебного материала в высшей военной школе
- 9.1. Сущность, особенности подготовки, организации и проведения семинара в военном вузе
- 9.2. Разновидности семинарских занятий в вышей военной школе, особенности их проведения
- Глава 10. Основы организации и проведения практических и лабораторных занятий в военном вузе
- 10.1. Практические занятия в вузе: сущность, особенности подготовки и проведения
- Раскроем особенности проведения практического занятия на технике.
- 10.2. Лабораторный практикум как разновидность практического занятия
- Особенности подготовки лабораторного занятия.
- Особенности проведения лабораторной работы в военном вузе.
- Вопросы и задания
- Глава 11. Игровые методы проведения учебных занятий в высшей военной школе
- 11.1. Дидактические основы организации и проведения игрового обучения в военном вузе
- 11.2. Особенности организации учебных занятий с использованием различных форм и методов игрового обучения
- Модификации метода мозговой атаки при организации игрового обучения в военном вузе.
- Вопросы и задания
- Глава 12. Метод самостоятельной работы, особенности его использования в военном вузе
- 12.1. Самостоятельная работа курсантов и слушателей под руководством преподавателя
- Особенности организации и проведения занятий методом самостоятельной работы под руководством преподавателя.
- 12.2. Консультирование как особая форма учебной работы в военном вузе
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Приложение технологическая карта изучения модуля “введение в педагогику”
- Тема 1. Предмет, задачи и общие основы педагогики
- Граф изучения темы
- Тема 2. Педагогические системы и педагогические технологии
- Рекомендуемая литература
- 1. Вступительная часть
- 2. Основная часть