logo search
ДИДАКТИКА ВЫСШЕЙ ВОЕННОЙ ШКОЛЫ

К основным преимуществам рейтингового контроля в военном вузе следует отнести:

во-первых, возможность управления познавательной деятельностью курсантов и слушателей с использованием целостной системы рейтинговых баллов. В данном случае речь идет не только о начислении их обучающемуся за выполнение конкретных учебных заданий, но и о поощрительных баллах, которые могут быть добавлены ему за активность на занятиях, своевременность выполнения учебных заданий и творческий подход к их решению, участие в научной работе, выступление с докладами на конференциях, участие в конкурсах научных работ и т. п.

Во-вторых, использование военным преподавателем шкалы с унифицированными рейтинговыми градациями способствует в зависимости от потребности управлять познавательной деятельностью осуществлять мониторинг успешности обучения курсантов и слушателей по данному учебному предмету и вычислять индивидуальный рейтинг каждого из них за определенный период обучения (месяц, семестр, учебный год).

В-третьих, широкое информирование всех участников учебного процесса о его результатах, которое вызывает живой интерес большинства курсантов и слушателей прежде всего из-за возможности сопоставления результатов своей учебы с результатами товарищей. При этом повышаются мотивация к обучению, состязательность, активизируются амбиции субъекта обучения, что способствует формированию такого важного для обучающегося качества, как умение рационально, с учетом своих сил, распоряжаться имеющимся ресурсом времени.

В-четвертых, возможность при оценке успеваемости курсанта (слушателя) отслеживать динамику и оценивать плодотворность его работы в течение всего периода обучения, учитывая при этом ее напряженность и результативность, а также своевременно выявлять и корректировать причины снижения успеваемости.

В-пятых, использование метода педагогического тестирования в условиях рейтинговой системы оценки и контроля знаний, навыков и умений курсантов и слушателей позволяет резко снизить при начислении рейтинговых баллов влияние таких субъективных факторов, как личность преподавателя и самого обучающегося, их взаимоотношения и т. п.

В-шестых, наличие серьезной математической поддержки всей рейтинговой системы дает возможность полностью автоматизировать процесс начисления соответствующих баллов и представления конечных результатов контроля в презентабельной форме.

Педагогическая практика применения в российских военных вузах рейтинговых систем контроля свидетельствует о следующих позитивных тенденциях, наметившихся при этом: повышается ритмичность и системность в работе курсантов и слушателей; индивидуализация обучения приобретает конкретные формы и содержание; уровень учебной самоорганизации при подготовке к занятиям характеризуется развитием инициативы и творчества обучающихся; количество традиционных “задолжников” по различным формам контроля уменьшается и т. п.

На конкретном примере обоснуем особенности организации рейтингового контроля курсантов и слушателей в военном вузе.

Исходя из посылки, что курсант (слушатель) при изучении учебной дисциплины способен заработать максимально 100 баллов, его рейтинг можно представить в следующем виде:

, (7.1)

где – баллы, набранные в результате текущего контроля; – баллы, набранные в результате рубежного контроля; – баллы, набранные в результате итогового контроля.

При определении нормирующих весовых коэффициентов, учитывающих ценность каждого вида контроля и приводящих полученные результаты к 100-балльной шкале, выражение для расчета рейтинга обучающегося можно представить в виде

, (7.2)

где – нормирующие весовые коэффициенты.

Рейтинговая система, разработанная только на принципе оценки накопления знаний, на практике оказывается не очень динамичной и мало стимулирует познавательную деятельность курсантов и слушателей. При устранении этих недостатков для расчета рейтинга может быть использована следующая формула:

, (7.3)

где – рейтинг, учитывающий уровень накопления знаний; – рейтинг, учитывающий стабильность работы курсантов и слушателей; – штрафной рейтинг, учитывающий несвоевременную отчетность и задолженность по результатам контроля.

Итоговый рейтинг формируется из условия максимального значения при идеальной работе (активная текущая работа с оценкой “отлично”, регулярность отчета по рубежным видам контроля с оценкой “отлично”) в 100 баллов. Следовательно,

, (7.4)

где – средняя оценка обучающегося, в пересчете на элементарную оценку текущего контроля; – среднеквадратическое отклонение текущих оценок от .

В случае идеальной работы обучающегося .

Тогда Штрафной рейтинг вычисляется по следующей формуле:

(7.5)

где – коэффициент, определяемый из условия получения неудовлетворительной итоговой оценки при наличии двух задолженностей; – количество задолженностей по видам рубежного контроля.

При нормальной регулярной работе курсантов и слушателей = 0. В случае их идеальной работы баллам.

Так как при реализации рейтинговой системы контроля ставка делается на регулярность и обязательность рубежного контроля, то можно использовать следующее распределение баллов рейтинга накопления: (20 %). (60 %). (20 %).

В конечном итоге расчет рейтинга накопления может быть рассчитан исходя из следующего выражения:

(7.6)

где – весовой коэффициент j-го вида контроля; – номер очередного контроля; – количество контрольных акций, включая очередную; – оценка, выставленная обучающемуся по результатам очередного контроля. Весовой коэффициент

(7.7)

где – нормированный постоянный коэффициент, учитывающий важность и сложность конкретного вида контроля; – нормирующий коэффициент, учитывающий количество различных видов контроля, разработанных и утвержденных для учебной дисциплины.

Учитывая, что наибольший вес из всех видов контроля имеет итоговый экзамен, то . Наименьший вес, естественно, имеет текущий контроль, значение которого можно определить как . Значения коэффициентов других видов контроля, применяемых в качестве рубежного, лежат соответственно в пределах от 0,05 до 1 и пропорционально соответствуют объему каждого учебного модуля дисциплины. Так, например, коэффициент зачета может составлять коэффициент ИКС и т. д.

Для вывода итоговой оценки в соответствии с принятой в военных вузах 4-балльной системой оценивания при рейтинговой системе контроля может быть использована следующая методика формирования шкалы перевода.

Максимальное значение относительного рейтинга можно получить, имея только отличные оценки и вырабатывая все заложенное количество контрольных мероприятий, при этом

Если курсант (слушатель) при тех же условиях успевает только с хорошими оценками, то , а если только с удовлетворительными оценками – .

Рубеж отличной оценки определяется как

Рубеж хорошей оценки определяется как

Рубеж удовлетворительной оценки как

Использование описанного подхода к организации рейтинговой системы контроля позволяет получить более чувствительный интегральный показатель успешности обучения курсантов и слушателей военного вуза и одновременно положительно решить одну из наиболее значимых задач, возлагаемых на рейтинговую систему – повысить мотивацию курсантов и слушателей к изучению учебного материала.