logo search

38. Принцип сознательности и активности

Одной из важнейших целей обучения является формирование у учащихся правильного отношения к окружающей действительности и соответствующих убеждений. Общеизвестно, что лишь те знания становятся убеждениями человека, которые усвоены сознательно. Однако в процессе обучения учащимся передаются только знания, а убеждения свои каждый человек вырабатывает самостоятельно, то есть сознательно.

Сознательность в усвоении материала учащимися во многом зависит от деятельности учителя, которому необходимо постоянно следить за вниманием учащихся в процессе обучения. Учитель стимулирует внимание учащихся постановкой проблемных ситуаций, но не вопросов на уровне актуального развития, – такой подход не способствует активизации внимания учащихся.

В процессе обучения необходимо учитывать, прежде всего, наиболее общие признаки сознательного усвоения знаний:

учащиеся должны уметь облекать свои знания в правильную словесную оболочку (выражение «Знаю, но сказать не могу» – признак отсутствия знаний);

сознательность выражается и в положительном отношении учащихся к изучаемому материалу, в их заинтересованности;

признаком сознательного усвоения учебного материала является степень самостоятельности – чем она выше, тем сознательнее усваиваются знания.

Учащимся всегда должен быть ясен смысл поставленных перед ними учебных задач, а также понятна цель обучения. Пусть урок начинается постановкой проблемы и ведется с опорой на предыдущий опыт учащихся, на имеющуюся у них систему знаний. А учитель пусть использует все имеющиеся в его распоряжении приемы, чтобы вызвать интерес у учащихся к изучаемому материалу.

Учащиеся должны не только усваивать в процессе обучения информацию о предметах и явлениях, но и понимать их внутреннюю сущность. Им непременно нужно прийти к пониманию закономерностей, которые они смогут потом использовать на практике.

Особую роль в сознательном и активном усвоении знаний играет интерес, который может проявляться благодаря использованию ярких примеров, неизвестного учащимся дополнительного учебного материала и т. п.